Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создание условий для воспитания и формирования личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно. Ведутся поиски содержания и форм внеурочной деятельности, в которой каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и внеурочной деятельности в целях создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личности ученика в соответствии с его интересами и способностями.
Проблема интеграции разных форм образования чрезвычайно сложна и имеет свою историю. С конца 20 века в мировой образовательной политике активно стали проявляться тенденции к реализации непрерывного образования во взаимодействии его разных форм: формального (основного, базового), неформального (дополнительного) и информального (индивидуальной познавательной деятельности, сопровождающей нашу повседневную жизнь). Так, в «Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза» (2001 г.) были выдвинуты лозунги об образовании «длиною в жизнь» и образовании «шириною в жизнь». Главная идея этого подхода состоит в том, что непрерывное образование становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности в разнообразных её формах.
О положительном воздействии такого подхода на личностное развитие детей свидетельствуют и представители образовательных систем Востока. Так, посол республики Сингапур (участники этой страны показали высокий уровень результативности в международных исследованиях PISA – 2009) объясняет лидерство учащихся своей страны тем, что в школах Сингапура действует образовательная программа, основная задача которой «помочь учащимся видеть закономерности и логическую связь между предметами, научить их применять знания в процессе обучения и в реальных жизненных ситуациях, «особое значение придаётся внеклассной работе, действует разветвлённая сеть кружков, секций, клубов по интересам», «очень много времени отводится практической работе»[1]. Мировые тенденции не могли не вызвать изменения и в нашем обществе. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внеклассной, внешкольной работы и внешкольного воспитания. Их преемником становится система дополнительного образования детей в образовательном учреждении (Москва, 1992 год). По-новому осмысливаются традиции воспитательной работы. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным (базовым) образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Это образование ведётся так же, как другие типы и виды образования, – по конкретным образовательным программам.
Российским Министерством образования была подготовлена «Концепция содержания непрерывного образования» по проблемам адаптации и реализации преемственности между детским садом и начальной школой[2], между начальной и основной ступенями общеобразовательной школы[3]. Идеи преемственности и взаимодействия разных форм образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте первого поколения (2004 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2010 г.) закрепил направление на преобразование школьной системы. Кроме базового образования, особое значение приобретает образование, реализующееся за счёт внеурочной деятельности.
В чём же суть нового термина? Чем внешкольная (внеклассная) работа должна отличаться от внеурочной деятельности? Вчитаемся в слова: внешкольная, внеклассная. Прежний термин акцентировал внимание на пространство организации образовательного процесса (вне школы, вне класса). В термине «внеурочная деятельность» содержится указание на временной период её проведения – вне уроков, обычно во второй половине дня. Но главным является понятие деятельность, то есть организовывать нужно не работу, а именно деятельность учащихся, причём форма организации должна принципиально отличаться от урока. Свободная творческая деятельность должна иметь практическую направленность, эмоциональную насыщенность. Важность этого объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребёнка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлётам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.
Создать образовательное пространство, в котором учащиеся могут ставить и реализовывать собственные идеи и цели, задача не из лёгких. Необходимо пересматривать возможности воспитательных программ, программ дополнительного образования, но главное – это переосмыслить позицию педагога, ведь во внеурочной деятельности дети должны реализовывать не его планы, а собственные. Задача педагога выявить потенциальные возможности и интересы ребёнка, помочь ему их реализовать. Поэтому в общении должна устанавливаться личностно-равноправная позиция педагога и ребёнка, педагог – советчик, консультант, помощник, а не администратор, диктующий, что и как делать. Необходимо обеспечить творческий характер образовательного процесса, индивидуальный подход, организовать сотрудничество, сотворчество.
Разнообразные формы внеурочной деятельности могут отвечать познавательным и творческим интересам учащихся (экскурсии, мини-курсы, кружки, клубы), потребностям школьников в содержательном досуге и общении (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участию в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Внеурочная деятельность может быть ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или разновозрастной группы. Особенно это актуально для сельских малочисленных школ. В силу малой наполняемости классов можно объединять в коллектив кружка учащихся разных классов, привлекать к участию взрослых (родителей, специалистов и др.). Формы работы в разновозрастной группе имеют выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, социально значимые дела, акции дают возможность выстроить межличностные отношения в классе, между классами, между обучающимися и классным руководителем, учителями, позволяют решать задачи по созданию ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Образовательное учреждение может взаимодействовать с учреждениями дополнительного образования, находящимися вне школы. Взаимосвязь с ними особенно важна, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. И вновь подчёркиваем актуальность этого положения для сельской школы. Достаточно длительное время в школе ученики общаются с малым кругом одних и тех же учителей, так как кружки, секции обычно ведут те же учителя. При взаимодействии клубного коллектива с общешкольным такое объединение обычно становится социокультурным центром села, решающим проблемы педагогической коммуникации и окружающей среды, многогранного развития личности ребёнка.
Очень важно, чтобы в школах для учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования (УДО), создавали условия для их занятий (не задерживали, отпускали, сопровождали и т. п.). В свою очередь, стимулировали участников УДО, используя их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Многоплановая внеурочная деятельность может обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания, дать ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, создать условия для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Путь к созданию развивающего образовательного пространства, на базе которого можно сблизить процессы воспитания, обучения и развития, достаточно сложен. Отсюда и многочисленные обсуждения проблемы, доработки основных документов.
На сегодняшний день нужно руководствоваться требованиями документов по реализации ФГОС: Приказ Минобрнауки № 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФот 06.10.2009 г. № 373», рекомендациями Департамента общего образования Минобрнауки России, изложенными в Письме № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011 г.).
На основе рекомендаций Письма (последнего документа) раскрываем возможности разных моделей организации внеурочной деятельности.