1.1 РОЛЬ РЕКРУТЕРА В КОМПАНИИ. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ РЕКРУТЕРА

Штатный рекрутер – это санный низ иерархии в кадровой службе организации. Именно по этой причине опытные рекрутеры пытаются переучиться либо на кадровика, либо на HR-менеджера. Вся роль рекрутера в отделе кадров заключается в «принеси-подай», и, за редким исключением, эта роль «без слов».

Чем мельче бизнес, тем более размазаны должностные обязанности в компании у низшего звена работников, а модель управления сводится к формуле «я – начальник, ты – дурак». В один прекрасны момент перед генеральным директором встаёт проблема обеспечения реализации некоего процесса. Либо сам директор понимает, что возникла очевидная необходимость в привлечении к работе в компании дополнительного специалиста, либо линейный начальник извещает о таковой проблеме. Управленческим решением становится озадачивание ответственного за кадровую работу поиском соответствующего неким абстрактным профессиональным требованиям кандидата.

Если в компании кадровой работой занимаются все подряд, а отдельной штатной единицы «специалиста по управлению персоналом» нет, то решение задачи поиска кандидатов поручается тому, у кого меньше текущей нагрузке, вплоть до секретаря или офис-менеджера. Конечно же, в тех фирмах, у которых есть приемлемая рентабельность и нет «персональщика», обращаются к внешнему рекрутеру.


Поэтому первая роль ответственного за поиск кандидатов на вакансии – «ресечер». Это калька с английского и называю так того, кто занимается поиском, в данном случае – поиском резюме, и выбора из них наиболее подходящих под заявленные требования. Профиля.

Что входит в данную роль? Это изучение опыта работы, имеющегося уровня образования, зарплатных ожиданий, возраста и пола (что противоречит законодательству), навыков и опыта, и т.п. имеющиеся у соискателей.

Отсеяв нерелевантные резюме, ресечер собирает в кучу – «пул» – оставшиеся и передаёт их тому, кто будет заниматься дальнейшими мероприятиями по отбору кандидатов.

На птичьем языке эту работу называют «скрининг резюме». Это самая простейшая и элементарная работа, которую способны выполнять качественно даже школьники. А если учитывать, что практически вся эта работа связана с автоматизацией труда, когда всё, что требуется – это проставить «галочки» у нужных «фильтров» в специализированных базах данных, то работа оператора склада окажется более сложной. Когда на тысячах квадратных метров размещены сотни тысяч номенклатурных единиц ТМЦ, и получив накладную, оператору, или младшему кладовщику необходимо, как салинговому матросу, бегать по секторам и взбираться по лестницам стеллажей, дабы собрать заказ, назвать такую работу простой и лёгкой (особенно, когда у товарных единиц вес обозначается килограммами) не получится.

Но почему-то, работа в офисе, заключающаяся в простом, примитивном, взаимодействии в системе «человек-компьютер» считается вполне статусной и престижной?

Объясняется это просто. Работа на складе известна всем вдоль и поперёк, и ничего в ней высокого, утончённого тоже нет, это тяжёлый изматывающая работа целый день на ногах (за исключением специфических складов). А вот работа, которая раньше была связана с монотонным и примитивным перебором «бумажек» мимикрировала под работу с электронными базами данных и получила новое, непонятное «импортное» название. Всё, как и двадцать лет назад: не уборщица общественного туалета, но «менеджер по санитарному клинингу».

Роль ресечера – ситуативная, выполнять её в компании может любой, а по сути – это функция, входящая в должностные обязанности рекрутера.

Почему же повсюду нам презентуют эту функцию, как отдельную, интересную, сложную и модную профессию? Потому, что ещё Том Сойер прекрасно знал, что красить забор доверяют мальчишкам не каждый день. Со времён Генри Форда, работа на конвейере считается нудной, монотонной и одуряющей. В целом, всё связанное с кадровой работой, что сортируется, перебирается, ранжируется по признакам, всевозможное «перекладывание бумажек», это то, что кадровики стараются избегать. Нет для кадровика ничего тоскливее, чем «подшивать дела для сдачи в архив». Для такой работы нужен определённый склад характера. У архивариуса работа однотипная, заключающаяся именно в «перебирание бумажек», а у кадровика темп работы «рваный», интенсивность и насыщенность разнится от выполняемых задач. Вчера специалист по кадрам составлял положение о масочном режиме, сегодня составляет отчёты в пенсионный фонд, а тут ему приказывает начальство просеять тысячи анкет соискателей. Не каждый способен переключаться в различные режимы работ, а потому долго на такой работе с очень неравномерной интенсивностью труда не задерживаются.

