Главная водная артерия Санкт-Петербурга зарождается не из слияния маленьких ручейков, как это чаще бывает. Нева уверенно и целеустремлённо вытекает из Ладожского озера, отличающегося необычайной красотой природы. Озеро в окружении живописных скал, с островами, излюбленными местами для заядлых рыбаков привлекает множество туристов и любителей природы в эти прекрасные места с разнообразной флорой и фауной. Многим удаётся даже наблюдать миражи, которые здесь часто бывают, по отзывам отдыхающих. Удивительно и любопытно обнаруживать в этих местах соседство произрастающих представителей южных растений, тундры и тайги.
Нева соединяет Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря. По сути она является каналом, а её длина 74 км. Судоходная широкая и глубокая река временами выходит из берегов из-за нагонных вод из Финского залива, когда под действием ветров вода идёт вспять – против обычного течения. Вот тогда в Санкт-Петербурге начинается наводнение. Город расположен на 101 острове. Хотя количество островов и мостов не стоит категорически уточнять, понимая, что город растёт, развивается, обустраивается новыми мостами, водоёмами и территориями, убирая и модернизируя прежние. Названия некоторых районов города прямо указывают на каких островах они находятся: Заячий остров, Аптекарский остров, Елагин остров, Васильевский остров. А ещё город называют Северной Венецией. В черте города 93 реки с протоками, каналами, рукавами, около 100 озёр, прудов и водоёмов и около 800 мостов. Их количество производит впечатление и даёт понять, что у нас есть где попутешествовать, и есть что посмотреть. В любое время года здесь интересно, увлекательно и впечатляюще среди великолепия достопримечательностей города, пригородов и на природе.
Известно, что населённые места вблизи рек и даже небольших речушек обычно страдают от разлива вод. Территория близ Невы помнит времена частого пребывания под водой, когда бушевала беспощадная стихия, как это описано в печальной поэме Пушкина «Медный всадник»:
«Но силой ветров от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.»
Что касается наводнений в Санкт-Петербурге, то в настоящее время от возможных тяжёлых последствий разбушевавшейся стихии город спасает дамба.
Географическое положение подарило городу великолепные белые ночи в мае – июле, когда на закате солнце только частично уходит за горизонт и в волшебном ночном освещении завораживающее зрелище представляет процесс разведения мостов и восстановления мостов после прохождения судов. Сам город с его богатой архитектурой в это время особо величествен и загадочен, просто нереально романтически фантастичен. Водные прогулки на теплоходах, катерах, речных трамвайчиках, яхтах, катание на лодках и катамаранах, зрелища праздников в водной акватории очень притягательны. Мне нравится праздник выпускников школ с известным названием «Алые паруса».
В последние годы в зрелищном мероприятии этого праздника участвует шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm», представляющий бригантину с яркими алыми парусами, как это было описано в повести Александра Грина «Алые паруса». Для участников фестиваля это символ реализации мечты, которая ассоциируется с мечтой девушки по имени Ассоль, встретившей свою любовь, о которой она мечтала, и которую верно ждала долгое время.
Замечательный символ праздника построен на верфи Шеппсхольмена из разных пород древесины, а нам отрадно сознавать, что для палубы была использована сибирская лиственница. Для общего представления стоит уточнить, что 16 алых парусов управляют ходом бригантины, мачты высотой 29,5 метра находятся на палубе длиной 35 метров с максимальной шириной 8,25 метров. Парусник вполне может вместить 68 человек. Прекрасные алые паруса выполнены в соответствии с технологией изготовления настоящих морских парусов, которые предназначены для выхода в открытое море. Движение «Tre Kronor of Stockholm» по водной глади во время праздника представляет собой своеобразный танец под музыкальное сопровождение в определённом ритме, выдерживающий необходимые в канве выступления чёткие интервалы, создавая завораживающую сцену встречи с фантастикой.
