Театр начинается с гардероба, а страничка автора с поста-знакомства. В идеале пост-знакомство повторять нужно хотя бы пару раз в год, так как на автора постоянно кто-то подписывается. А еще потому что мы ведь с вами не сидим на месте. Правда? У нас выходят новинки, появляются отзывы, победы в конкурсах, мы участвуем в значимых мероприятиях, выступаем на конференциях, презентуем книги в библиотеках и так далее.
Людям, которые подписываются на нас в соцсетях, нужно как воздух, знать, с кем они имеют дело. А уж если к вам заглянул потенциальный издатель, тем более будет здорово, если он о вас прочитает сразу в одном месте, а не будет вынужден перелопачивать все ваши посты, в надежде узнать хоть что-то интересное. Да и будем честными, мы порой в соцсетях чего только не пишем! То пост выйдет, что никто не читает нас и мы в депресии наедаемся тортом. То сетуем на неудачи в конкурсах и хаем жюри. То ругаемся на хейтеров, продавцов в магазине, сверлящего соседа. Вот зайдет редактор на нашу страничку, что он увидит? Непонятный пост? Фото нашего кота? Видео с корпоратива?
А еще на вас может подписаться библиотекарь, коллега-писатель, читатель, книжный блогер. Да мало ли кто? Любому из перечисленных мной людей будет очень удобно зайти в специально подготовленный пост и почитать про владельца страницы самую актуальную информацию.
Что написать в посте-знакомства?
– Перечислите свои регалии: победы в конкурсах, шорты и лонги. Приложите фотографии дипломов и благодарственных писем.
– Если участвовали в конференциях, то перечислите в каких. Если есть видео выступления, смело вставляйте его в пост.
– Если есть опыт выступления в библиотеках, презентаций книги на выставках/ярмарках, создайте карусель из дипломов и благодарственных писем за участие.
– Если есть отзывы блогеров или критиков, дайте ссылки на посты, видео или подкасты.
– Перечислите на каких электронных площадках можно прочитать ваши книги, дайте ссылки.
– Если вы давали интервью на сторонних ресурсах, дайте ссылки на страницы с интервью.
Закрепите пост на странице, чтобы он всегда был первым. Если нет возможности закрепить, то пост нужно периодически повторять, чтобы добавлять новые сведения и чтобы пост-знакомство был повыше в ленте. Кстати о фото!
Какие фотографии требуются для блога автора?
Самый идеальный вариант – это специально подготовленные фото, на которых можно понять, что вы за человек или что за книги вы пишете. Здорово, когда автор славянского фентези фотографируется в сарафане и кокошнике или детский писатель в окружении героев своих историй: игрушек, поделок. Потрясающе выглядят фотографии с книгами автора, на фоне книжных шкафов, полок, в библиотеке.
Но даже если у вас нет никаких костюмов, а игрушки только испортят образ, сделайте просто качественные красивые фотографии. Если есть возможность, закажите фотоссесию у профессионального фотографа, чтобы он смог обработать ваши фото. Если такой возможности нет, то хотя бы пусть ваши снимки будут в хорошем разрешении, яркие, четкие.
На фото должно быть хорошо видно ваше лицо. Улыбайтесь. Улыбка – самый короткий путь к сердцу другого человека.
Позаботьтесь о фоне. Бывает, что писатели располагаются на фоне задрипаных штор, старых обоев в цветочек, непрезентабельной мебели. Надеюсь, вы так не делаете? Не делайте. И уж тем более не выкладывайте обрезанные фотографии, на которых видно чью-то руку, ухо и другие части тела или слишком приближенную, пиксельную, размытую.
Помните, что ваши снимки работают на ваш имидж.
Вот как я оформила пост-знакомство https://vk.com/@ffcatkgu-privet-vsemБудет здорово, если фотографии отражают вашу личность: если вы веселый и открытый миру человек, постарайтесь избегать формальных и серьезных фотосессий. Не используйте черно-белые кадры. А если вы человек серьезный, собранный, экспертный, то избегайте выглядеть дурашливым и легкомысленным. Будьте искренними и честными с читателями.
Личная страница или писательское сообщество/блог?
В запрещенной сети у меня было две странички: личная с фото детишек и жизненными проблемами и писательская, чисто про творчество. Там я писала стихи, делилась жизнью писателя, проводила опросы и так далее.