По этой причине и появляются у HR-менеджеров помощники, различные секретари, делопроизводители, менеджеры по персоналу и т.д. А так как их работа «валовая», то платить за неё приемлемые деньги бизнес не спешит, всячески «оптимизируя издержки», путём подмены нормальной окладной системы оплаты труда на всевозможную «сдельщину», причём не по трудовому договору, а по договору-подряду с самозанятым.

И вот тут отчётливо проявляется первая и самая главная причина начинающему рекрутеру выучить Основы Трудового Законодательства – для защиты собственных интересов, чтобы понимать, как отстаивать свои трудовые права и не «работать на дядю бесплатно».

Итак, ресечер появляется на сцене не потому, что сфера подбора и отбора персонала такая вся из себя сложная наука, но потому, что компания не хочет тратиться на зарплату профессиональному специалисту по управлению персоналом, либо оптимизирует издержки. И то и то говорит нам, что и ресечеру платить будут тоже «оптимизировано».

В идеальном варианте ресечер получает листок с перечнем требований к кандидату, запускает «интерфейс информационной системы» и начинает ввод данных для условий автоматизированного поиска. Но, на практике, в процессе поступает множество «вводных».

На ходу могут меняться требования к кандидатам, и от HR-менеджера или кадровика, и от кого-то ещё как-то причастного к процессу, потоком идут слабо систематизированные поправки и уточнения.

Так же поступают команды на уточнение данных путём взаимодействия ресечера с кандидатом через мессенджеры, электропочту, телефон.

В общем, работа – в режиме «не болит голова у дятла». Поэтому в собственных интересах ресечера изначально уточнять все непонятные моменты, конкретизировать данные, критерии поиска. Иначе придётся делать много лишней, и, конечно же, неоплачиваемой работы.

Цель ресечера – собрать пакет резюме, отвечающим определённым критериям. Это с позиции работодателя. С позиции самого ресечера его цель – заработать денег. Для этого необходимо работать эффективно. То есть на единицу труда получать максимум полезного результата. Поэтому поиск резюме следует начинать лишь после уточнения и утверждения всех требований к кандидатам.

Найденные резюме могут быть отданы рекрутеру, менеджеру по персоналу, кому-то ещё, и на этом работа ресечера будет считаться завершённой. Но, обычно, наступает второй этап скрининга – фаза уточнений данных. Через различные средства коммуникаций, по указанным контактным данным соискателей, ресечер отправляет уточняющие вопросы, дабы удостовериться, что данные в резюме верны, а само резюме актуально. Это на словах только просто, на деле – это сплошные «нервы».

Бывает так (а бывает так постоянно), что резюме заинтересовало работодателя, ресечер, по указанным контактным данным, отправил уточняющие вопросы, а в ответ – тишина. Начальство требует «установить связь» с кандидатом, во что бы то ни стало. Задействовано уже всё. И электронная почта, и мессенджеры, и социальные сети. Постоянные попытки дозвонится по указанному номеру телефона. Всё без толку. А виноват в этом, конечно же, ресечер, по мнению начальства работает он плохо, понимаете ли.

Но бывает ситуация ещё хуже, когда всё же, через несколько дней тщетных попыток дозвониться до кандидата, тот отвечает на звонок. Но, ответ это очень эмоционально окрашен, причём окрашен в самые негативные тона. И рекрутер узнаёт о себе очень много нового. И так день за днём.

