Человеку постоянно приходится на жизненном и профессиональном пути проявлять свои возможности приспосабливаться к изменяющимся условиям своего существования, к различным факторам профессиональной деятельности. Он вынужден актуализировать присущие ему способности успешно осваивать ту или иную профессию и эффективно выполнять определенный вид трудовой деятельности, прилагать усилия, знания, умения поддерживать на должном уровне, формировать и развивать свои разнообразные профессионально значимые функции и качества, то есть обеспечивать свою пригодность к трудовой деятельности в определенной профессиональной области. Достижение этой цели определяется индивидуальными особенностями конкретного человека, зависит от наличия и квалифицированного использования различных приемов и способов оценки и обеспечения соответствия характеристик человека требованиям профессии и обуславливается созданием условий (и возможностей) для проявления функционального и личностного потенциала. Человек испытывает потребность в своей социальной, психологической и профессиональной защите и поддержке. К некоторым из профессиональных требований можно приспособиться со временем (если оно имеется) или с помощью специальных средств подготовки и адаптации, а другие становятся непреодолимым препятствием для некоторых людей на пути освоения профессии.
Процесс выбора профессии, определения профессионального пути субъекта и экспертизы успешности освоения и реализации трудовой деятельности предусматривает необходимость, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека требованиям профессии, а с другой – активного формирования и подготовки его как специалиста с учетом отведенного для этого времени, то есть диагностики, прогнозирования и формирования профессиональной пригодности человека.
Приспособление профессиональной деятельности к возможностям и особенностям человека, проектирование и создание «человеко-ориентированных» образцов техники и технологий, условий и организации труда является одним из основных направлений эргономического обеспечения необходимой эффективности и надежности новых систем «субъект-объект труда», но этот путь в своей реализации имеет определенные технические, технологические, экономические и другие ограничения. Поэтому любая деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней человека. Решение проблемы профессиональной пригодности сводится к взаимной адаптации человека и деятельности, то есть к обеспечению соответствия самой деятельности человеку («антропоцентрический подход»), а также оценки и формирования пригодности человека для конкретной деятельности («профессиоцентрический подход»).
Профессиональная пригодность является системным свойством человека, которое зарождается и проявляется в процессе подготовки и включения его в деятельность. Оно отражает степень индивидуальных возможностей человека выполнять трудовые функции и является его интегральной характеристикой. Оценка и формирование профессиональной пригодности представляет собой элементы единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения успешной ее реализации на всем протяжении профессионального пути. Понятие «система» в данном случае подразумевает объективное единство связанных и взаимозависимых процедур по управлению и контролю процесса развития и становления профессионала, обеспечения его пригодности к определенной деятельности. Поскольку профессиональная пригодность есть свойство субъекта деятельности, постольку она, как и другие его свойства (работоспособность, надежность и др.), формируется в деятельности, но успешность этого процесса предопределяется психологическими, физиологическими и другими предпосылками, которые являются предметом изучения и учета при диагностике, прогнозировании и формировании профессиональной пригодности.
Изучению различных психологических аспектов проблемы профессиональной пригодности посвящено большое количество работ и, в частности, фундаментальные исследования Б. Г. Ананьева, К.М. Гуревича, Е.А. Климова, В.Л. Марищука, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и многих других.
В настоящем Сборнике представлены результаты исследований сотрудников Института психологии РАН и других научных и учебных организаций (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГумУ «Эргоцентра», ГосНИИИ ВМ МО РФ, ЦКБ МПС и др.) по широкому кругу вопросов, отражающих различные теоретико-методологические, экспериментальные и методические аспекты проблемы профессиональной пригодности.
В первом разделе Сборника представлены результаты фундаментальных исследований проблемы профессиональной пригодности, а именно теоретические принципы и методологические подходы к ее изучению, особенности отражения различных уровней субъектности в характеристиках профессиональной идентичности, современные представления о сущности профессионального развития субъекта труда, концептуальные взгляды на роль временного фактора в формировании и проявлении профессионального опыта, модель психической регуляции операторской деятельности и ряд других вопросов.
Во второй раздел включены материалы экспериментальных исследований проблемы профессиональной мотивации, клинико-психологической экспертизы лиц с нарушениями здоровья и профессиональной надежности, механизмов развития посттравматических стрессовых расстройств и субъектных предпосылок реадаптации после перенесенных психических травм, динамики формирования профпригодности и влияния на этот процесс фактора риска, использования информационных средств для регуляции надежности деятельности и т. д.
В третьем разделе изложены некоторые методические подходы и приемы изучения, оценки и формирования профессиональной пригодности на этапах отбора, подготовки и реальной деятельности специалистов.
При подготовке Сборника к изданию редактор стремился сохранить авторский стиль и логику изложения материалов, толкование понятий и определений, используемых или предлагаемых авторами статей, некоторые из которых по своему содержанию носят дискуссионный характер.
Настоящий Сборник подготовлен в соответствии с планом научно-исследовательской и издательской работы лаборатории инженерной психологии и эргономики Института психологии РАН и Высшей школы психологии.
Профессор В.А. Бодров