«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». В этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на седьмом съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования, обоснование приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики, в ней – ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам ХХI века, в ней признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России (43).
Исследование проблем, связанных с экономикой и управлением российским образованием тем более важно, потому как именно в этой отрасли активно идут модернизационные процессы, которые происходят на фоне кардинальных изменений, связанных со становлением цивилизованной рыночной экономикой в нашей стране.
На протяжении всего ХХ в. философы, политики, культурологи, ученые других научных направлений отмечали наличие в мировом сообществе глобального кризиса культуры, появление новой цивилизации с принципиально иным, чем прежде, набором культурных ценностей и норм.
В этой связи, отечественная система образования становится не только движущей силой экономического развития, но и одним из факторов национальной безопасности.
В данной ситуации коренным образом изменяются требования общества к педагогу: нужна творческая, яркая личность, способная воссоздавать культуру и творить в ней, специалист высокой квалификации и компетентности, владеющий современными педагогическими технологиями, способами их проектирования и психолого-педагогической диагностики. Основы такого профессионализма закладываются и формируются в период всей профессиональной педагогической деятельности.
Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной системы подготовки и переподготовки кадров: между новым качеством жизни и функционирующей системой образования; между глубокой проработанностью в теории педагогики идей гуманизации образования и отсутствием реального практического их внедрения; между увеличивающимся объемом научной информации и традиционными педагогическими технологиями; между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их квалификации; между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и фактической недооценкой его труда со стороны общества.
Подготовка и непрерывное профессиональное развитие педагога в современных образовательных системах, в свою очередь, наталкивается на противоречия между: уровнем развития научного педагогического знания и уровнем его отражения в содержании педагогического образования; сложившейся практикой подготовки педагога и целями современного педагогического образования в школе; потребностью индивида получать образование на личностном уровне и нормативной заданностью учебного процесса; острой необходимостью разработки технологий педагогического образования в вузе и отсутствием в практике педагогического образования таких технологий и др.
Необходимость разрешения названных и других противоречий обусловливает актуальность проблемы модернизации педагогического образования, и связанных с ней вопросов – смены целевых ориентиров, разработки нового содержания, вариативных моделей обучения и оптимизации управления им.
Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе народного хозяйства, так и на уровне отрасли образования. Во-вторых, это связано с необходимостью превращения сферы образования действительно в приоритетную область государственной политики и жизнедеятельности общества. В-третьих, с обязательностью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями. В-четвертых, с качественными изменениями в самом образовании и в его экономике.
Данные основания позволили нам сформулировать цель работы, которая заключается в исследовании возможностей государственного регулирования процессов в отрасли «Образование» на основе программно-целевого управления. Для достижения поставленной цели, нами решались следующие задачи:
– осуществлялось целенаправленное изучение научной экономической, управленческой и научно-педагогической литературы;
– изучались проблемы государственного регулирования процессов в образовательных системах;
– подвергались анализу функции государства и общая стратегия управления современными образовательными системами;
– исследовались проблемы программно-целевого управления региональной образовательной системой в условиях рыночных отношений;
– проводился анализ некоторых результатов программно-целевого управления системой педагогического образования в регионе.
В качестве объекта исследования выступал процесс управления образовательными системами, а в качестве его предмета – управление образовательными системами на основе программно-целевого подхода.
В процессе исследовательской деятельности нами была высказана гипотеза о том, что, если государство сохранило приоритеты в управлении отраслью «Образование», следовательно, оно может осуществлять государственное регулирование социальных и экономических процессов в отрасли, оно может проводить социально ориентированную политику в сфере образования, что, в свою очередь, снизит напряженность в обществе и будет способствовать повышению эффективности модернизационных процессов происходящих в системе образования в целом и, в системе педагогического образования в частности.
Теоретическими источниками исследования явились общие теории управления (А.Г. Аганбегян, И. Ансофф, М.К. Бочаров, Д.М. Гвишиани, Е.Г. Гребнев, С. Доннел, Г. Кунц, Р. Фалмер и др.), теории программно-целевого управления (Е.П. Голубков, Ириков В.А., Д.А. Мацнев, Б.З. Мильнер, Д. Моррисей, Г.С. Поспелов, Н. Стефанов, И.К. Шалаев, Л.И. Якобсон и др.), опыт программно-целевого управления образовательными системами (Л.Е. Курнешова, В.Л. Матросов, А.М. Моисеев, Т.В. Орлова, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Б.Г. Ушаков и др.), сложившийся в отечественной системе образования.
Общую методологию исследования составили философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; философия субъектно-гуманистического подхода; концепции нового мышления, взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторов творческого развития личности, о соотношении стихийного и управляемого в процессе общественного развития. Исследование выполнено также на основе системного и синергетического подходов, общих положений логики, теории познания, моделирования, отечественной дидактики и педагогической прогностики.
Конкретная методология исследования включает философские положения об объективных тенденциях развития общества и науки, о соотношении содержания и формы, исторического и логического в познании, об иерархичности и функциональности систем; логические категории причины и следствия, необходимости и случайности; законы противоречия и единства противоположностей, развития; закономерности и принципы; общей и рефлексивной теории управления.