Резюме может оказаться неактуальным, но в информационной системе его не убрали из доступа. А может быть элементарный обман со стороны работодателя, и предлагаемые условия на деле совсем не соответствовать заявленным. И хорошо, если кандидат выяснит это уже тогда, когда ресечер передаст его резюме другому исполнителю, что будет обозначать факт выполнение работы.

Но может быть и такое, что за несколько дней поиска и отбора остаётся лишь одно резюме, которое соответствует требованиям. Тратится дополнительное время на всевозможные уточнения. А в самом конце, когда уже можно передавать это резюме, кандидат перестают быть релевантным, «по вновь открывшимся обстоятельствам». Ну что же, и такое бывает, ничего не поделаешь. А вот это самое «ничего не поделаешь» – при сдельной оплате труда означает одно – вы ничего не заработали.


Что же. Поиск завершён, хоть сколько-то резюме отобрано и передано в дальнейшую работу. На сцену выходит рекрутер.

Единственная роль рекрутера – не наём, не проведение собеседования, это все функции. Рекрутер исполняет роль барьера между кандидатом и работодателем.

Итак, у нас IT-компания, конторка из нескольких молодых людей, организовавших совместный бизнес по разработке неких программных продуктов. У них ООО, приходящий главный бухгалтер и удачный заказ. Для выполнения работ по заказу требуется ещё один работник. Об этом один работник ООО, занимающий должность самого главного программиста докладывает другому члену ООО, у которого должность генерального директора. Оба приходят к решению: взять на должность очень классного программиста – специалиста с дипломом и не очень высокими требованиями в вакансии, особенно по заработной плате.

А в прочем, это может быть ресторан, нуждающийся в шеф-поваре, или гостиница, ищущая администратора, не важно. Важно лишь то, что предлагаемые ими условия ощутимо отличаются от среднего показателя на рынке труда в заданной нише в меньшую сторону.

Почему именно такой вариант сюжета? Потому, что при предложении, равного или выше среднего уровня, проблемы в поиске кандидатов нет никакой. Но бизнес всегда стремится снижать издержки, а самые большие издержки – это фонд оплаты труда.

Итак, наши IT-шники решили нанять ещё одного. Кто этим будет заниматься, если у обоих дел невпроворот, а главный бухгалтер у них «на сдельщине»? Ведь надо составить «портрет» кандидата, надо на его основе составить список требований к кандидату. Надо поискать в разных местах резюме кандидатов. Надо выбрать кандидата. Надо выйти с ним на связь. Надо пригласить его на собеседование. Надо провести собеседование. Надо оценить компетенции кандидата. Надо оформить на работу. На всё это надо время. А его нет, итак все сроки по заказу уже нарушены.

Какие есть варианты? Принять на работу профессионального менеджера по персоналу с дипломом ВУЗа. Это не вариант. Обратиться в кадровое агентство. Это дорогой вариант. Подрядить фрилансера-рекрутера по сходной цене. Это самое оно.

Чем плох вариант с агентством по поиску и найму персонала? Тем, что там выбирать практически не из кого. Все эти агентства, состоящие из одного единственного работника агентства, который заключает субподряды на поиск кандидатов с теми же фрилансерами, отличаются только уровнем жадности, выражаемой через цифры в прайс-листах на оказываемые услуги.

Кстати, фрилансеры, это самозанятые граждане (если конечно они озаботились защитой собственных прав и зарегистрировали свой статус». А проще говоря – работники-подёнщики.

А вот с ними-то как раз и – вариант. Чем же этот так хорошо? Фрилансер-рекрутер может быть обычным гражданином. Без какой-либо регистрацией своей предпринимательской деятельности. Следовательно, вопросы оплаты с ним уходят в «серую зону». Это выгодно мелкой компании, так как расплачиваться с рекрутером она будет «чёрным налом», без каких-либо документальных подтверждений хозяйственной деятельности. Это упрощает отношения фирмы с «приходящим» бухгалтером, у которого есть собственный прайс-лист на всевозможные варианты услуг бухгалтерского учёта. Ну, и, конечно же, не забываем про «справедливую экономию» – когда заказчик решает, что услуга оказана некачественно, поэтому не подлежит оплате. Не будет же из-за пары тысяч рублей фрилансер судиться, тем более, что у него нет ни регистрации предпринимательского статуса, ни документов, подтверждающих сделку. А на нет и суда нет.

