Две недели спустя.
Сагард, южная окраина деревни
– Капитан Форк, капитан Форк! – закричал один из мальчишек с другой стороны склона.
И Алекс, который перетаскивал вместе с Дени тяжелющий валун, только сейчас очухался, что зовут именно его – так чудно звучало выдуманное имя. Работа с землёй затянула, и Алекс на время отрешился от происходящего, точно вслушался в тихое молчание этих камней и склонов и сам проникся им полностью, даже мыслей никаких не было.
Вулканические камни… Сухие, жёсткие, местами чёрные, как обсидиан, местами острые. А ведь странно подумать, что когда-то вся эта земля была глубоко под океанской толщей, и только огонь вулканов сотворил цветущий остров из своих недр. Здесь, в горах, почти не пахло океаном, но Алекс вдруг почувствовал и привычную соль во влажном воздухе, и дуновение прохлады, и на мгновение ощутил почву под ногами – морской волной.
Он выпрямился, пошатнулся, но всё-таки поймал равновесие.
– Вас староста ищет! – зашумел опять парнишка. Изен, что ли.
А Дени, заметив странное поведение Алекса, оставил работу и бросил исподлобья, сощурив подбитый где-то глаз:
– Капитан?
– Нормально всё.
Алекс отряхнул руки и оставил двоих матросов трудиться над укреплением на одном из склонов рядом с дорогой. Сегодня работали с самого рассвета – пока стихли ливни и стало сухо и ясно.
Разведотряд ивварцев был небольшим. Казалось, они не ждали столь яростного сопротивления, пришли, надеясь быстро занять деревню, да только им не повезло наткнуться на команду Алекса. Но даже пара десятков солдат смогла запросто пройти через деревню, убить четверых мужиков и поджечь несколько домов. И сейчас Алекс хотел всеми силами предотвратить повторение этой бойни. Наверняка кто-то из солдат успел скрыться – а значит, вполне стоит ждать мстящих, что придут следом.
Однако две недели после боя превратились в абсолютное затишье. Несколько раз Алекс отправлял своих на разведку – но те возвращались, докладывая, что вокруг никого. В крупные города ещё не совались – хотя, может, и стоило рискнуть…
– Пхэрра, – рядом выругался на ивварском Сагиш, из рук которого вырвался камень и полетел по горному склону. Боцман глянул следом и помянул проклятых морских духов.
Пара мрачноватых деревенских воззрилась на матроса угрюмо: не по душе им всё-таки были чужаки, которые не только свои порядки установили и заставили сооружать укрепления, но и ругались неясными словами. Один кучерявый даже забормотал про Покровителя.
Сагиш только раздражённо прикрикнул на того, чтоб занялся делом, чем вызвал только новый рассерженный взгляд.
– Дела у меня и другие есть – не то что ваши треклятые камни по склонам таскать точно муравьи! – сплюнул в сторону кучерявый.
– У меня ещё поле не пахано и пара виноградников загнулась, покуда мы тута спины гнём, – ругнулся второй. – А ищ-що корми эти рты ненасытные, которые ток знай командуют.
– Чего сказал? – Сагиш угрожающе выпрямился. – Ты чё там бубнишь, мужик? Рты тебе лишние? А как ивварцы в дом постучат и жёнушке твоей юбку задерут – так заверещишь, как твой осёл, а? Или, мож, сам в руки меч возьмёшь – да только руки-то у тебя корявые под такое не заточены!
Пока Алекс дошёл до крестьян, они уже успели разораться так, что все работающие рядом потянулись к сваре. Кучерявый уже разошёлся и пихнул Сагиша в грудь так, что тот чуть не полетел со склона.
– А ну хватит! – рявкнул Алекс, пытаясь образумить хотя бы своих, но там уже нашла коса на камень. Матросы, взревев от несправедливости, сцепились с деревенскими, а те, в свою очередь, закатали рукава. Пока Алекс пытался разнять ближайших, потасовка захватила всех остальных.
– Вы здесь чужие и вас звать никто сюда не звал, слышь! И без того бы справились, не так уж нас мало.
