Изменения в жизни общества в последние десятилетия отражаются в различных областях и, в частности, в образовании. Нестабильность современного общества требуют от его членов умения хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире и адаптироваться к новым ситуациям для более успешного решения проблем и достижения конкретных результатов. В этих условиях образование, как средство социализации человека, должно обеспечить формирование необходимых качеств личности и комплекса практически значимых знаний и умений.
Основные черты современного состояния системы образования и направления предполагаемых перемен сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней отражены современные общенациональные интересы в сфере образования.
Ускорение темпов жизни общества, расширение возможностей выбора в различных ситуациях требует особой подготовки будущих самостоятельных членов общества, такой, чтобы они могли осознанно этот выбор осуществлять и чувствовать за него ответственность.
Расширение взаимодействия между различными культурами, большой поток разнообразной информации создают необходимость формирования у ребенка спокойного, уверенного отношения к новому; умения анализировать ситуации с позиции их безопасности, интересности, ценности; толерантности и коммуникабельности, в основе которых лежит твердое понимание основ происходящих явлений.
Развитие производства и сферы обслуживания переориентируют профессиональное образование на обучение молодых людей, чья дальнейшая профессиональная деятельность будет проходить под знаком роста профессиональной мобильности.
Опираясь на сказанное выше, в качестве значимых характеристик современного члена общественной и трудовой жизни выдвигаются: образованность, нравственность, предприимчивость, ответственность, умение предполагать возможные результаты принятых решений, способность к сотрудничеству, мобильность. Большое значение придается сформированности российского самосознания без потери национальных корней.
Заявленные положения «Концепции…» предлагаются к реализации через конкретные шаги по совершенствованию современной системы образования.
Существенными проблемами современной школы принято считать перегруженность содержания, несоответствие учебной информации современным требованиям, слабая структурированность содержания учебных дисциплин, отсутствие тесной связи содержания учебных дисциплин с современной жизнью. Решение этих проблем по замыслу «Концепции» лежит в сохранении фундаментальности естественнонаучного, гуманитарного, художественного образования, ориентирование на современные потребности личности, общества и государства, т. е. формирование и суммы знаний и умений, и развитие личности обучающегося, его «познавательных и созидательных способностей». Для этого в процессе обучения должна формироваться целостная взаимосвязанная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В общеобразовательной школе идеи «Концепции…» отразились, в том числе, и в новом подходе к организации пропедевтического периода в таких образовательных областях, как «обществознание» и «естествознание» (биологии, физики, химии, географии, истории, обществознания и т. п.). В Базисном учебном плане они объединены на уровне начальной ступени обучения в один интегрированный образовательный курс «Окружающий мир». Своеобразием этого курса являются:
1. Интеграция знаний двух областей: естествознания и обществознания, что обеспечивает возможность формирования целостного комплекса представлений о мире, как едином мире природы и общества, и месте человека в нем.
2. Формирование мировоззрения учащихся на основе системы научных взглядов на взаимодействие природы и общества, что создает основу для сознательного усвоения экологических представлений и формирования знаний и умений, обеспечивающих социализацию ребенка, основ его безопасной жизнедеятельности.
3. Ознакомление детей с основными событиями в истории Родины, что является одной из существенных основ формирования гражданских чувств ребенка.
Для реализации целей обучения в рамках «Окружающего мира» разработано несколько вариантов программ («Зеленый дом» А. А. Плешаков, «Природа и люди» З. А. Клепинина, «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, Б. Д. Шилина, «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» Н. И. Ворожейкина и Н. Ф. Виноградова и др. Своеобразие программ создает для учителя ситуацию выбора той из них, которая наиболее полно отвечает возможностям конкретной ситуации обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации определено количество часов отводимых на реализацию вышеперечисленных программ: 1 ч\н в 1–2 классах и 2 ч\н в 3–4 классах.
«Концепцией модернизации российского образования» предусмотрено оказание специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями, в том числе и детям с интеллектуальным недоразвитием, согласно их состоянию и с задачей полноценно интегрировать их в общество.
В настоящее время предусмотрено два варианта Базисного учебного плана коррекционной школы VIII вида. В первом варианте образовательные области «обществознание» и «естествознание» представлены так:
В рамках коррекционных занятий в 1–4 кл. проводятся уроки по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир») соответственно 1–1—2—2 ч\н (программа В. В. Воронковой).