У рекрутера оплата за результат. Это может быть процент от зарплаты принятого на работу кандидата, или фиксированная сумма. В любом случае, цель рекрутера – заработать денег. Задача – «сосватать» работодателю кандидата. Вопрос: сколько заработает фрилансер-рекрутер на сдельной системе оплаты работ, если будет подробно и правдиво рассказывать о вакансии, которая изначально содержит не особо привлекательные условия?

Рекрутер старается брать «валом», в надежде, что хоть какой-то кандидат всё же согласится на реальные условия работодателя. Поэтому утаивание, недоговаривание, сокрытие, а то и явный обман – это то, что мешает вести откровенный разговор об этической стороне работы рекрутера.

Цель же работодателя – заполучить высококлассного специалиста по бросовой цене, а задача – свести к минимуму время, затрачиваемое на оценку кандидатов. Для чего критерии оценки и требования к кандидату с каждым безрезультатным собеседованием корректируются и усложняются, а затем передаются рекрутеру.

Поэтому, рекрутер и есть тот самый барьер между кандидатом и работодателем. Рекрутеру жизненно важно, чтобы соискатель, узнав о вакансии, не вышел напрямую на работодателя, тем самым лишив самого рекрутера оплаты за работу по поиску и подбору. А работодателю важно, чтобы к нему приходили только высокомотивированные занять предложенную вакансию кандидаты с компетенциями, даже лучше, чем завялено в вакансии.

В плане массового подбора, когда нужны целые бригады на вахту, на склад, комплектовщиков, упаковщиков, операторов и т.д., дела обстоят еще хуже.

На такие должности набирают всех подряд, и без образования, и без гражданства, и даже без знания языка, вообще игнорируя такой феномен, как Трудовой Кодекс. И про зарплаты в таких вакансиях попросту врут. Чем ниже квалификация работника, тем ниже его заработная плата. По закону нельзя платить ниже МРОТ, но умудряются и тут «скостить», дробя оклад на почасовую ставку и манипулируя учётом отработанного времени. В таких предложениях о работе указываются нереальные суммы заработка, подразумевая, что есть, вроде бы, какой-то шанс столько заработать, но про всевозможные системы штрафов, частые простои, не рассказывают.

Но нам, рекрутерам, «своя рубашка ближе к телу». И нас в таких вакансиях волнует лишь наше собственное «вознаграждение».

Что бы получить своё «вознаграждение», рекрутеру требуется решить следующие задачи. Определить места поиска претендентов. Составить «рекламное объявление» – «продающий» текс вакансии. Собрать отклики соискателей. Отобрать релевантные резюме и отклики. Выйти на связь с соискателями. Уточнить различные данные у соискателей.

Составление объявления о вакансии – дело не из простых. Чем меньше у работодателя (или его представителя) компетенций в плане кадровой работы, тем сложнее от него получить завершённую вакансию, или что-то хоть сколько-то напоминающее «портрет работника». Ни о какой профессиограмме, профессиографии, фотографии рабочего местах, хронометраже и прочее и речи не идёт. Это юдоль тех, кто по малолетству вместо нормальной профессии выбрал факультет управления персоналом.

Но, худо-бедно, объявление составлено, и теперь необходимо сделать так, чтобы его прочли потенциальные кандидаты. Стало быть, объявление о работе надо разместить там, где есть те, кто ищет не просто работу, а именно такую, как в объявлении, ну или очень похожую.

Таких мест, собственно говоря, предостаточно. Их два вида: специализированные и неспециализированные. Неспециализированные – это «места общего пользования телекоммуникационной сети Интернет», и прочие средства массовой информации. Проще говоря, всевозможные места скопления читателей и пользователей. Это газеты, журналы, Интернет-сайты, форумы, социальные сети. Специализированные – всевозможные «работные» СМИ и Интернет-сайты.

Если соцсети и форумы могут быть вариантом свободного размещения объявления, где не требуют плату, то специализированные сайты банков вакансий – это значительные суммы для мелких работодателей.