– Демоны морские, – гнусаво кричал ещё один, уворачиваясь, – вам тут жрать и спать даём да ещё указы ваши демоновы исполняем, а только и слышим непотребство! Духов ваших морских от Тёмного.
– Этот вон вчерась Марику затронуть хотел, да я ему живо морду-то начистил, – хмыкнул один большеротый, ткнув на Дени, под глазом которого темнел хороший такой синяк.
Сагиш тем временем придушил кучерявого, швырнув на камни и даже не слыша крика Алекса. Но тут же и Мейк подтянулся снизу, на ходу закатывая рукава. Алекс наконец с силой отпихнул Сагиша в сторону.
– А ну прекратить! Разошлись все, – рявкнул наконец Имейр, что не дождался и поднялся навстречу – быстро, ловко, привычно. И не скажешь, что мужику под пятьдесят. Одетый в рабочую рубаху с закатанными рукавами и заляпанные грязью шаровары, он грозно осмотрел свару.
Алекс отряхнулся и встретил его взгляд.
– Капитан, сколько вам ещё осталось? Нам нужен перерыв, – с напором начал Имейр. – Наши запасы не бесконечны, к тому ж и кормить приходится поболе.
– Нам надо закончить, если вы не хотите новых жертв.
Имейр поставил ногу выше, опёрся на колено и проговорил:
– Не думаю я, что они ещё сунутся сюда вскоре. Получили – и будя. А нам работать надо, урожай пропадает, время не ждёт. И без того до дождей не успели.
Довольные его поддержкой крестьяне, потирая сбитые кулаки и поправляя одежду, начали расходиться, да и без того было время прерваться. Ладно, что в этот раз обошлось без кровопролития. Но с этими сварами надо что-то делать, Алекс не думал, что всё может скатиться до мордобоя.
Алекс вскинул голову и осмотрел склоны. Подходы удалось укрепить почти по всем направлениям: с дороги, в ущельях по горам, где возможно пролезть, даже в лесу в низине выставили несколько караульных. Разве что ивварцы ломанутся тем же путём, что пришли они: по каменистому склону из самой бухты. Но там «Ясный» с остатками команды, – которых, кстати, пора проведать, – и Алекс надеялся, что они прикроют тыл.
А может, он и правда перегибает. Слишком спокойно и тихо стало, будто и не было никаких ивварцев.
– Ладно. Мы ещё не закончили, но справимся. – Он сжал и разжал пальцы, разминая ноющие суставы. – А вот от еды я бы сейчас не отказался.
Имейр сбросил деловой тон.
– Хильда как раз готовит, – кивнул он приглашающе. И покачал головой. – Надеюсь, это не повторится – не хватало нам ещё междоусобиц среди своих же…
Спускаясь на дорогу, Алекс несколько раз проехался сапогами по мелким камням и ступил в рыхлую землю у виноградника. Джейна была права, и сезон дождей не заставил себя ждать. Поливало временами мощно, с короткими грозами, и молниями сверкало прямо у горных вершин – руку протяни, и уже окажешься в тяжёлых тучах, что пеленой окутывали всё вокруг. Но дожди шли недолго, вода быстро уходила горными левадами вниз, и снова прояснялось.
– Согласен. Прослежу и за своими, расслабились парни – слишком тихо стало. Не с кем подраться.
– Как долго вы ещё останетесь с нами? – помолчав, спросил Имейр, ступая рядом и порой прикрикивая на снующих по дороге мальчишек.
Самые бойкие, уже отошедшие от первого шока войны и смертей, гоняли рядом с матросами, то помогая, то мешая и задавая кучу вопросов про флот и корабли, а ещё просили показать блестящую сталь сабель.
Алекс вспомнил о подсказке, что они с Джейной нашли у Вария в доме. Что, если вправду послание было оставлено для них нарочно? Причём казалось, Варий знал наперёд, что именно они вдвоём с Джейной окажутся в его доме. Одному из них ни за что не найти ответ, а вдвоём они дополнили знания друг друга…