Но когда появились запреты на соцсеть, пришлось страничку удалить и строить продвижение Вконтакте. Там я долго публиковала все, что можно на своей личной странице, не понимая, зачем создавать группу?
Я рассуждала так:
1) если не хочется “светить” своим творчеством перед друзьями, коллегами, родственниками;
2) если писатель боится осуждения близких людей;
3) если писатель пишет абсолютно разные по жанру и содержанию книги (детские рассказы и эротические романы);
4) если мир книги настолько глубок, что требует отдельного пространства…
то лучше завести отдельный блог, в котором писателю будет максимально комфортно рассказывать о своем творчестве. Спрятавшись за псевдонимом можно и биографию себе под стать сделать. Ничто и никто не будет отвлекать от мира книги, героев и событий, но фото и видео контент нужно будет выбирать более тщательно, уже фоточки с пикника или фотосессия в библиотеке не впишутся в эстетику блога.
Конечно, стоит подумать и о тематике. Лучше, если это будет узкая ниша, например, группа, где публикуются рассказы. Или блог, посвященный историям определенного жанра. Или “закулисье” писателя. Сборные "солянки" вести труднее, подписчики могут охладеть к блогу из-за неоправданных ожиданий. Например, подписался кто-то на вашу страницу из-за классных артов и музыки, а вы оказывается их публикуете только раз в год, когда вспоминаете, что давно ничего не писали в блоге. А если уж у вас в блоге все понемногу, то обязательно используйте внутренние хэштеги для удобной маршрутизации читателей по рубрикам.
Совсем недавно одна моя хорошая знакомая рассказала, что ей пришлось закрыть свою писательскую группу, потому что в ней стало слишком много всего, кроме ее книг. Часто авторы, пытаясь раскрутиться, обмениваются рекламой и отзывами на книги друг друга. И вот когда в результате такого обмена ваша группа заполняется отзывами, аннотациями, эстетиками чужих книг, подумайте: а этого ли вы хотели?
Мне комфортно вести свою личную страничку, ведь я не делю свою жизнь на две половины: писательскую и личную. У меня одна большая жизнь, в которой я пишу книги, ращу детей и воспитываю собаку (или наоборот?). Я завела и писательскую страничку (Книги Кати Степанцевой https://vk.com/katyastepantceva), но по привычке в личной бывает то клип сниму, то про книгу свою очередную что-то радостное напишу. Личная страница не обязывает к тематике, можно писать обо всем подряд. Здесь есть место и фото из аквапарка/отпуска/с работы и рекламе книги. В конце концов у меня и подписчиков больше на личной странице.
Но вот что еще всплыло, в ходе размышлений, что не делая свое книжное сообщество человек как бы не принимает до конца то, что он делает. Для него это еще не работа, а некое хобби. Как вязать, вышивать, ухаживать за котиками. Он пытается делиться своим хобби только с близким кругом общения, боясь выйти за ворота привычного двора. Ведь своя писательская группа – это уже общение другого уровня, на нее как правило подписываются незнакомые люди. А вдруг они не одобрят то, что я делаю?
Часто читаю откровения коллег о том, что они даже выпустив 3-5 романов и 20-30 рассказов все еще не считают себя писателями. Даже издав книгу в престижном издательстве. Даже имея постоянные роялти и круг читателей. Как избавиться от постоянно гложущего тебя чувства, что ты никакой не Писатель, а просто иногда что-то там сочиняешь тихонько в уголке?
Писатели – это Толстой, Достоевский, Чехов и так далее…а вы… даже страшно подумать! Вдруг кто-то осудит. Вдруг кто-то скажет, что вы не дотягиваете до звания писателя?
Разрешите себе быть писателем без чьего-то одобрения. Одобрите себя и свою деятельность сами. Примите ее и создайте отдельную страницу для писательского продвижения, а личную оставьте для детей, рецептов и фоточек для друзей.
Если говорить о плюсах отдельной писательской страницы в соцсетях добавлю, что многие важные инструменты продвижения привязаны именно к ней:
1) Донаты
2) Товары группы
3) Реклама сообщества
4) Сайт из сообщества
Не будьте ленивы и нелюбопытны. Исследуйте.