Введение

Когда дуют ветры перемен,

одни люди возводят стены,

а другие – ветряные мельницы.

Китайская пословица

Вы тоже ощутили силу ветра перемен?

Тектонические сдвиги в, казалось бы, успешно действующей системе международного взаимодействия привели к пересмотру ранее эффективных цепочек кооперации, масштабному перестроению финансовых и логистических потоков, стремительному расцвету новых и закату прежних технологических лидеров.

Уверен, многие со мной согласятся в том, что за последние несколько лет в силу определенных событий исторического масштаба их бизнес претерпел существенные изменения. Кому-то удалось быстро адаптироваться к новым реалиям, а кого-то ветер перемен сбил с ног.

И, что важно, это не локальный вопрос отдельного предприятия или отрасли. Мы имели, имеем и, уверен, будем иметь возможность наблюдать глобальные изменения, которые отразятся (и уже отражаются) на экономических процессах практически во всех точках планеты.

Масштаб и глубина изменений таковы, что они фактически пошатнули (а где-то и выбили) отдельные опоры формировавшейся в течение десятилетий мировой производственно-экономической системы.

Когда все вокруг стремительно меняется и движется, сложно найти свой путь и при этом не допустить стратегических ошибок.

На момент написания книги я уже почти 20 лет работаю в приборостроительной отрасли, в сфере создания и развития производств радиоэлектронной аппаратуры различных применений. Конечно, я не мог оставаться равнодушным к тому, что происходит, и мне захотелось внести свой посильный вклад в стабилизацию ситуации и помощь игрокам рынка в вопросе выбора стратегии развития.

Данная книга – это моя попытка провести анализ ситуации и комплексно проработать один из возможных путей развития бизнеса.

Если взглянуть на все происходящие процессы и их динамику, то становится понятно, что базовых стратегий две.

Первая стратегия, назовем ее консервативной, предполагает выжидание и минимальные действия по реформированию бизнеса и его производственной части. Однако чем дальше развивается и преображается рыночная ситуация, тем больше риск оказаться далеко позади конкурентов.

Вторая – активная, она ориентирована не на выжидание, а на комплексную трансформацию бизнеса и его производственного блока в целях обеспечения устойчивой конкурентоспособности даже по отношению к зарубежным игрокам, присутствующим на рынке.

Консервативная стратегия не предполагает большого числа активных действий. Работай, как привык, и иногда отбивайся от ударов судьбы. Все в целом понятно.

А вот второй путь, ориентированный на реформы, развитие и усиление рыночных позиций, намного более сложен и требует глубокого анализа. Весь мировой опыт подсказывает нам, что в сфере высоких технологий только активный подход позволяет как выйти на лидирующие позиции, так и удерживать текущее рыночное положение и финансовые показатели.

Данная книга посвящена тому, как в быстро меняющемся мире с помощью развития производственной деятельности обеспечить конкурентоспособность бизнеса и продукции по отношению как к отечественным игрокам, так и к зарубежным.

По сути, речь о том, как создать производство мирового уровня в сфере радиоэлектронной аппаратуры, правильно интегрировать его в бизнес и превратить в сильную сторону компании.

Книга ориентирована в первую очередь на менеджмент как производственных компаний, так и компаний, пользующихся услугами контрактного производства для изготовления собственной продукции.

Казалось бы, во фразе «производство мирового уровня» все понятно: сразу представляется что-то технологичное и передовое. Но вместе с тем кто из читателей, даже работающих в промышленной сфере, может четко и по пунктам сформулировать, что стоит за этим термином?

Не получилось? Ничего страшного. Такого термина и его четкого определения попросту нет ни в одном стандарте, официальном документе или более-менее авторитетном источнике. Однако само определение жизненно необходимо для отечественной промышленности в качестве маяка, ориентира для путешественников в огромном океане технологий и бизнеса, а точнее, бизнеса, построенного на технологиях.

К определению производства мирового уровня мы еще вернемся, ведь именно этому предмету посвящена заметная часть книги. А сейчас я бы хотел поделиться цепочкой логических рассуждений, которая меня побудила написать эту книгу.

Это уже вторая моя книга. Первая называется «Индустрия 4.0: Умные технологии – ключевой элемент в промышленной конкуренции», она вышла в 2017 г. и стала первым в России изданием на тему четвертой промышленной революции[1]. Кстати, несмотря на определенное моральное устаревание, она будет хорошим дополнением к содержанию данного труда.

Термин «четвертая промышленная революция» описывает стремительный технологический прогресс в XXI в. Это понятие было популяризовано в 2016 г. Клаусом Швабом. Его основой являются массовое внедрение информационных технологий, передовой роботизации и искусственного интеллекта в промышленность, автоматизация бизнес-процессов, интернет вещей, блокчейн, трехмерная печать и другие технологии.