Во втором варианте названные образовательные области представлены иначе:
Приведенные материалы свидетельствуют о недостаточной системности учебного плана коррекционных школ VIII вида. Так в первом варианте фактически отсутствует пропедевтика естествоведческих и обществоведческих дисциплин, изучаемых в 5–9 классах. В практике работы делается попытка устранить данную проблему с помощью более широкой реализации межпредметных связей различных учебных дисциплин, а также через усиление акцента на изучении обществоведческого и естествоведческого содержание курса ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающего мира»).
Во втором варианте Базисного плана предусмотрен пропедевтический период. Однако в большей мере он ориентирован на пропедевтику изучения естествоведческих курсов (0–5 кл.), нежели обществоведческих. Пропедевтика последних предусмотрена на второй ступени обучения (в 6 кл.). Это, на наш взгляд не дает возможности в полной мере решать проблему преемственности образования и затрудняет проведение комплексной работы по социализации школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Существующие учебные планы оснащены программами образовательных дисциплин, в частности, программами «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)» (В. В. Воронкова) и «Живой мир» (Н. Б. Матвеева). Несмотря на относительную современность программного оснащения, ряд проблем обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием, связанных с формированием предпосылок осознанного и активного отношения к жизни в современном обществе, не имеют механизмов своего решения, отраженных в структуре и содержании программ. Вместе с этим, многообразие нарушений и сопутствующих заболеваний учащихся коррекционных школ VIII вида, широкая вариативность социальных ситуаций развития детей, разнообразие условий обучения, интенсивность современной жизни определяют необходимость разработки разнообразных программ, обеспечивающих максимальное приближение к конкретным условиям реализации при соблюдении общего образовательного пространства в рамках названных образовательных областей.
Сказанное, а также учет результатов экспериментального изучения представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием о природном и социальном окружении, значительный практический опыт, накопленный образовательными учреждениями, дает основание ввести в учебный план начальных классов коррекционной школы VIII вида учебный предмет «Окружающий мир». Это позволяет не только повысить эффективность усвоения учащимися содержания базовых учебных дисциплин названных образовательных областей, обеспечивая пропедевтику формирования относительно целостной, научной, современно структурированной системы доступных учащимся с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений, но и:
– последовательно, с постепенным усложнением изучать окружающий мир, формировать представления о взаимосвязях в природе и жизни людей, обеспечивая доступную младшему школьнику с интеллектуальным недоразвитием ориентировку в себе и мире около себя;
– формировать адекватные и социально значимые представления и умения учащихся;
– обеспечивать накопление опыта взаимодействия младших школьников с интеллектуальным недоразвитием с окружающим миром;
– осуществлять обширную коррекционную работу, через проведение широкого спектра коррекционно-развивающих мероприятий, по таким направлениям, как коррекция представлений об окружающем мире, развитие навыков общения и совместной деятельности, коррекция познавательных процессов и речи, формирование умений адекватно взаимодействовать с тем миром, в котором ребенку предстоит жить, т. е. в конечном счете, обеспечивать базу для успешной социализации школьника.
В силу особенностей детей с интеллектуальным недоразвитием, своеобразия их учебной деятельности, определенных характерных черт микросоциального окружения целесообразно организовывать занятия по курсу «Окружающий мир» в коррекционной школе VIII вида в 1–4 кл. по 2 ч\н (64 час\н).
Учебный курс «Окружающий мир» изучается на уроках окружающего мира в 1–4 классах коррекционной школы VIII вида. Данный учебный предмет соответствует двум образовательным областям: «Естествознанию» и «Обществознанию» и является пропедевтическим к курсу природоведения и базовым учебным дисциплинам основной школы названных образовательных областей. В свою очередь сам он связан с соответствующим курсом в дошкольном образовательном учреждении («Формирование представлений о себе и окружающем мире»).
Основная цель курса «Окружающий мир» заключается коррекции и формировании у учащихся младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира; подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в средней школе.
Реализация цели курса «Окружающий мир» предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:
1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.
2. Формирование умений:
– выделять интересующий (учебный) объект или явление;
– наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нем;
– описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;
– делать выводы на основе наблюдения и практических действий;
– использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними.
4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых ситуаций.
5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.
Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Активное и сознательное включение человека в самостоятельную жизнь обеспечивается, в числе прочего, наличием комплекса точных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира (далее: объекты изучения), взаимосвязей между ними. Показателем сформированности таких представлений служит умение ими оперировать.
Курс «Окружающий мир» ориентирован на накопление детьми комплекса представлений и об объектах и явлениях непосредственно окружающих ребенка, и об объектах, обеспечивающих формирование общей, упрощенной, но разносторонней картины современной действительности. Особое внимание в этой работе обращено на формирование практически значимых для ребенка конкретного возраста умений взаимодействовать с объектами изучения.
В основе работы в образовательном направлении лежит коррекция и продолжение работы по формированию сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.
Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умения выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты.
Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся – основу более полного и глубокого ознакомления и понимания окружающей действительности.
Произвольное оперирование представлениями возможно благодаря их регуляции со стороны речи. Овладевая речью, ребенок устанавливают связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:
– расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребенка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться (называть свои имя, фамилию и класс); обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет и др.);
– накопление тематического словаря в рамках изучаемых естествоведческих и обществоведческих тем;
– формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;
– обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, проводить элементарные обобщения).
Накопление определенного комплекса знаний и умений не может являться конечной целью обучения в коррекционной школе. Важно, чтобы ребенок умел ими пользоваться, чтобы при работе в данной образовательной области происходило изменение, совершенствование самого ученика, коррегировались недостатки его развития, восполнялись пробелы в воспитании, обучении, обеспечивалась подготовка к самостоятельной жизни. Для достижения положительных результатов в этом направлении в процессе изучения содержания учебного предмета организуется коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, проводится работа по формированию уверенности в себе и самостоятельности.
Специфика курса «Окружающий мир» позволяет в качестве одного из приоритетных направлений выдвинуть воспитательную работу средствами учебного предмета.
На материале курса проводится систематическое гражданское воспитание учащихся. В этой связи дети знакомятся с жизнью своего района, населенного пункта, всей страны. Учатся понимать и использовать в самостоятельных высказываниях слова «город», «поселок», «село», «деревня», «населенный пункт», «столица», «страна», «Родина». Знакомятся с Гимном, Флагом и Гербом нашей Родины, ее Президентом, по возможности, руководителем региона, выдающимися гражданами страны и своего региона. Учащиеся учатся ценить красоту и богатство природы родного края и страны. Знакомятся с наиболее известными памятниками природы и культуры. Узнают о праздниках: государственных, региональных, семейных, главных религиозных (Рождество), основных обрядах, связанных с памятными датами, традициях празднования. Также дети учатся организовывать свои действия в соответствии с содержанием праздников (Новый год, 9 мая, День рождения и др.).
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными профессиями. Для этого организуются экскурсии в учреждения и на предприятия, проводятся имитационные и деловые игры в школе.
Параллельно с работой в рамках гражданского воспитания реализуются и задачи эстетического воспитания учащихся. При знакомстве с природными и социальными объектами ведется формирование умений видеть (подмечать) удивительное и интересное. Для этого организуются экскурсии в музеи и на природу. Дети знакомятся с художественными произведениями, музыкой, репродукциями картин, народными промыслами. Школьники делают зарисовки, составляют коллекции, проводят конкурсы работ, в процессе которых их внимание обращается не только на правильность, но и на эстетическое оформление работы. Вместе с этим школьников учат замечать красоту и удивительность конкретных явлений природы. Знакомят с художественными фотографиями фотографов-натуралистов. Безусловную пользу оказывает вовлечение самих учащихся и их родителей в подобную деятельность в процессе внеурочной и внеклассной работы по предмету.
При изучении курса «Окружающий мир» отдельным интегративным направлением работы вявляется формирование элементов экологической грамотности учащихся, таких как:
– элементарные знания об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязях между ними, представления о единстве природного и социального мира;
– простейшие умения организовывать безопасное взаимодействие с окружающим миром;
– осознанное, ценностное, бережное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы, жизни людей;
– понимание смысла природоохранительной работы человека и желание принимать в ней посильное участие.
Реализация поставленных задач обучения на уроках окружающего мира является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэтому критерии оценки степени реализации поставленных задач являются критериями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:
1. Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.
2. Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.
3. Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения.
