Программа элективного курса предпрофильного обучения «Кислотный дождь» адресована для учащихся девятых классов общеобразовательных школ. Программа базируется на знания по двум предметам – химии и биологии.
Основная идея программы:
В наши дни стала актуальной проблема профильного и предпрофильного образования, так как учащиеся средней общеобразовательной школы после ее окончания должны быть ориентированы на определенную профессию, знать все ее плюсы и минусы. Педагогам, работающим в девятых классах, предоставляется возможность увлечь учащихся своим предметом и может быть помочь связать свою жизнь с профессией, основанной на знаниях, полученных на уроках. В связи с этим предлагается элективный курс по химии и биологии для девятых классов на тему «Кислотный дождь».
Обоснование для выбранной темы элективного курса:
В конце 20 века человечество впервые столкнулось с крупномасштабным антропогенным воздействием на окружающую среду. Среди этих проблем наибольшую обеспокоенность вызывает загрязнение окружающей среды техногенными выбросами кислотного характера. В результате неконтролируемого выброса в атмосферу оксидов серы и азота в течение нескольких десятков лет произошли значительные и нежелательные для человека изменения в биосфере: поверхностные воды и почвы оказались закисленными, во многих странах мира происходит деградация лесов, а также сокращение, либо исчезновение популяций некоторых видов животных в определенных экосистемах, которые были подвержены воздействию кислотных дождей и газов. В связи с появлением в атмосфере кислотных дождей и газов антропогенного характера происходит порча памятников архитектуры, коррозия металлов и металлических конструкций.
Проблема загрязнения окружающей среды соединениями кислотного характера является актуальной для Челябинской области, так как наблюдается большой выброс оксидов серы и азота в атмосферу предприятиями энергетического, металлургического и машиностроительного комплексов и автотранспортом, кроме того, Челябинская область занимает третье место в рейтинге самых загрязненных областей в России.
Несмотря на это, учащиеся школ многих стран мира не осведомлены об этой проблеме, что подтвердили результаты международного тестирования и результаты опроса учащихся в некоторых школах Челябинской области. Такую тенденцию можно объяснить тем, что в предлагаемых программах для общеобразовательных учреждений как по химии, так и по биологии отводится недостаточное количество времени для изучения глобальных экологических проблем. Хотя сейчас введен курс ОБЖ, в котором предусматривается изучение экологических проблем, но рассматриваются они в ознакомительном плане.
Следовательно, выявляется объективная необходимость всестороннего совершенствования и развития экологического образования и воспитания учащихся, формирования индивидуального и общественного экологического сознания. Развития у каждого школьника бережного внимательного отношения к природе, расширение его знаний и навыков, необходимых для охраны и рационального преобразования окружающей среды.
Особенностью представленной программы является то, что учащиеся с различным уровнем подготовки по химии и биологии могут посещать данный курс, так как каждая тема курса может изучаться отдельно от других. Кроме того в каждой теме присутствует теоретический материал и практические задания, а для учащихся, которые быстро выполняют всю работу предлагаются задания повышенной сложности.
Предлагаемый теоретический и практический материал по шести представленным темам может быть умещен в различное количество часов (максимум 34, минимум 9), в зависимости от того сколько учебных часов отводится конкретным учебным учреждением на изучение данной темы.
Целью элективного курса является расширение знаний о кислотных дождях и их влиянии на окружающую среду, формирование умений и практических навыков в анализе природных объектов для объяснения явлений в окружающем нас мире.
Задачи:
1. Расширение знаний и навыков, необходимых для охраны и рационального преобразования окружающей среды.
2. Реализация регионального компонента химико-экологического образования.
3. Отработка навыков решения проблемных экологических задач.
4. Отработка навыков решения экспериментальных и химических задач.
5. Развитие у каждого школьника бережного внимательного отношения к природе.
6. Ориентирование на профессии, связанные с химией (например: химик-технолог, врач, фармацевт и т. д.).
Планируемые результаты:
– Приобретение знаний по проблеме загрязнения окружающей среды соединениями кислотного характера и способам ее решения.
– Развитие умений и навыков решения экологических проблемных и расчетных задач, проведения экспериментов.
– Применение знаний для научно-исследовательской работы, вовлечение учащихся в НОУ (выступление на научно-практических конференциях муниципального и областного уровня).
– Ориентация учащихся на будущую профессию, связанную с химией и биологией.
Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу:
Автором были разработаны отдельные занятия по 6 темам, которые охватывают все стороны проблемы загрязнения окружающей среды соединениями кислотного характера следующего содержания:
Занятие 1. Проблема загрязнения окружающей среды соединениями кислотного характера в индустриальном обществе. Процессы, приводящие к образованию кислотных дождей в атмосфере и способы их прогнозирования.
Занятие 2. Воздействие соединений кислотного характера на продукты производственной деятельности человека.
Занятие 3. Воздействие соединений кислотного характера на здоровье человека, животных и растения.
Занятие 4. Воздействие соединений кислотного характера на водоемы.
Занятие 5. Воздействие соединений кислотного характера на почву.
Занятие 6. Источники загрязнения атмосферы соединениями серы и азота и мероприятия по снижению выбросов в атмосферу данных соединений, а также по устранению закисленности окружающей среды.
Каждое предлагаемое занятие имеет следующую структуру:
– цель занятия;
– задачи занятия;
– план лекции;
– материал к лекции;
– демонстрации, лабораторные опыты, практические работы;
– задачи с экологическим содержанием;
Программа курса предполагает изучение теоретических основ данной проблемы, проведение демонстрационных опытов, позволяющих моделировать биосферные процессы. А также лабораторные и практические работы, которые дают возможность проводить качественные и количественные анализы объектов живой и неживой природы с целью оценки окружающей среды. В структуру практических занятий включены расчетные и качественные задачи, позволяющие школьникам применять полученные химические знания для объяснения экологических ситуаций и предлагать пути уменьшения антропогенного воздействия, а также пути решения имеющихся проблем.
Система оценки достижений учащихся:
В конце каждого занятия проводиться обобщение и небольшая проверочная работа на пройденную тему. Учащимся, которые посетят весь курс по данной теме, на последнем занятии будет предложена итоговая контрольная работа. Кроме этого в начале курса учащимся предлагаются темы для самостоятельного и более детального изучения темы, форма защиты учащимися выбирается самостоятельно (презентация, реферат, исследовательская работа, информационный плакат). После прохождения курса учащиеся сдают материалы учителю, который определяет, где и когда будут представлены данные материалы (неделя естественных наук, реализация регионального компонента на уроках, научно-практическая конференция, участие в различных муниципальных и региональных конкурсах и т.д.)
Данный элективный курс был подготовлен при наличии большой теоретической и практической базы по данной проблеме, с учетом психофизических возможностей учащихся.
Представленный курс уже был апробирован в 109 школе города Челябинска и 26 школе города Миасса. Апробация показала, что данный материал вызывает живой интерес у учащихся, так как позволяет показать необходимость химических и биологически знаний для грамотного объяснения природных явлений. Учащиеся вступали в дискуссию, задавали вопросы, искали дополнительный материал. После прохождения данного факультатива ученица выбрала тему исследовательской работы: «Влияние кислотных дождей на пшеницу», с которой выступала в 2001 году на научно-практической конференции в г. Миассе и заняла 3 место по городу.