Целевые, «работные» сайты – берут плату за размещение вакансий. Исключение – сайт «Работа в России» (trudvsem), куда работодатели обязаны подавать вакансии, если штанное расписание у них свыше 25 единиц (или среднесписочное число работников свыше 25). Причём количество сайтов с вакансиями с нормальной посещаемостью, совсем даже и не большое, поэтому расценки там очень и очень большие (в сравнительных величинах).

Так что на размещение объявление о работе требуется некоторый бюджет. Но и интернет не бесплатный, и телефонная связь денег стоит. И это тоже требует бюджета. Суммы могут быть и не значительные, но – тем не менее. А, исходя из того, что положительный результат работы рекрутера не гарантирован, по причине высочайшей конкуренции в этой профессии, то и эти суммы становятся существенными.

Заказчик может дать доступ к своему аккаунту на сайте вакансий, если конечно у него он есть. Но у микробизнеса такое встречается не часто.

Но. Если денег на коммерческие сайты никто не даёт, то размещать объявление придётся в местах меньшей концентрации людей находящихся в поиске работы.

Поместив объявление в максимуме возможных мест, рекрутеру остаётся ждать откликов. Ну, или, начать «холодный прозвон» по имеющемся резюме. У позвонивших кандидатов, или написавших в мессенджер, уточняются подробности, и при соответствии требованиям выдвинутым работодателем, кандидату сообщается адрес проведения собеседования.

А дальше – лотерея, дойдёт ли кандидат до указанного места или нет? А если не дойдёт, что и случается в большинстве случаев, то по какой причине? А причин не меньше, чем узоров в калейдоскопе.

Может быть что угодно. Что-то не устроило в объявлении, но кандидат, чтобы отвязаться от рекрутера и побыстрее закончить с ним разговор, якобы на всё согласился. Кандидат в этот же день получил более выгодное предложение. Кандидат … (вписать что угодно в качестве причины).

И самое неприятное, но банальное – работодатель утаил от рекрутера факт приёма на работу данного кандидата.

У фрилансера-рекрутера нет никакой возможности отследить реальное состояние ситуации, и проверить чистоплотность заказчика.

Такая профессиональная компетенция, как умение проводить предварительное собеседование с соискателями, конечно же, не помогает снизить уровень риска «потери своего кандидата». Предварительное собеседование завершается передачей своего кандидата на собеседование с работодателем. А это никак не мешает заказчику не выполнить обязательство по оплате работы рекрутера. Но, это «видимая часть работы», отрицать которую очень сложно. Особенно если брать у соискателей разрешение на видеозапись беседы.

С помощью промежуточного этапа «предварительное собеседование» можно существенно снизить потери в оплате работы, путём грамотного распределения долей оплат за каждый этап работ, закладывая именно в оплату собеседование основную цену за услуги рекрутера.


А какова роль рекрутера в рекрутинговом агентстве? А в агентстве у рекрутера роль незавидная. Типовая схема взаимодействия бизнеса и рекрутинговых агентств следующая.

Какая-то фирма заключает договор на обслуживание агентством. В услуги входит некий перечень работ по поиску и подбору кандидатов. Фирма отправляет заявку в агентство, там она передаётся либо закреплённому за данной фирмой рекрутеру, либо первому освободившемуся (или же, что бывает чаще всего, тот, кто обрабатывает входящие заявки, передаёт наиболее выгодные из них «своему» рекрутеру).

Оплата за кандидата может быть, как за «дошедшего до собеседования», так и за прошедшего установленный при трудоустройстве испытательный срок. И разница в рублях оплаты может быть значительная, от нескольких сотен рублей, до десятков тысяч за одну вакансию.

И рабочая атмосфера в таком агентстве формируется по «закону джунглей», подковёрные схватки, интриги, буллинг, и прочие способы выживания сильнейшего. Да, старейший, следовательно, опытнейший в интригах и социал-дарвинизме рекрутер получает лучшие заявки, а новички вынуждены «подъедаться» из общей, бесполезной в большинстве случаев из-за неактульности, базы резюме, в надежде хоть кого-то из неё заинтересовать.