4. Проявления активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учтены современные научные знания и требования жизни общества; особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер и учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Структура курса представлена следующими разделами: «природа» (неживая природа и живая природа) и «общество» (человек, ближайшее окружение, дальнее окружение, вещи). Разделы «временные представления» и «безопасное поведение» (в том числе и гигиена) рассматриваются как интегративные, обеспечивающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возможность формирования умений.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации периода предварительного ознакомления с объектами изучения. В этот период дети взаимодействуют в условиях специально организованного, целенаправленного восприятия с объектом будущего изучения, «сталкиваются» с ним в жизни, выделяют его из общего фона других предметов или получают готовые сведения о нем. Прочность же усвоения в значительной мере зависит от качества и количества повторений и обобщений изучаемого материала. Исходя из сказанного, все содержание программы условно можно разделить на блоки: ознакомительный, учебный, закрепления.
Ознакомительный блок объединяет в себя темы, в ходе изучения которых формируются начальные представления или даются готовые сведения. На их базе в дальнейшем строится более глубокое изучение учебного объекта. Наряду с объектами, предлагающимися для последующего более детального изучения, в этот блок объединены объекты, углубленное изучение которых не предусмотрено в рамках данного курса, но которые необходимы ребенку для понимания происходящих явлений его жизни. Такие объекты обеспечивают преемственность между содержанием предшествующих и последующих учебных дисциплин и способствуют расширению кругозора ребенка.
Обучающий блок составляет основную часть занятий курса, где объединены темы, полно раскрываемые в рамках курса «Окружающий мир». Он представлен либо отдельными уроками, либо группами занятий по одной теме.
Блок закрепления многолик: он реализуется через этапы учебных занятий, отдельные уроки («Повторение»), и целые интегративные темы («Временные представления» и «Безопасное поведение»).
Иллюстрируя выделенные блоки, приведем пример:
В первом классе тема «Школа» представлена ознакомлением с внешним видом своей школы, элементарной ориентировкой около своего класса. Во втором и третьем классах – эта тема расширяется и углубляется: обсуждаются адрес школы, путь от школы до дома, пришкольная территория, улица около школы, профессии людей, работающих в школе, конструируется экскурсия по своей школе и рассказ о школе вообще, формируемые представления обобщаются до уровня представлений о школе, как об особом учреждении.
Тема «Космос» раскрывается иначе. На отдельных уроках в третьем классе дети изучают праздник «День космонавтики». Им сообщаются некоторые элементарные сведения о космосе (безвоздушном пространстве, космических телах: Солнце, Земле, Луне). Тема в данном курсе не развивается. Ее значение для обучения ребенка связано с природоведением, где данные вопросы являются предметом более детального изучения.
Весь материал программы для его практического использования перераспределен с учетом принципа изучения окружающего мира в единстве его составляющих, краеведческого подхода в обучении, принципа сезонности, характерных особенностей структуры календарно-тематического планирования. Согласно этому весь изучаемый материал группируется по темам с учетом возможности его предъявления в натуральном виде для наблюдения и практического взаимодействия, привлечения опыта детей в соответствии с имеющим место в данный момент сезоном года.
В качестве примера к каждому году обучения приведено календарно-тематическое планирование. Перечисленные объекты изучения (например, комнатные растения, звери и птицы) могут быть заменены другими родственными объектами, более типичными для конкретной местности, нежели указанные в программе. Выбирая объекты для изучения, нужно учитывать возможность их наблюдения в естественной обстановке, наличие у детей опыта наблюдения или взаимодействиям с выбранными объектами, яркость, типичность объекта и удобство проведения наблюдения и анализа полученной информации.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план:
– полисенсорное восприятие объектов;
– практическое взаимодействие детей со всеми учебными объектами, по возможности в реальном виде и в реальных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
– накопление представлений и сведений об объектах через взаимодействие с различными источниками знаний (речью учителя, экскурсовода, родителей, приглашенных специалистов (врачами и т. д.), средствами массовой информации, печатными источниками знаний, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения имитированных проблемных ситуаций и т. п.
– накопление опыта взаимодействия с объектами изучения через игру.
Поэтому в методическом пособии мы приводим перечень возможных форм организации процесса обучения, обеспечивающих в каждом классе организацию доступной учащимся деятельности по взаимодействию с учебными объектами с целью их изучения.
