Предисловие

Информационная деятельность Московского Патриархата XX–XXI вв.: от печатной буквы к SEO

Евгения Жуковская,

кандидат социологических наук, лауреат Макариевской премии (2018), доцент кафедры филологии и журналистики Российского православного университета святого Иоанна Богослова, преподаватель Сретенской духовной семинарии, преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры святых Кирилла и Мефодия


Церковный медиаландшафт неоднороден и многослоен. Тому есть несколько причин: разное время появления в информационном пространстве, территориальные, а порой и национальные особенности информационной миссии, приверженность своей традиции. Так или иначе, отдельные факторы или их совокупность влияют на логику информационной политики и на реперные точки контентного плана любой церковной организации, представляющей свою деятельность в медиаполе.

Сегодня Русская Православная Церковь не только самая многочисленная Поместная Православная Церковь в мире, но один из самых мощных с информационной точки зрения религиозных институтов современности. Она объединяет десятки тысяч приходских, благочиннических, епархиальных, синодальных сайтов, газет, журналов, радио- и телепередач, подкастов, пабликов в социальных сетях и мессенджерах. Многомиллионная аудитория Московского Патриархата ежедневно потребляет гигабайты информации на десятках языках. Именно в Русской Церкви – единственной из Поместных Православных Церквей[1] – существует профильное ведомство, отвечающее не только за координацию медиапотоков, но и за управление системой церковной и околоцерковной, религиозной информации в современном мире[2].

Предпосылки к становлению информационной работы в таком масштабе были заложены задолго до церковного возрождения после празднования Тысячелетия Крещения Руси. Еще до революции основной рынок средств массовой информации в Российской империи был церковным. Консистории и ведомства при Святейшем Правительствующем Синоде, лавры и монастыри, а также частные православные издатели выпускали тысячи изданий с совокупным многомиллионным тиражом. Это были и листки, и газеты, и журналы, и альманахи[3]. Печатный же формат увеличивал и без того огромную по нынешним меркам аудиторию в несколько раз, поскольку слово разносилось далеко за пределы одного церковного округа и читалось в общинах грамотными людьми, коих было меньшинство, всем остальным – безграмотным.

В 1905 и 1906 гг. в ходе совещания в рамках Предсоборного Присутствия готовились правила по наблюдению за произведениями духовной литературы, проектировалось создание Церковно-Печатного комитета при Святейшем Правительствующем Синоде. Особенностью этого проекта было совмещение издательской деятельности Церкви с ее наблюдением за печатью, то есть цензурой[4].

Уже в 1915 г. Святейший Синод считал необходимым сосредоточить всю издательскую деятельность в одном учреждении. Это было нужно для усиления миссии Церкви и обучения людей основам православной веры. Однако такого решения принято в тот год не было. Во время Собора 1917–1918 гг. выявилась потребность в превращении церковной периодики в средство церковного проповедничества, именно пресса должна была сообщать о последних наработках в области церковной миссии, о формах развития церковной деятельности, высказывалась необходимость через СМИ научать пастырей гомилетике. Но и этим начинаниям не суждено было исполниться из-за кампании большевиков по уничтожению Русской Православной Церкви[5].

Уже к 1920 г. издание «Епархиальных ведомостей» осуществлялось лишь в тех уголках страны, где большевики не пришли к власти. До 1925 г. Церковь официально выпускала только настольные календари. Раскольникам и обновленцам при этом дозволялось издавать центральные и некоторые местные газеты, печатать брошюры, содержавшие главным образом нападки на каноническую Церковь[6].

И хотя с 1931 по 1935 г. удалось организовать выпуск официального печатного органа – «Журнала Московской Патриархии», ни о каком развитии информационной деятельности Церкви говорить не приходилось. В этот период вышло 24 номера под редакцией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского). Вместе с официозом здесь размещались «проблемные, богословские, церковно-исторические статьи, а также материалы по вопросам применения норм канонического права к исключительному положению, в котором находилась Русская Церковь». Митрополит Сергий был основным автором журнала[7].