Основная функция начинающего рекрутера в агентстве – холодные звонки по «безнадёжным» заявкам. Если повезёт, и автор резюме отзовётся на высказанное предложение в телефонном разговоре, его приглашают в агентство, где с ним проведет предварительное собеседование по развёрнутому списку условий вакансии.

При прохождении кандидатом фильтра предварительного собеседования, ему устраивают собеседование с заказчиком. И уже после подписания трудового договора и прохождения испытательного срока, агентство получает свой гонорар, который и делит в весьма неравных пропорциях между собой и рекрутером.

А как иначе? Ведь владелец агентства затевал этот бизнес для того, что бы получать прибыль, вот он её и получает.

Если в агентстве в базе нет соответствующих заявке резюме, то рекрутер начинает поиск, и сложность поиска прямо пропорциональна сложности заявки. А если и поиск не дал нужного результата, то рекрутер начинает размещать объявление о работе составленное на основе заявки, и, бывает, что за собственный счёт.

В агентство принимают всех без разбора, как и в агентство недвижимости, сетевой маркетинг и прочие конторы. За стажировку, обычно, не платят. Поэтому текучесть кадров в таких заведениях ужасающая. У новичка в агентствах обычно два пути, либо освоиться в данной компании и благодаря своим «природным данным» занять устойчивое место в сложившейся иерархии, либо освоив технологию работы, податься на «вольные хлеба» во фрилансеры.


Что можно сказать в итоге о работе рекрутера и его роли на рынке труда? Только то, что это не профессия, как таковая, не тот способ, которым можно кормиться до пенсии. Это просто «шабашка», которая может позволить протянут какое-то время, до лучших времён, либо заработать «лишнюю копеечку» в период вынужденного простоя.

Работа эта тяжёлая, неблагодарная и морально изматывающая. Риск остаться ни с чем и не получить честно заработанное слишком большой для того, чтобы рассматривать этот способ заработка, как постоянный, но неофициальный. Без специфических социальных навыков работа в агентстве рекрутмента попросту невозможна.


Итак, рекрутёр, как самостоятельная профессия, это самый низ профессиональной лестницы. И если не расти профессионально, то ни о каком адекватном приемлемом заработке не может идти и речи. Рекрутмент – это первая ступень в карьерной лестнице профессионала по проведению консультаций в области управления персоналом.

Учиться в ВУЗе на специалиста по управлению персоналом, чтобы один семестр изучать дисциплину под названием «обеспечение персоналом», в которой, как раз, и рассказывают о функции – подбор и отбор кандидатов, проведение собеседований, нет никакой надобности.

Рекрутмент – это продажи, самые натуральные продажи вакансий. А, следовательно, быть «эйчаром» не требуется, а требуется быть настоящим продавцом, владеющим навыками из областей «рекламного дела» и «маркетинга персонала».

Изучения «рекламной деятельности» позволит:

Заполучить полезные и необходимые знания, умения и навыки по организации, управлению и проектированию процессов в области рекламы.

А для составления эффективных объявлений о работе, крайне необходимо:

– овладеть знаниями о понятиях, терминологии, содержании и особенностях рекламной деятельности;

– изучить процесс маркетинговых коммуникаций, его структуру, объекты, субъекты, средства;

– изучить систему, методы, технологии и инструментарий рекламной деятельности;

– изучить характеристики средств распространения рекламы;

– приобрести знания и умения, позволяющие выбирать и применять средств рекламы с учетом различных факторов;

– изучить процесс построения рекламного бюджета;

– освоить методы анализа и оценки рекламной деятельности торгового предприятия;

– изучить законодательные акты, регулирующих рекламную деятельность;

– выработать навыки построения речи с использованием профессиональных терминов и оборотов речи.


Ну, а маркетинг персонала в рамках рекрутмента даст следующее:

– знание основ кадрового планирования и контроллинга;

– основ маркетинга персонала;

– разработки и реализации стратегии привлечения персонала;

– умением применять всё это на практике.


