СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Еще недавно, всего 20—30 лет назад, наше образование находилось на очень высоком уровне. О том, в каком состоянии находится система образования Украины и других стран СНГ сейчас и какие изменения ей крайне необходимы – данный раздел.


Тему представляет директор МФКС, чл. корр. МКА Цыбенко Елена Владимировна.


Основные вопросы:

• Общая оценка образования в Украине и СНГ.

• Лучшие примеры ведущих стран мира.

• Основные условия, необходимые для формирования человека как личности.

1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПО УКРАИНЕ И СНГ

На данный момент образование готовит, прежде всего, специалистов (исполнителей), а воспитательную роль практически не выполняет (ноль учебных часов). Ни в школе, ни в вузе не обучают самому главному: во что верить, как и ради чего жить, как ставить и достигать цели, как формировать себя как Личность, находить и не терять друзей, т. д. Личность в этом смысле, как правило, формируется – улицей, масс-медиа, то есть кем угодно, только не системой образования.


Все и так хорошо знают, что происходит с нашей системой образования. Но если ее оценивать аналитически и предельно коротко, то есть смысл делать это по следующим двум основным показателям.


Первое – это то, чему обучают существующие программы (в данном случае для простоты изложения мы будем рассматривать только школьные программы обучения). И второе – как обучают, то есть все остальные условия.


1. По программам обучения. Ни для кого не секрет, что около 90% знаний, полученных в школе, никогда человеком не используются. То есть 9 из 10 часов учебных программ уходят в никуда. Практически они не нужны человеку для жизни. И это неправильно.


В то же время самым важным вопросам для жизни человека – кем быть и ради чего жить, как делать карьеру, как находить и не терять друзей, как не болеть и жить долго – вообще не уделяется внимание.


Формированию Человека как Личности – уделяется ноль часов учебной программы. Хотя все знают, что успех на 75—85% зависит от личных качеств человека, а не от его профессиональных знаний (15—25%). В итоге – выпускник выходит из школы неподготовленным к жизни, без четких приоритетов, с искаженными ценностями.


2. Кроме того, если брать данные по Украине и СНГ, то существует огромное число других проблем. Это:


очень слабая материально-техническая база;


низкая оплата труда преподавателей, которые по своим личным качествам далеко не всегда соответствуют тому, чтобы быть достойным примером и позитивно влиять на учеников;


устаревшие методы управления.


И сами ученикине мотивированы на высокоэффективное обучение, на деятельность с полной самоотдачей, чаще всего – не отличаются особой этичностью и дисциплиной.


Это одни из основных проблем.

2. ЛУЧШИЕ ПРИМЕРЫ

Если говорить о лучших из существующих примеров, то это, прежде всего, ведущие университеты мира. Конечно же, там суперсовременная материально-техническая база и, в ряде случаев, финансирование, сопоставимое с бюджетом Украины.


Профессура в развитых странах – это одни из самых высокооплачиваемых специалистов. Люди мотивированы на обучение, так как окончание Кембриджа или Оксфорда – это гарантия успешной карьеры с изначально очень высокой зарплатой для выпускника.


Но одно из самых значимых преимуществ этих вузов – то, что в них тем или иным образом решаются вопросы формирования человека как личности — за счет системы наставничества, за счет изначального формирования высокого духа и традиций, направленных на решение этих задач: максимально высокую самооценку, успех, на формирование сильных коллективов, в которых люди потом всю жизнь помогают друг другу, на глубокое уважение к наставнику и многое другое.


Очень многому у них необходимо учиться.

3. ПРОБЛЕМЫ. ПРИЧИНЫ

Вопрос первый – Что делается? Ответ: по формированию личности – практически не делается ничего! Как правило, кроме личной инициативы очень малой части преподавателей и директоров школ, в большинстве случаев никакая целенаправленная работа не ведется.


Вопрос второй – Почему? Потому что нет научной модели Достойного Человека. То есть, нет Стандартов и Идеалов: к чему стремиться, какого человека должно формировать общество и система образования. Соответствующих программ обучения – нет!


Далее Результаты. При отсутствии целенаправленного или какого-либо еще формирования личности – они негативные и другими быть не могут.


1. Многие люди, и, к сожалению, их большинство, не мотивированы ни на обучение, ни на работу. Они воспитываются фильмами, улицей, телевидением, мечтают о красивой жизни, но так как не обучены достигать успеха и делать карьеру, живут на символическую зарплату, покупают пиво, при этом проклинают всех и вся.


2. Не формируются коллективы. Вместо того, чтобы, оканчивая школу, помогать друг другу, многие не хотят друг друга даже видеть и вспоминать.


3. В плане физического здоровья 80%—90% выпускников школ имеют значимые проблемы.


4. Преподаватели. Поскольку они недостаточно подготовлены по личным качествам, то для достижения дисциплины и внимания на уроках часто вынуждены использовать психо-эмоциональное давление, что ломает многих людей.

4. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ КУЛЬТУРУ НАЦИИ, ИМИДЖ

В итоге, к огромному сожалению, граждане Украины, как и многих других стран СНГ – имеют в мире репутацию неэтичных, грубых людей, со многими вредными привычками и высокой склонностью к правонарушениям.


Об этом говорит статистика. Показатели в СНГ и в нашей стране по преступности, алкоголизму, наркомании, болезням, депрессиям, невоспитанности, другие в 10 раз хуже, чем в странах Европы.


Этот печальный список можно продолжить.


Об этом знают все. То, что есть не выдерживает критики. По личным качествам преподавателей, по атмосфере в стране, по тому информационному воздействию на людей, которое есть в обществе все это не работает на решение поставленной задачи.


Печальный вывод. Современная система образования не может решить вопросы подготовки и воспитания сильного, совершенного, достойного человека, гражданина своей страны.

5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Первое, что необходимо для решения данной задачи, – чтобы вопросы Формирования Человека как Личности стали вопросами первостепенной значимости. То есть, чтобы постоянно шла целенаправленная работа по подготовке человека высокомотивированного и готового к достижению наивысших результатов, а не душевно убогого и вредного для общества.


Второе. Необходимо, чтобы наши программы вошли в систему образования, чтобы работали полноценные обучающие и тренинговые программы по формированию человека как личности, направленные на достижение всех жизненных целей.

Требования к преподавателям по личным качествам

Далее – чтобы были решены все обозначенные выше проблемы и выполнены абсолютно все условия, которые влияют на достижение основной цели.


1Необходимо, чтобы студентов и школьников обучали преподаватели, соответствующие этому по личным качествам, чтобы работали прекрасные традиции, чтобы были решены все вопросы материально-технического обеспечения.

Необходимость поддержки государства и пропаганды в СМИ

Чтобы все остальные механизмы общества работали в этой сфере – необходимо, чтобы была поддержка государства, чтобы шла пропаганда во всех средствах массовой информации, чтобы абсолютно все, что влияет на результат, было решено. Чтобы в конечном итоге у нас была власть, заинтересованная в воспитании и формировании Личности, а не бесцельного исполнителя, чтобы воспитывалась такая элита, которой можно гордиться.

Загрузка...