На долгие десятилетия в стране было запрещено высказывать свое мнение и вести информационную работу тем, кто причислялся государством к разряду неблагонадежных граждан и институтов. Альтернативная генеральной линии большевиков издательская деятельность была аннулирована, всеобщей церковной печати не стало. Получает распространение «самиздатовская» литература. По слову церковного исследователя, доктора богословия протоиерея Николая Балашова, верующие XX века, жившие в Советском Союзе, «писали довольно мало, потому что у них практически не было шансов увидеть свои творения напечатанными», поскольку «немногие способны на протяжении долгих лет продолжать одинокий подвиг писательства "в стол" или только для очень узкого круга близких друзей»[8].

Частичная нормализация церковно-государственных отношений в годы Великой Отечественной войны позволила возобновить издание «Журнала Московской Патриархии» в 1943 г. Регулярный выпуск наладился в 1944 г., тогда же появилась редакционная коллегия, главным редактором был назначен председатель Издательского отдела Московской Патриархии, появился ответственный секретарь редакции.

С конца 1954 г. в «Журнале Московской Патриархии» выросло число богословских и церковно-исторических статей, но по-прежнему для богословских публикаций было недостаточно места. В связи с этим в 1956 г. Московская Патриархия обратилась в Совет по делам религий с просьбой разрешить начать выпуск сборника «Богословские труды». Такое издание было необходимо, поскольку дело «подготовки пастырей и научно-богословских кадров не может быть полноценным при отсутствии возможности печатать богословские труды наших профессоров», – говорилось в обращении. Ответ был получен только в 1959 г.: было дозволено выпускать не 3000 экземпляров объемом 20 печатных листов, а лишь 1500 экземпляров. Сборник выходил раз в год, 500 экземпляров высылалось за границу. В нем публиковались труды выдающихся ученых того периода: В. Лосского, священника Павла Флоренского, а также патрологические, литургические и иные труды современников[9].

Развитие информационной работы Московского Патриархата с 1971 по 1985 гг. напрямую связано с деятельностью Издательского отдела Московской Патриархии и налаживанием взаимоотношений с другими христианскими конфессиями и религиями в рамках Всемирного Совета Церквей. Неоднократно были получены разрешения на участие Русской Церкви в Международных христианских теленеделях, ассамблее Всемирной ассоциации христианских коммуникаций (Европейское отделение), заседаниях Комитета коммуникаций Всемирного Совета Церквей, Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.

В 1987 г. Издательским отделом были предприняты первые попытки по выпуску собственной – общецерковной – еженедельной газеты, которая с 1989 г. стала регулярно выходить под названием «Московский церковный вестник». В ней публиковались проповеди, поучения святых отцов и их жития, рассказывалось об истории церковных праздников и давались наставления по поведению в храме. Газета задумывалась как массовое периодическое издание острой полемичной тематики.

Развернувшаяся широкая издательско-информационная работа вокруг Тысячелетия Крещения Руси не могла остаться незамеченной, и уже в итоговом определении Поместного Собора 1988 г. говорится: «С удовлетворением отмечая возможность расширения издательской деятельности, считать необходимым увеличение издания книг Священного Писания, творений святых отцов и молитвословов, а также катехизической, назидательной, богословской, церковно-исторической, литургической и другой литературы, необходимой для удовлетворения духовных нужд нашей многомиллионной паствы. Равным образом отметить важность увеличения наименований и тиража церковных периодических изданий с учетом разнообразия нужд и интересов верующего народа, а также учебных пособий для Духовных школ. Обратить внимание на необходимость церковных изданий на языках народов, верующие которых являются членами Русской Православной Церкви»[10].

В 1990-е гг. священноначалие не раз подтверждало как важность налаживания системной информационной работы внутри Церкви, так и необходимость сотрудничества со светскими журналистами. В общецерковных документах этого периода можно встретить обращения к духовенству с призывом побуждать «журналистов к объективному, правдивому, полному и благожелательному освещению в средствах информации учения, духовно-исторического наследия и жизни Православной Церкви»[11]. Издательская деятельность относится к миссионерскому служению наравне с проповедью, катехизацией, окормлением страждущих и обездоленных, литургической жизнью[12].

В 1996 г. появился Официальный сайт Московского Патриархата[13], его работу курировал Отдел внешних церковных сношений[14] под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла[15].