Эффективная работа и получение за её результаты хороших гонораров, для рекрутера возможна лишь при наличии знаний:

– основ теории маркетинга персонала;

– специфики маркетинговой концепции в управлении персоналом;

– содержания информационной и коммуникационной функции маркетинга персонала;

– основ компетентностного управления персоналом;

– содержания процедуры найма персонала;

– планирования человеческих ресурсов,

Поэтому, изучив хороший учебник по маркетингу персонала, рекрутер сможет:

– проводить анализ состояния рынка труда;

– выделять ключевые преимущества организации, основанные на компетенции персонала;

– определять инфраструктуру управления персоналом;

– пользоваться маркетинговым инструментарием в управлении персоналом;

– методикой оценки эффективности управления персоналом в компании заказчика.


Ошибка думать, что никакой сложности в работе рекрутера нет. Есть, и главная сложность в этой работе – заработать достойные деньги. Вторая сложность – заработать достойные деньги и не остаться без сил. Для рекрутера, как ни для кого другого жизненна формула «время – деньги». Чем дольше рекрутер закрывает заявку, тем невыгоднее для него кандидат.

Получить от заказчика заявку, подать объявление, провести собеседование (и это в самом простейшем варианте) – все это занимает определённое время. И чем хуже организация работ, тем дольше длятся этапы. Бестолково составленная заявка отнимает время на свою переделку «по науке», с постоянными «созвонами» с заказчиком или его представителем, уточнениями и внесениями поправок. Поиск резюме в различных источниках по некорректной заявке – это потраченное зря время и «выброшенные на ветер» деньги за доступ к базе данных. Несоответствие предлагаемых условий в вакансии ожиданиям кандидата, вскрывшиеся на конечном этапе работы – бесполезно потраченное время, а, следовательно, потерянные деньги.

Браться за заказ или отказаться, это не должно решаться интуитивно, по «чутью». Не обязательно влезать туда, где висит табличка «Не влезай! Убьёт!», чтобы на собственном опыте убедится, что на табличке написана правдивая информация. Так и с работой рекрутера. Незачем набивать шишки за собственный счёт.

Без должного уровня знаний или опыта, поступившая от работодателя заявка может выглядеть из-за указанного в ней «вознаграждения» очень заманчиво. Но опытного рекрутера это может насторожить, а пристальное изучение вакансии позволяет понять, что браться за эту заявку и вовсе безнадёжное дело, так как с такими условиями и предложениями найти хоть какого-то кандидата попросту не реально. Но вот новичок может соблазниться значительной суммой гонорара, и, не оценив адекватно трудозатраты, заняться пустой тратой сил и времени.

Не имея опыта, но обладая теоретическими знаниями, уже можно снизить трудозатраты и повысить собственную эффективность в плане извлечения прибыли. Сверяя поступившую заявку с эталонной, с шаблонной, можно выявить неточности и ошибки. О таковых известить заказчика, дав ему методические рекомендации по их устранению. И если вместо их принятия и внесения коррекции в заявку, будет явное сопротивление или откровенное игнорирование советов, следует с таким заказчиком распрощаться. Это один из вариантов профессионального поведения начинающего рекрутера.

Не стоит рисковать понапрасну. Если от количества заработанных денег многое зависит, то приоритетом должно быть распределение рабочего времени между максимально реальными заявками и поиском новых заказчиков, а не трата его на заранее проигрышные варианты. Понимание того, за что стоит браться, а что не стоит внимания, основывается на знаниях профессиональных технологий. И только потом на опыте и профессиональном чутье.

Осознание того факта, что к данному работодателю никто не захочет идти на работу, дают знания об основах управления персоналом, о которых можно узнать изучив маркетинг персонала. Уже из того, как у такого работодателя выстроены в общем кадровые процессы, можно делать определённые выводы. Знания о том, как функционирует рынок труда на макро и мезо уровнях, помогают в выборе локаций размещения объявлений о работе. Узнав, как выстраиваются рекламные обращения, можно составить привлекательное объявление. Все это помогает сосредоточиваться на главном и конкретном в поиске, подборе и отборе кандидатов.

Сэкономленное время – заработанные деньги.

Загрузка...