Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее деятельности. Но при осуществлении единого прокурорского надзора в разных направлениях есть существенные различия. Есть свои особенности в различных сферах законодательства, за которым производится надзор, различаются субъекты, исполняющие это законодательство. Следовательно, отличны и полномочия прокуроров, осуществляющих надзор в разных направлениях.
Принято выделять следующие направления (отрасли) единого прокурорского надзора:
1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.
Это основные направления прокурорского надзора, но прокуроры имеют и ряд других функций:
– участвуют в правотворческой деятельности;
– координируют деятельность органов правоохраны по борьбе с преступностью;
– рассматривают и разрешают обращения граждан (жалобы, заявления и др.), поступающие в органы прокуратуры;
– участвуют в работе по профилактике правонарушений.
Наиболее важные задачи, которые решаются путем осуществления прокурорами вышеперечисленных функций, таковы:
1. Защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.
2. Защита прав и свобод человека и гражданина.
3. Защита охраняемых законом интересов и прав организаций, предприятий, прочих юридических лиц.