В 2018 году праздничное световое и пиротехническое шоу на Неве, грандиозная концертная программа на разных площадках фестиваля, составленная с учётом пожеланий выпускников школ, оставили неизгладимое впечатление в атмосфере проходящего в это время в России Чемпионата Мира по футболу. Наш город во время мундиаля принимал матчи на футбольном поле стадиона на Крестовском острове, который до конца ЧМ именовался как «Стадион Санкт-Петербурга». Концерты праздника на Дворцовой площади и Стрелке Васильевского острова продолжались до 4 часов утра и завершились в прекрасное, наполненное романтическим очарованием время встречи утренней зари. Это природное явление с нежнейшими красками и оттенками неба, восходящего солнца, игрой света в водных просторах, вселяет надежды и уверенность в будущем, идущем после восторженной белой ночи, озарённой фейерверками и салютами при впечатляющем появлении фантастического брига с алыми парусами.
В 2016 году "Алые Паруса" официально получили мировое признание на фестивале событийного маркетинга и коммуникаций EuBea2016. Шоу "Алые Паруса" вошло в тройку лучших культурных событий Европы премии Best European Event Award – самой престижной премии в области организации национальных и глобальных мероприятий. Легендарный петербургский фестиваль занял первое место в международном конкурсе. Жюри признало, что ничего более впечатляющего в Европе в минувшем году не было. В последующие 2017 и 2018 годах эти фестивали, посвящённые выпускникам школ по прежнему не имели аналогов во всём мире.
Лики истории у порога моего дома
Мои путешествия начинаются как у всех: для начала надо выйти из дома. Но чудеса для меня открываются с порога, у самой парадной, которая смотрит на великолепный Чесменский архитектурный ансамбль – подорожный дворец императрицы Екатерины Великой и храм. Чесменский дворец был построен для отдыха Екатерины Второй во время её проезда из Царского села в Санкт-Петербург. Болотистая местность, в названии финнов, проживающих здесь, звучала как Кикерейскино, что в переводе на русский язык означает «лягушачье болото». Именно поэтому дворец императрицы до сих пор известен как «дворец на лягушачьем болоте», хотя давно уже эти места настолько облагорожены, что это название вызывает только улыбку и навевает желание узнать побольше исторических сведений. А во времена Екатерины Великой, правление которой для России было «золотой эпохой» стремительного развития страны и её расцвета, Кикерейскинский дворец славился праздничными церемониями. Чесменским дворцом он стал называться со времени торжества в честь десятилетия знаменательной победы русского флота над турецким флотом. Историческая решающая битва произошла в Чесменской бухте Эгейского моря в июне 1770 года.
Весть о знаменательной победе при Чесме стала известна императрице на том самом месте, где она решила поставить Путевой дворец и храм в честь этого события. А для торжественных приёмов, которые планировалось проводить здесь, ею был заказан в Англии обеденный сервиз с символикой местности в виде зелёной лягушки, который так и назывался: «Зелёная лягушка». В соответствии с заказом Екатерины II он должен был быть сервизом из «фаянса цвета сливок» на 50 персон. Все предметы изготовленного на заказ императорского парадного сервиза украшали зелёные болотные красавицы, представляющие его своеобразный герб. Художественной композицией стали изображения пейзажей, замков, дворцов и парков Англии с озёрами, каскадами, оранжереями. Есть изображения дольменов и водопадов, каменноугольных копей, плотин, искусственных руин, и декоративных зданий в стиле греческого храма или китайской пагоды. Прикладным значением этого шедевра искусства является запечатлённая на фаянсе достоверная реальность Англии 1770-х годов. Более 900 предметов обеденного сервиза представляют художественные произведения, на которых искусно и старательно было отображено около 1200 видов с топографической точностью так, что по ним можно изучать историю того периода. Великолепное окаймление художественных композиций представлено дубовыми ветками и желудями на обеденных предметах, а живописные ветви плюща украшают десертную часть сервиза. Около 700 сохранившихся предметов уникального сервиза сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже и в Петергофе.
На званых обедах императрицы «Зелёная лягушка» неизменно участвовала в сервировке, где для общего пользования были супницы, салатницы, большие блюда для дичи, различные мелкие соусники, террины с горячими мясными блюдами, представляющие собой глубокие сосуды с крышкой, блюда овальной формы с фруктами и овощами; в десертной сервировке стол украшали креманки, компотьеры, вазочки с фруктами и желе, специальные мороженицы, под крышкой которых в специальном отделении размещался лёд, поддерживающий условия для хранения десерта длительное время. В распоряжении каждой персоны были различные тарелки с лягушкой на гербе, необходимые при смене блюд.
