Глава 1. Что такое иммунизация и зачем нужны профилактические прививки детям?

Инфекционные болезни встречаются у детей очень часто. Они могут протекать в тяжелой форме, давать осложнения, приводить к инвалидизации и даже смерти ребенка.

Целью иммунизации является формирование специфического иммунитета к инфекционному заболеванию посредством искусственного создания инфекционного процесса, который в большинстве случаев протекает бессимптомно (т. е. без проявлений) или в легкой форме. В то же время для многих инфекционных болезней характерно тяжелое течение. Несмотря на большие возможности современной медицины, они могут давать серьезные осложнения с длительными, стойкими последствиями. Кроме того, болезнь лишает человека трудоспособности, а ребенка – возможности посещать школу или детский сад.

Что такое вакцинация и как реагирует на нее ребенок

В ответ на вакцинацию в организме ребенка возникает цепочка иммунологических реакций. В этом процессе выделяют три периода.

Первый период (скрытый) продолжается с момента введения вакцины до появления специфических факторов защиты (антител) в крови. В это время в организме ребенка происходят сложные иммунологические реакции, в результате которых активируются В-лимфоциты, которые и вырабатывают антитела. Основной функцией антител является связывание (нейтрализация) вирусов и бактерий. Некоторые В-лимфоциты живут долго и сохраняют так называемую иммунологическую память.

Длительность первого периода варьирует от нескольких дней до 2 нед. и зависит от вида вакцины, способа ее введения и особенностей иммунной системы ребенка.

Второй период характеризуется повышением концентрации специфических антител в крови. После введения некоторых вакцин специфические антитела появляются очень быстро, и так же быстро повышается их содержание в крови, что позволяет использовать эти вакцинные препараты для экстренной профилактики при контакте с больными корью, полиомиелитом, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом А.

Второй период продолжается от 4 дней до 4 нед.

В третьем периоде после достижения максимального уровня специфических антител их количество начинает уменьшаться – вначале быстро, затем медленно. Такое уменьшение происходит в течение нескольких лет. При повторной встрече с антигеном (ревакцинации или инфицировании привитого ребенка) первый период отсутствует, так как активируются В-клетки памяти, специфический иммунный ответ возникает быстрее и отличается большей интенсивностью.

Население относится к вакцинации с пониманием, хотя не все достаточно хорошо осознают, почему она необходима. Родители хотят знать, от каких инфекционных болезней можно и нужно защитить ребенка, какие вакцины предлагаются их детям и каковы возможные варианты их применения. На страницах данной книги мы постараемся ответить на эти и многие другие актуальные вопросы.

Сегодня практически каждый ребенок может и должен быть вакцинирован. Родителям надо лишь своевременно обращаться к врачу-педиатру. При выявлении каких-либо индивидуальных особенностей детского организма доктор составляет индивидуальный план обследования ребенка, его медицинской подготовки к последующей вакцинации.

Не нужно бояться прививок – они спасают здоровье и жизнь наших детей!

Об этом еще в XIX в. очень красочно и профессионально грамотно рассказал в книге «Записки врача» В. В. Вересаев. В качестве примера он описал тяжелейшие последствия инфекций (дифтерии, столбняка, кори) и трагедии семей, потерявших любимого ребенка (иногда единственного). К сожалению, некомпетентные публикации в газетах, досужие разговоры несведущих людей породили у некоторых родителей необоснованную боязнь прививок и, соответственно, отказ от вакцинации. С этим связано снижение числа вакцинированных детей и уменьшение количества людей, имеющих защиту против той или иной инфекции (существует специальный термин – «иммунная прослойка населения»), что привело к увеличению числа заболевших столбняком, дифтерией, коклюшем, корью, эпидемическим паротитом, краснухой детей и взрослых.

Во время эпидемического повышения заболеваемости дифтерией в начале 90-х гг. XX столетия непривитые дети переносили тяжелые формы этой инфекционной болезни, причем нередко исход был смертельным. В то же время вакцинированные дети, как правило, дифтерией не заболевали или переносили легкие формы без осложнений, угрожающих жизни.

Ежегодно в мире от инфекционных заболеваний погибают около 12 млн детей. Почти 4 млн из них умирают от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцинации. В XIX в., поставив диагноз «корь», «дифтерия», «бешенство», «столбняк», доктор оказывался бессильным и мог лишь наблюдать за естественным течением инфекционной болезни. В XX в. благодаря медицинским достижениям (научным успехам в области микробиологии, вирусологии, фармакологии) у врачей появилась возможность снижать заболеваемость детей наиболее часто встречающимися инфекциями.

Эффективность программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по ликвидации в мире натуральной оспы явилась одним из наиболее веских аргументов в пользу вакцинации. В 1974 г. ВОЗ разработала «Расширенную программу иммунизации», направленную на борьбу с шестью основными инфекциями: дифтерией, столбняком, туберкулезом, полиомиелитом, коклюшем, корью. Благодаря этой программе ежегодно предотвращается более 4 млн смертей и тысячам детей удается избежать слепоты, умственной отсталости и других причин инвалидности. К началу третьего тысячелетия европейский регион освободился от полиомиелита.

В настоящее время медики ставят глобальную цель – в ближайшее десятилетие снизить до минимума заболеваемость корью, краснухой, столбняком, дифтерией, эпидемическим паротитом.

Загрузка...