Под предметом прокурорского надзора понимается сфера общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.
1. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных:
• с соблюдением Конституции РФ;
• исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
2. Предметом прокурорского надзора является:
☑ соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
☑ соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
☑ соблюдение выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
3. Целью прокурорского надзора является результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важная функция – надзор.
Целями прокуратуры являются обеспечение:
☑ единства и укрепления законности;
☑ защиты прав и свобод человека и гражданина;
☑ верховенства закона;
☑ защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
4. Задачи прокурорского надзора многочисленны и существенно различаются между собой:
☑ по содержанию;
☑ средствам их решения;
☑ кругу субъектов, т. е. органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.
Под общими задачами понимаются укрепление законности, защита личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, которые определяются Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами.
5. Специальные задачи стоят перед конкретным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений законов).
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.
6. Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости:
☑ от направления (отрасли) прокурорского надзора;
☑ вида применяемого правового средства;
☑ конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (своевременность истребования нормативных правовых актов для проверки их соответствия закону, получение полной информации о конкретном нарушении закона, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.).
Частные задачи не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.