Такие обеды устраивались в Чесменском дворце для королевских и императорских особ, знатных и именитых гостей, и в честь верных сынов Отечества – кавалеров Георгиевского креста. Сама императрица имела такую награду, что неудивительно, так как она была учредительницей ордена и утвердила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия в 1769 году.
После смерти Екатерины II изменилось отношение к самому дворцу, который уже редко посещался. В дальнейшем менялся его статус и преобразовывался внешний вид пристройками для разного назначения. Послужил он и богадельней для бывших воинов. В настоящее время в здании бывшего путевого дворца российской императрицы Екатерины II Великой «грызут гранит наук» студенты Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Чесменская церковь известна как Предтеченская церковь, потому что событие великой победоносной битвы пришлось на день святого Иоанна Предтечи. В восточной башне Чесменского дворца в 1811 году открыли Рождественскую церковь, которой передали из Императорского Эрмитажа церковную утварь и знаменитый походный иконостас царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого. Императорский путевой дворец и храм являются памятниками архитектуры. В храме Рождества св. Иоанна Предтечи идут богослужения, и звон церковных колоколов слышен вокруг, даже в доме, когда открыты окна, божественные вибрации прикасаются к нам.
Чесменский комплекс строился в непосредственной близости у дороги, которая в те времена до 1800-х годов называлась Царскосельской дорогой, и вела в загородную резиденцию Екатерины Великой в Царском Селе. Когда город отстраивался на болотистой местности, возникало множество проблем с передвижением. Ещё Пётр Первый понимал, что необходимо провести прямую дорогу, соединяющую Москву и Петербург. Если учесть, что Екатерина II велела эту дорогу мостить камнем в 1786 году, то можно представить каково до этого было в пути от Петербурга в Царское Село и обратно по тракту ещё до появления путевого «дворца на лягушачьем болоте» в 1777 году. Часть Царскосельской дороги от Фонтанки до Средней Рогатки входила в Московско-Петербургскую дорогу и называлась Московским трактом, который, пережив в своей истории различные названия, с 1956 года называется Московским проспектом.
У Царскосельской дороги на Средней Рогатке был установлен столб, на котором три руки показывали направления трёх дорог, идущих в трёх направлениях: на Петербург; на Царское Село и Москву; на Петергоф и Варшаву. Эти тракты соответствовали статусу дорог для царствующих особ, приезжавших не только в загородные резиденции. Традиционно церемония коронации на царствование проходила в Московском Кремле; и торжественному выезду в Москву, и возвращению в столицу российской империи, которой около 200 лет был Санкт-Петербург, должна была способствовать дорога, удобная для императоров. Кстати и сейчас, при использовании авиации, сократившей время на дорогу из Москвы, Московский проспект Санкт-Петербурга является правительственной трассой.
Реконструкцией и обустройством дорог и в прежние времена занимались постоянно. Описания поездок зависели от погоды, обслуживания на тракте, сезона года, лошадей, повозки и состояния грунтовой дороги в то время. В одном из писем поэт Александр Сергеевич Пушкин, жалуясь на рытвины и «местами деревянные мостовые», называет дорогу из Москвы в Петербург «несносной», а себя после шести дней этого пути «полумёртвым». При этом он упоминал о притеснении кузнецов и необходимости постоянной починки «проклятой коляски». В лучшее время, когда поэт – любитель пешеходных прогулок, увидел результат очередной реконструкции дороги в начале XIX века, он в восторге выразил надежду на то, что придёт время, когда все дороги будут никак не хуже.
Стоя у своей парадной, я вижу и Чесменскую Церковь, и Чесменский храм, и Московский проспект. А дальше, в зависимости от средства передвижения и направления, есть много других замечательных мест, о которых интересно узнать. В большей степени я буду писать о животных, думаю понятно, почему путешествующий пёсик породы чихуахуа цепляется взором за образы хвостатых, усатых, ушастых и пучеглазых. Императорскому сервизу с зелёной лягушкой я посвятил здесь немало строк, и ещё немало времени провёл, изучая изображения и знакомясь с историей и описанием этих изображений на предметах. А лягушка мне очень напоминала ту самую известную путешественницу, с которой многие знакомы, потому что она родом из детства, из детской сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница». Я воображал, что это именно она столько интересного увидела, когда пролетала над старой Англией, уже в другом путешествии, о котором она мечтала, ожидая уток, помнивших о ней.