Год чествования 2000-летия Рождества Христова был отмечен Архиерейским Собором, на котором был принят эпохальный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем впервые даются оценки информационной деятельности и взаимоотношениям Церкви со СМИ. Положения, регламентирующие возможность православного свидетельства посредством газет, телевидения, радио, интернета, изложены в предпоследнем разделе «Церковь и светские средства массовой информации». В документе выражается озабоченность Церкви недостатком нравственной ответственности, присущим ныне многим журналистам и руководителям средств массовой информации. Особенно подобное можно наблюдать на примере пропаганды пороков и греховной эксплуатации человеческих инстинктов[16].


Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. кроме всего прочего призвал епархии, приходы, монастыри и различные церковные учреждения активизировать собственные проекты, в том числе и медийные[17], а также к всестороннему развитию «церковных средств массовой информации – печатных и электронных – на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях»[18].

В конце 2003 г. Священный Синод благословил проведение в ноябре 2004 г. I Фестиваля православных средств массовой информации в связи с 60-летием «Журнала Московской Патриархии» и 15-летием газеты «Церковный вестник». К участию приглашены церковные средства массовой информации, действующие в различных епархиях Русской Православной Церкви. Также принято решение обратиться к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с предложением направить на фестиваль делегатов от средств массовой информации этих Церквей. Кроме того, Синод посчитал целесообразным приглашение к участию в мероприятиях фестиваля руководства и сотрудников светских средств массовой информации.

Бурный рост церковного медиапотока стал усиливаться появлением как собственных информационных проектов, так и различными формами сотрудничества со СМИ. Интернет переставал быть объектом дискуссии на тему «Можно ли православным пользоваться интернетом?». Работа трех сайтов, освещающих деятельность Патриарха (mospat.ru, patriarchia.ru, sedmitza.ru), интернет-страницы синодальных учреждений и епархий, а также отдельных приходских общин, первые просветительские сайты, среди которых самый популярный pravoslavie.ru, – все это вывело информационную миссию Московского Патриархата на качественно иной уровень. Вот почему ни для кого не стало удивительным появление в марте 2009 г. нового синодального ведомства – Синодального информационного отдела. С этого момента началась фундаментальная работа по стратегическому, комплексному созданию единого информационного пространства Русской Православной Церкви.

Интернет-СМИ и миссия в интернете с помощью различных информационно-коммуникационных технологий все эти годы находится под пристальным вниманием священноначалия. Просвещение людей в виртуальной реальности сегодня – вполне себе реальная деятельность миссионера. Сейчас кажется немыслимым, что еще в 2011 г. для помощи епархиальным управлениям был создан Стандарт присутствия епархий в интернете, а в 2013 г. Архиерейский Собор призывал духовенство и мирян вести миссию в социальных сетях. В третьем десятилетии XXI века это естественная для церковного человека среда общения и проповеди. Причем круглый год, а не только в отдельные праздничные или выходные дни.

К 2020 году назрела необходимость перехода на иную медийную глубину. Сотни церковных сайтов обновляются почти ежедневно, имеют адекватные времени дизайны и интерфейсы, свою аудиторию. Пользователи знают, что смотреть, слушать, читать на общецерковных ресурсах, что на епархиальных, а что на благочиннических и приходских. Изменяется и интернет-среда: она приобретает новые рельефы, покрывает все больше территорий земного шара, расширяет возможности для формирования коммуникационных связей между людьми из разных регионов страны и государств. Ежегодно, а на самом деле почти каждый месяц, меняются алгоритмы работы сайтов в интернете, способы их индексации, подходы поисковых систем к их продвижению.

Существуют специалисты по SEO – search engine optimization, то есть по поисковой оптимизации. Нельзя просто создать сайт и ничего с ним не делать, вывешивая расписание богослужений или редкие новости. При подобном подходе страницу в интернете не найдут даже свои, воцерковленные члены общины.

Поисковая оптимизация – это комплекс мер по внутренней и внешней эффективной работе сайта для поднятия его позиций в результатах выдачи поисковых систем по запросам пользователей. Когда мы ждем гостей, мы называем адрес. Раньше мы объясняли, как можно до нас добраться. Сейчас человек вбивает адрес в навигатор, в электронные сервисы карт в смартфонах и практически автоматически добирается до нужной локации по предложенному маршруту. Если у интертнет-дома адрес не индексируется нигде, если у сайта нет трафика, то можно с полной уверенностью сказать, что интернет-миссия в ближайшие десятилетия будет провалена, несмотря на весь успешный опыт Церкви в медиаработе последнего столетия.

