При работе с крупными проектами внутренние факторы приобретают приоритетное значение. Даже небольшие изменения в шаблонах сайта могут существенно увеличить трафик из поисковых систем.
Факторы ранжирования (рис. 4.1) можно условно разделить на внешние, внутренние и поведенческие. Отдельно можно выделить статистические, которые являются производными от первых трех типов.
Роль разных групп факторов в ранжировании постоянно менялась. На заре SEO главными и практически единственными были внутренние факторы. Сайтов было мало, и добиться хорошего ранжирования можно было, просто указав ключевые слова в метатеге Keywords.
Простота оптимизации повлекла за собой масштабные злоупотребления: первые специалисты по SEO легко генерировали оптимизированные страницы и собирали смехотворный по нынешним меркам, но очень большой по тем временам трафик. Это была эпоха самых примитивных дорвеев, клоакинга и прочих методов продвижения, которые впоследствии были названы черными.
Ситуация изменилась, когда основатели Google разработали и запустили алгоритм PageRank, который учитывал при ранжировании массу входящих ссылок. Этот алгоритм и производные от него (учет анкор-листа, статического веса и т. п.) сместили формулу ранжирования в сторону внешних факторов, накручивать которые гораздо сложнее и дороже. Впрочем, относительная сложность и дороговизна не помешали вырасти целой индустрии купли-продажи ссылок, причем эта индустрия неплохо чувствует себя и по сей день. Периодически поисковые системы создавали те или иные фильтры, дабы ограничить и усложнить влияние на выдачу, однако в целом отказаться от ссылочного ранжирования оказалось невозможно: любая попытка ввести мощный фильтр приводила к тому, что качество поисковой выдачи падало до заметной рядовому пользователю степени.
Рис. 4.1
Примерно в 2009 году ситуация со ссылками достигла своего апогея. Большой бюджет, предназначенный для покупки ссылок, позволял продвинуть практически все, вплоть до пустых страниц. И тогда «Яндекс» (нас интересует именно он) сделал ответный ход.
Алгоритм ранжирования «Матрикснет», основанный на методе машинного обучения, стал учитывать гораздо большее число факторов ранжирования, причем окончательная формула теперь стала зависеть от конкретной коллекции документов и даже от конкретного запроса. Покупные ссылки стали менее значимыми. Возросла роль поведенческих факторов. В случае продвижения крупных проектов с большим количеством страниц первое, на что мы можем и должны повлиять, – это внутренние факторы ранжирования.
Что такое внутренние факторы ранжирования?
Условно так называют факторы, связанные с сайтом и находящиеся под контролем его владельца. Таким образом, работа с метатегами, структурой сайта, контентом и перелинковкой является работой с внутренними факторами. В этом разделе мы довольно детально расскажем о том, как именно работать со структурой и содержимым сайта и чего можно добиться правильной внутренней оптимизацией.
Содержимое тега Title является одним из наиболее значимых текстовых факторов ранжирования. С этим утверждением согласны все без исключения (что само по себе большая редкость) специалисты по продвижению сайтов, и это легко проверяется экспериментально. Уберите одно вхождение запроса из текста страницы, и вполне возможно, что ваши позиции и после переиндексации не изменятся. Попробуйте убрать это же слово из тега Title – и расплата не заставит себя долго ждать.
Максимальная длина тега Title. Тег Title может быть довольно длинным. Новейших исследований по учету длины тегов нет, однако в 2009 году Сергей Кошкаров провел исследование, которое показало, что «Яндекс» учитывает первые 15 слов (без учета предлогов и союзов). Для Google это значение составляет 70 символов.
Знаки препинания. Точка, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой разбивают Title на два пассажа, что недопустимо. Не используйте эти знаки. Запятая и двоеточие не разбивают, их использование допустимо. При этом следует учитывать, что использование точки в названии домена не разбивает пассаж, поскольку домен читается как одно слово.
Название сайта или написание домена в Title. Писать в Title каждой страницы «Самый лучший портал о мебели, ее продаже и ремонте ремонтпродажамебели.ру» – плохая идея. Если же коротко и в конце Title, то не только допустимо, но и желательно. Во-первых, это позволит вам хорошо ранжироваться по запросам «купить телевизор на ваш магазин.ру», во-вторых – если кто-то автоматически перенесет к себе ваш контент вместе с Title, в Title сайта незадачливого жулика будет указан ваш домен.
Количество вхождений главного ключевого слова. Не более двух. Три раза «окна» в одном Title – это очень много.
Автоматическая оптимизация тега. Пусть мы имеем некий однородный массив страниц, посвященный однородным объектам, – к примеру, каталог смартфонов. Изучив wordstat.yandex.ru, мы можем убедиться, что пользователей интересуют одни и те же вещи, связанные с разными моделями, – самые частотные запросы по любой модели включают в себя слова «игры», «купить», «цена», «обзор», «отзывы» и т. д. Простой скрипт позволит нам получить оптимизированные Title для всех страниц массива и сделать таким образом первый шаг к качественной внутренней оптимизации. При этом следует учитывать несколько простых правил.