Глава 3. Поведенческий подход

Вот мы плавно и подошли через поведенческий тест к поведенческому подходу10. В бихевиоризме (от англ. Behavior – поведение) утвердилась идея, что уровень прокрастинации повышается за счёт закрепления стратегии такого поведения. Классическая теория обучения объясняет, что становление тех или иных форм поведения обычно происходит автоматически, если поведение одобрено или не наказано. Для прокрастинаторов это означает, что они запомнили случаи откладывания дел и успешного их завершения за очень короткое время перед окончательным сроком сдачи.



Рис. 8. «Привет, грабли!»


Американский психиатр, психолог и поведенческий экономист Джордж Аинсли11 считает, что люди избегают выполнения какой-то деятельности в зависимости от частоты подкрепления. То есть считают, что лучше получить поощрение за краткосрочную активность, чем долгосрочное воплощение своих целей в жизнь. Одна из причин такого выбора – можно быстрее получить удовольствие от проделанной работы. Ну, просто сварить кофе – это прям же моментальная награда, а ждать, пока выйдет книга – это ого-го, как долго, и поди угадай, раскупят ли тираж. Пойду пить кофе.

Вы себе тоже заварите, что любите, кофе или чай, объявляю кофе-брейк.




Попили? С возвращением! Теперь знайте, что такая привычка (достигать краткосрочного удовольствия вместо долгосрочного планирования) мешает достижению долгосрочных целей, поскольку человек попадает в замкнутый круг: ищет быстрых удовольствий, которые, в свою очередь, повышают тревожность перед выполнением длительных задач. Прокрастинация – это не когда ничего не делают, а когда не делают и мучаются совестью, винятся и опасаются негативных последствий, помните?

Этот механизм подробно описан российским психологом Н. Шуховой12 и называется «Снежный ком» или Цикл Промедления: отдаляя совершение какого-то действия, мы последовательно проходим через несколько фаз, которые повторяются каждый раз в закономерной последовательности.

Цикл промедления представлен в виде мыслей прокрастинатора на каждой фазе. Проверьте, знакомо?

1. «На этот раз я начну рано». Приступая к новой работе, прокрастинатор полон надежд на своевременное и даже заблаговременное начало. Особенность этой фазы в том, что, с одной стороны, он чувствует, что не хочет и не может начинать работу прямо сейчас, а с другой – надеется, что всё начнётся «само собой».



2. «Скоро придётся начать». Время идёт, иллюзия своевременно начать развеивается, у промедлителя возникает обеспокоенность. Он чувствует, что пора прикладывать какие-то усилия, что надо начинать действовать. Однако дедлайн ещё далеко и надежды на «само собой» остаются.



3. «А вдруг я вообще не начну». У прокрастинатора возникает всё больше мрачных предчувствий, обеспокоенность возрастает. Типичные переживания на этом этапе:

«Надо было начинать раньше» – у большинства откладывающих возникает чувство сожаления по утраченному времени и самообвиняющий вывод.

«Я делаю всё, но…» – человек начинает выполнять менее сложную работу, от которой уклонялся раньше. Все мы помним внезапные уборки во время подготовки к экзаменам, вымытые окна и купленные продукты, лишь бы не… Иногда отвлекающая деятельность кажется настолько продуктивной, что прокрастинатор внушает себе, что он продвигается и в важном деле.

«Меня ничего не радует» – чтобы отвлечься от неприятных переживаний, прокрастинатор пытается заняться чем-то приятным: читать, играть в компьютерные игры, общаться с друзьями и т. п. Однако любое удовольствие омрачается чувством вины и тревогой за результат дела.

4. «Надеюсь, что никто не заметит». При приближении дедлайна прокрастинатор начинает чувствовать стыд и пробует скрыть своё бездействие от других.



5. «Со мной что-то не так». На этом этапе становится ясно, что начать выполнение вовремя и завершить без спешки не получится. Прокрастинатор обвиняет себя, ему начинает казаться, что он лишён чего-то, что есть у других – силы воли, самодисциплины. (И мы увидим, что во многих случаях это так).



6. «Быть или не быть». Здесь мы делаем окончательный выбор: приниматься за работу или плюнуть. Бывает, что напряжение становится совершенно нестерпимым, а своевременное завершение проекта вовремя абсолютно невозможным, прокрастинатор приходит к выводу, что он провалил дело, и устраняется.


Если же принято решение приступать, то приходится пройти через следующие этапы переживаний:

7. «Не могу больше затягивать». К этому моменту напряжение настолько усилилось, что прокрастинатору ничего не делать становится труднее, чем включиться в деятельность.

8. «Оказывается, всё не так уж плохо, почему я не начал раньше?» По мере постепенного продвижения в выполнении задачи наступает облегчение, и человек начинает жалеть о первоначальных тревогах: «Я мог бы сохранять спокойствие и радоваться, занимаясь этим делом, ну почему же я не начал раньше?»



9. «Только бы успеть вовремя!» Время, отведённое на выполнение работы, истекает, его не остаётся на проверку и качественное улучшение сделанного. Прокрастинатор лишь успевает закончить в срок, уже не думая о том, что можно было бы исправить. И тогда получается как у художника Ильи Репина, который ходил в галерею Третьякова, где экспонировались его картины, и дорисовывал их. :)

10. «Больше никогда не буду откладывать». Окончательно отказавшись от дела или завершив его, прокрастинатор чувствует облегчение и расслабление. Вероятность повторного проживания этого цикла пугает его и мотивирует дать себе обещание никогда больше не откладывать «на потом».



Таким образом, в цикле промедления отражены основные характеристики явления прокрастинации: эмоциональный дискомфорт, высокая степень напряжения, которое приходится переживать прокрас-тинатору, мрачные предчувствия по поводу грядущих негативных последствий откладывания.

Три основных критерия, по которым поведение человека расценивается как прокрастинация, это контрпродуктивность, бесполезность и отсрочка. Важно и то, что прокрастинаторы, с одной стороны, признают свою привычку откладывать, но с другой – искренне рассчитывают «в следующий раз» сделать всё вовремя. Что не подтверждается на практике, если только не… заняться перепрограммированием своих привычек осознанно и дисциплинированно.


Дать сразу «таблетку» от вредной привычки-отвлекалки? Или подождёте до главы с программой преодоления? Ладно-ладно, вот быстрое упражнение, дающее моментальный результат, от основоположника психосинтеза, итальянца Роберто Ассаджиоли13 и метод 10 минут Макгонигала14. Сама пользуюсь и вам рекомендую.



Рис. 9. Упражнение «10 минут отсрочки импульса»


Ещё хотите?

Вот, очень простое упражнение. Принцип от Роберто Ассаджиоли вообще можно назвать буквально «возьми себя в руки».




Рис. 10. Упражнение «Возьми себя в руки»

Загрузка...