Информационная миссия одна из самых сложных как раз из-за того, что здесь нельзя стоять на месте, нужно постоянно повышать свои профессиональные компетенции и наращивать мышечную массу опыта. Курс «Продвижение ресурсов Церкви в интернете» дает возможность церковным медиаспециалистам идти в ногу со временем. Это первый опыт организации полноценной образовательной программы по повышению квалификации тех, кто занимается администрированием церковных сайтов. Первый опыт не только в Московском Патриархате, но и в православном мире. И, может быть, не только в православном, а для всей системы религиозных институтов. И крайне важно, что он родился в недрах команды информационно-просветительского интернет-портала «Приходы» – ведущего общецерковного ресурса, слоганом которого стала теперь уже крылатая фраза «Церковь – это жизнь». Жизнь полноводная и интенсивная, протекает ли она в интернете или под сводами храма.

Филология и журналистика – «две вещи несовместные» (опыт создания образовательной программы на основе конвергентного подхода)

Анна Воронцова-Маралина,

кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе, завкафедрой филологии и журналистики Российского православного университета святого Иоанна Богослова


Скорость изменяющейся действительности влияет на все процессы человеческого существования. И если с повседневными стрессами и хронической утомляемостью человек принужден разбираться в одиночестве, процесс образования всегда будет коллективным. В рамках постоянного реформирования системы высшего образования сохранение качества обучения и необходимость следовать стремительно развивающимся требованиям общества находятся в бесконечно противоречивом равновесии.

Разработка новой программы высшего образования – всегда вызов творческим способностям и огромная проблема, особенно если это касается таких формально сложно структурированных областей знания, как гуманитарные науки. Традиционные направления подготовки, ориентированные на работу с языком – это лингвистика и филология, а также близкая, но всегда стоящая особняком и наиболее популярная сегодня – журналистика. Можно отметить в целом спад интереса абитуриента к гуманитарным направлениям: на выбор молодого человека серьезное влияние оказывают практикоприменение полученной специальности, последующий уровень оплаты труда и востребованность на рынке. Устойчивый интерес к лингвистике обусловлен такими профилями, как переводоведение и прикладная лингвистика, после окончания которых выпускник понимает свой статус практика или начинающего путь серьезного ученого. Филология воспринимается как старт карьеры незаслуженно и несправедливо непопулярной профессии педагога. Стабильно востребованная квалификация журналиста связана с таким разнообразием вызовов современности, что успеть за прогрессом системе высшего образования становится почти нереальным.

Процессы конвергенции, или сближения, или интеграции охватывают области журналистики все больше и больше. Широко употребляемый термин «конвергентная журналистика» перестал быть оценочным и трактуется как сближение не просто технологических процессов: информационных и коммуникативных, но и как сращивание контента, содержательных составляющих. Изменение технологических парадигм существования средств массовой информации от бумажного и телевизионного через уже пройденные интернет-СМИ, мобильные СМИ к многоканальным, виртуальным (AR/VR СМИ) предъявляет новые требования к концептуальному пониманию профессии. С появлением интернет-СМИ мы готовили все тех же традиционных журналистов, но пытались учитывать новые требования виртуальной реальности; интернет-пространство требует журналиста-универсала: не просто автора текста, но и умелого «упаковщика» или SM-специалиста; сегодня нам необходимо обучить и выпустить медиамененджера и продюсера многоканальных СМИ.

В погоне за ускользающей реальностью мы внедряем новые курсы: учим писать лонгриды и использовать визуализацию, учитывать метрики и менять стиль с «сайтового» на «мобильный», а также пробуем успеть за технологическими новинками в области дизайна.

Наука и образование катастрофически не успевают за прогрессом, в то время как технологии развиваются так активно, что специалисты не могут даже предсказать, что нас ожидает в области коммуникативных стратегий после 2025 года, в профессиональных стандартах мы все еще ориентируемся на специалиста по производству печатных СМИ.

Оказавшись перед необходимостью разработки новой образовательной программы по направлению подготовки 45.04.01 Филология (магистратура) мы попробовали учесть и соблюсти все требования федеральных государственных образовательных стандартов (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология (уровень магистратура) – ФГОС ВО 3++ проект), использовали необходимые профессиональные стандарты (Профессиональный стандарт «Редактор средств массовой информации» (зарегистрирован в Минюсте России 28.08.2014 № 33899); Профессиональный стандарт «Специалист по производству продукции печатных средств массовой информации» (зарегистрирован в Минюсте России 11.09.2014 № 34035) и применили принципы конвергентности как слияния в единый образовательный продукт двух направлений: филологии и журналистики. Как ни странно – конвергенция такого рода оказалась возможна.