Тогда я проделал объемную работу по анализу трендов в мировой промышленности и того, как промышленным предприятиям предстоит сосуществовать с новой реальностью. И я надеялся, что на этом смогу закончить свою литературную деятельность, поскольку дело это сложное и кропотливое, а все достаточно важное я сказал.

Как же я ошибался!

Все настолько изменилось, что подходы, которые работали ранее, сегодня уже не актуальны.

Интересно, как сейчас чувствуют себя апологеты концепции just-in-time в связи с глобальными перебоями в мировой логистике, которые начались в период пандемии и продолжились на фоне нарушений традиционных логистических маршрутов. Компании, которые годами синхронизировали цепочки поставок комплектации, в одночасье лишились возможности производить продукцию.

Также очень интересно было бы послушать сторонников глобальной кооперации и узнать, скольких усилий им стоило перестроиться на новых поставщиков на фоне взрывного роста числа торговых ограничений в глобальной торговле. Хотя изначально всё они делали правильно.

И здесь нет никакого злорадства и сарказма. Я и сам долгое время был сторонником традиционной производственной модели, опирающейся на прозрачность границ, глобализацию и все связанные с этим преимущества.

Логистическая концепция just-in-time (англ. точно в срок) – это стратегия управления, которая позволяет согласовывать заказ материалов у поставщиков непосредственно с графиком производства. Компании используют эту концепцию для минимизирования запасов на складах и повышения эффективности. Этот метод требует от производителей точного прогнозирования спроса. Впервые был внедрен в Toyota в 1970-х гг.

А у нас разве был выбор? После развала Советского Союза наша промышленность находилась в таком состоянии, что обеспечение спроса было возможно только при условии активной международной кооперации и импорта. Так что делали что могли, а что не могли – импортировали.

И вот в этом месте я хотел бы озвучить и выделить одну простую, но очень важную мысль: если можно не заниматься производством, то легче всего им не заниматься.

Это же такая зона комфорта. Никаких тебе проблем с производственными мощностями, энергетикой, логистикой, кооперацией, огромным количеством персонала, качеством и т. д. Радость, а не бизнес: купил, продал, на разницу живешь.

Ну вот мы лет тридцать и жили в парадигме того, что сложную для производства продукцию мы всегда можем купить у тех, кто ее делает. И покупали долго, пока нам не перестали ее продавать. Кто же знал, что так будет.

Мы подождали, конечно, вдруг передумают. Еще немного подождали. Эх, ну, видимо, придется самим все делать.

Собрались, решились, взялись за дело. И вот здесь нас ждал неприятный сюрприз. Не сюрприз, конечно, так как все ожидаемо, но все-таки.

Пока мы импортировали сложную продукцию и находились в зоне комфорта, в мире строились передовые заводы, развивались технологии производства и управления, нарабатывался и формализовывался опыт, формировалось сообщество профильных специалистов, а также проходили другие системообразующие процессы. Это касается многих отраслей, но в первую очередь я говорю про сферы, в которых я построил свою карьеру, – это приборостроение и машиностроение. Я их лучше знаю и понимаю.

Результатом вышеуказанных системных изменений стало то, что уровень зрелости крупных зарубежных поставщиков высокотехнологичной продукции существенно вырос. Здесь я говорю и про конкретные компании, и про уровень развития отраслей в отдельных странах.

В такой ситуации просто начать производить аналоги ранее импортировавшейся сложной продукции – задача для нас крайне тяжело реализуемая. Да, мы можем ценой неимоверных усилий произвести некоторое количество образцов, пусть даже их будет достаточно. Но если посмотреть на себестоимость и качество, то результаты будут не очень конкурентными.

У нас в стране в рамках различных инициатив по замещению импорта отечественной продукцией было много интересных проектов, в результате которых построены и оснащены по последнему слову техники новые производства. Однако, как показал опыт, даже передовое оснащение не определяет результат и успех предприятия.

В определенный момент всем стало ясно, что требуется более комплексный подход к организации производства высокотехнологичной продукции, чем ранее. Нужны какие-то другие производства, которые смогут работать лучше, эффективнее, качественнее и т. д.

И вот в этом месте пришла пора ввести определение понятия, указанного на обложке.

Производство мирового уровня – это производственное предприятие, которое способно выпускать продукцию с потребительскими свойствами, стоимостью и их соотношением не хуже, чем аналоги ведущих мировых производителей в конкретном рыночном сегменте.

И именно о том, как должно выглядеть такое предприятие, как его построить и развивать, эта книга.

Надеюсь, мой труд поможет развить и укрепить рыночные позиции существующих предприятий и построить новые производства мирового уровня в нашей стране.

Загрузка...