Несмотря на то, что специфика обучения детей с интеллектуальным недоразвитием характеризуется постоянным обращением к уже изученному, повторению, закреплению, связыванию воедино нового и усвоенного материала, содержание программы изложено таким образом, чтобы на каждом году обучения учитель имел возможность увидеть то новое, что отличает его от предыдущего. Такой подход обеспечивает более четкое восприятие последовательности усложнения, расширения, углубления учебного содержания, изложенного в программе, а преемственность тем каждого года обучения подчеркивает необходимость проведения параллелей между учебным содержанием всех лет обучения.
Структура программы призвана помочь учителю расставить акценты при отборе и систематизации материала так, чтобы ребенок увидел связь между отдельными предметами и явлениями, различными сферами жизни, чтобы на различных занятиях курса он имел возможность многократно повторять изученный материал, опираясь на имеющиеся представления и сформированные действия.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Называние. Осенние, зимние, весенние месяца. Называние. Основные признаки каждого времени года:
Осень: похолодание, пасмурная дождливая погода, наступление первых заморозков; листопад, отлет птиц, линька животных, заготовка зимних запасов, наступление зимней спячки; уборка листьев в садах, заготовка овощей на зиму, игры с листьями (шуршание, составление букетов из листьев и т. д.).
Зима: мороз, холодное солнце, снег, лед на водоемах; «сон» растений, голодная пора в жизни птиц и зверей; уборка снега, зимние забавы детей.
Весна: потепление, яркое солнце, голубое небо, сосульки, капель, ручьи, ледоход; прилет птиц, выход из спячки зверей, весенняя линька; весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками.
Лето: общее представление о лете.
Неживая природа
Вода. Вода в природе, сосульки, капель, ручьи, снег и лед. Вода прозрачна. Вода течет. На воде образуются волны. Вода смачивает предметы.
Песок, глина, камни. Определение по внешнему виду. Свойства при взаимодействии с водой. Применение человеком. Составление коллекции полезных ископаемых (песка, глины, камней).
Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твердости на ощупь).
Живая природа
Человек
Мальчик и девочка. Внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки (конечности)). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Гигиена рук (мытье).
Животные
Звери. Собака, кошка. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Собака и кошка – домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут, нуждаются в заботе человека, полезны для человека.
Волк, заяц. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Волк и заяц – дикие животные: живут в природе, самостоятельно добывают пищу, роль в природе (волк – санитар леса, заяц – поедает траву), нуждаются в охране.
Птицы. Ворона, синица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: ворона-санитар, синица – защищает деревья от насекомых-вредителей. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Растения
Морковь, репа. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).
Яблоко, груша. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе). Значение фруктов в жизни людей (здоровое питание).
Фикус, бальзамин. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, опрыскивание).
Мероприятия по охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, ознакомление с уходом за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования).
Человек – член общества
Учитель – самый важный для ребенка человек в школе. Правила общения ребенка со взрослыми (формы вежливого обращения, «чувство дистанции», привлечение в себе внимания, выполнение инструкций взрослого). Обращение к учителю за помощью в учебной и бытовой школьной ситуации.
Я – ученик. Ролевая идентификация. Ролевые отношения с учителями, детьми, родителями. Правила поведения ученика на уроке и на перемене. Одноклассники и одноклассницы. Имена. Узнавание в лицо. Сосед (соседка) по парте. Совместная организация рабочего места. Выполнение простейших практических заданий в парах. Выполнение заданий с общими учебными принадлежностями.
Я – дежурный. Обязанности и права дежурных (поддержание порядка в классе, сообщение учителю об ушибах, падениях и других непредвиденных ситуациях).
Я – именинник. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила поздравления.
Я – друг. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила общения.
Ближайшее окружение
Семья. Родители – мама, папа. Ребенок – сын (дочь), брат (сестра). Родители – самые важные для ребенка люди в семье. Фамилии, имена родителей. Совместные занятия ребенка с другими членами семьи. Забота друг о друге.
Друзья. Их имена. Способы знакомится, приветствовать, предлагать совместную игру. Обращаться за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»).
Школа. № школы, ее внешний вид. Количество этажей в школе, коридор около класса, лестницы. Свой этаж, класс. Нахождение своего класса, туалетной комнаты. Школьная библиотека.