Направленность программы отражает содержание образовательного процесса, которое при конвергентном подходе можно сформулировать следующим образом: «Медиапроцесс: слово, текст, контент». Выпускники, освоившие программу магистратуры с таким необычным названием, могут осуществлять профессиональную деятельность в следующих сферах:

• Сфера устной и письменной коммуникации подразумевает умение создавать различные типы текстов письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов): художественные тексты, публицистические тексты, медиатексты, лонгриды, блогги, видеоблогги, PR-тексты. Объектом профессиональной деятельности выступает устная, письменная и виртуальная коммуникация.

• Сфера редактирования и подготовки материалов к публикации в средствах массовой информации; рекламы и связей с общественностью обеспечивает навык редактирования текстов: подбор материала, определение актуальности проблематики, изучение правил и методов составления текстов, работа с контекстом, приведение текстов

в соответствие с жанровыми установками и языковыми нормами. Объектом профессиональной деятельности становятся языки в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах.

• Сфера организации медиапроцесса включает целый ряд мероприятий, обеспечивающих реализацию медиапродукта или выпуск текста «в свет». Изучаются основы создания авторских сетевых проектов «под ключ»: от концепции и аналитического инструментария подсчета экономических рисков до технологий продвижения медиапродукта, структура редакционной работы. Объект профессиональной деятельности – технологические основы издательского процесса в любом формате.


Областью профессиональной деятельности выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом выбраны «средства массовой информации, издательство, полиграфия, включающая редактирование и подготовку материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ) и организацию технологического процесса подготовки к выпуску продукции печатных средств массовой информации[19]». Исходя из перечисленных сфер профессиональной деятельности типами задач выбраны прикладные и проектно-организационные.

Формируемые компетенции выпускника при изучении дисциплин и модулей представлены в таблице № 1.


Таблица № 1



Формирование профессиональных компетенций осуществляется на основе выявления обобщенных трудовых функций из профессиональных стандартов с учетом предложенных профессиональных компетенций, определяемых в примерных основных образовательных программах. Выделяя в профессиональном стандарте «Редактор средств массовой информации» (зарегистрирован в Минюсте России 28.08.2014 № 33899) обобщенную трудовую функцию «организация работы подразделения СМИ» и конкретизируя до трудовой функции «разработка концепции авторских проектов», можно сформулировать профессиональную компетенцию ПК-1 – способен разработать авторский медиапроект. При формировании этой компетенции обучающийся должен приобрести знания об особенностях целевой аудитории, об отечественном и зарубежном опыте в реализации проекта, знать принципы разработки концепции медиапроекта, а также методы анализа и коррекции. Умения оценивать временные и финансовые затраты на реализацию проекта; оценивать соответствие формату, целевой аудитории и политике ресурса должны быть приобретены к моменту сформированности компетенции.

Второй профессиональный стандарт «Специалист по производству продукции печатных средств массовой информации» (зарегистрирован в Минюсте России 11.09.2014 № 34035) определяет обобщенную трудовую функцию «предметная реализация требований к художественно-техническому оформлению СМИ» с конкретизацией до трудовой функции «разработка макета издания» является основой для формирования второй профессиональной компетенции для образовательной программы 45.04.01 Филология ПК-2 – способен организовать медиапроцесс. Формирование компетенции достигается знаниями о принципах художественно-технического оформления печатной продукции; о технологиях проектирования; профессиональных компьютерных программ верстки; технологии редакционно-издательского процесса. В ходе формирования обучающийся должен продемонстрировать умения изучать и применять на практике положительный опыт в дизайне отечественных и зарубежных СМИ и умения разрабатывать модели издания исходя из целевого назначения и читательского адреса.

Результатом разработки образовательной программы высшего образования на основе конвергентного подхода по интеграции двух направлений подготовки – филология и журналистика – можно считать единый образовательный продукт «Медиапроцесс: слово, текст, контент», отвечающий всем нормативно-правовым требованиям к системе высшего образования и динамичным запросам современности.

Загрузка...