Введение

Кризисные явления, обусловленные различными причинами (войнами, вооруженными конфликтами, международным санкционным давлением, сложной эпидемиологической обстановкой, чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями и др.), периодически оказывают существенное влияние на мировую экономику, а также экономику конкретных стран. Не исключением является и наша страна, экономика которой неоднократно подвергалась воздействию кризисов. Так, 90-е гг. XX в. в России характеризовались затяжным кризисом, охватившим практически все сферы экономических отношений – производства, кредитно-банковскую, бюджетную, налоговую и др. Такие негативные явления, как нарастающая инфляция, кризис неплатежей, неконтролируемый рост цен, преобладание импорта над экспортом, хронический бюджетный дефицит, существенно усиливаются в кризисные периоды.

Вместе с тем политическая стабильность, гарантированная согласованными действиями всех ветвей власти при усилении координирующей роли Президента Российской Федерации, показала свою эффективность и в экономике. Данные обстоятельства позволили Президенту Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г. ответственно заявить: «В последние годы мы сосредоточили усилия на укреплении макроэкономической устойчивости… Федеральный бюджет вновь стал профицитным. Наши государственные резервы уверенно покрывают совокупный внешний долг. Говорю не о каких-то абстрактных, отвлеченных показателях, они прямо, хочу это подчеркнуть, прямо связаны с жизнью каждого человека в нашей стране, с выполнением социальных обязательств перед людьми. Мы видим, с какими проблемами, даже потрясениями сталкиваются граждане тех государств, где подобной “подушки безопасности„не было, где такой фундамент оказался зыбким. Результатом последовательной работы Правительства и Банка России стала и ценовая стабилизация. По итогам прошлого года инфляция составила три процента, это ниже установленного ориентира в четыре процента»[1].

Важнейшую роль в преодолении последствий экономических кризисов играет неукоснительное исполнение законов, обеспечивающее стабильность гражданского оборота, наполняемость бюджетов всех уровней, целевое расходование бюджетных средств, что в конечном итоге позволяет государству должным образом исполнить социальные обязательства, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В связи с этим органы прокуратуры играют существенную роль в государственном механизме преодоления последствий экономических кризисов.

Анализ практики прокурорского надзора показывает, что, осуществляя надзор за исполнением законов, органы прокуратуры способствуют стабилизации отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Правильное смещение акцентов в работе прокуроров в кризисные периоды содействует решению первоочередных задач, поставленных руководством страны в конкретных социально-экономических условиях.

Настоящая монография отражает результаты научно-практического изучения вопросов прокурорской деятельности и обеспечения законности в условиях кризисных явлений в экономике, а также предлагает ряд их научно обоснованных решений. В указанных целях изучен большой массив специальной юридической и экономической литературы, законодательных актов, проведено анкетирование 944 прокурорских работников, представляющих 13 прокуратур субъектов Российской Федерации в различных федеральных округах.

В работе анализируются понятие, признаки и виды экономических кризисов, раскрываются особенности обеспечения законности в периоды кризисных явлений, детально освещаются вопросы организации прокурорского надзора в данных условиях. Дается характеристика наиболее актуальных направлений прокурорского надзора и обеспечения законности в период кризисных явлений не только в экономической, но также в социальной (социальное обеспечение, труд, здравоохранение) и экологической сферах.

Особое внимание уделено анализу законодательных норм, надзор за исполнением которых приобретает особую актуальность в период кризисных явлений в экономике, наиболее адекватных им мер прокурорского реагирования, а также эффективных форм и методов работы прокуратуры, новых направлений взаимодействия с контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

Целью настоящей работы является разработка новых концептуальных подходов к организации прокурорского надзора в сложных социально-экономических условиях, требующих максимальной концентрации усилий как государственных органов, так и представителей бизнес-сообщества.


О. С. Капинус

Ректор Университета прокуратуры Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции 2 класса

Загрузка...