Документы

Сидорцов, Владимир Никифорович

Материал из Википедии – свободной энциклопедии


Владимир Никифорович Сидорцов


Дата рождения:

9 ноября 1935 (82 года)


Место рождения:

Климовка, Гомельский район, Гомельская область, Белорусская ССР, СССР


Страна:

Беларусь


Научная сфера:

методология истории, история, историческая информатика


Альма-матер:

Белорусский государственный университет


Учёная степень:

доктор исторических наук


Учёное звание:

профессор


Научный руководитель:

Корнатовский, Николай Арсеньевич


Владимир Никифорович Сидорцов – белорусский историк, профессор исторического факультета БГУ.

Содержание

1 Биография

2 Научные интересы

3 Награды

4 Основные труды

5 Ссылки

Биография

Родился 9 ноября 1935 г. в д. Климовка Гомельского района Гомельской области Белорусской ССР. В 1958 г. закончил исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности "История". Обучался в аспирантуре Ленинградского государственного университета (1962-1966). Большое влияние на формирование исторического мировоззрения оказали Н. А. Корнатовский и Л. М. Шнеерсон. В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию «Государственная деятельность рабочих Ленинграда в 1921-1925 гг.». В 1988 г. защитил докторскую диссертацию «Рабочий класс Белорусской ССР в управлении государством (1921-июнь 1941)». Профессор (1991). В 1992 г. стал основателем и первым заведующим кафедры источниковедения исторического факультета БГУ. Автор около 200 научных работ, посвящённых методологическим проблемам исторических исследований. Подготовил двух докторов и 11 кандидатов наук.

Научные интересы

Методология истории, история Беларуси, историческая информатика, психоистория.

Награды

Удостоен почетного звания «Заслуженный работник образования Республики Беларусь» (2001), награждён Гранд-премией специального Фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливых учащихся и студентов.

Основные труды

Классы и партии в период Великой Октябрьской социалистической революции. Минск: Изд. БГУ, 1971. 39 с.

Государственная деятельность рабочего класса БССР (1921-1937). Минск: Изд. БГУ, 1978. 128 с.

Практикум по истории советского общества (1917-1971). Минск: Изд-во БГУ, 1973. 350 с.

Методология исторического исследования (механизм творчества историка). Мн: БГУ, 2000. 233 с.

Теоретико-методологические проблемы исторического познания. Материалы к международной научной конференции. В 2-х т. (руководитель коллектива, соредактор, статьи «Исследование и обучение истории: методология, методы…; «Разработка и внедрение интернет-технологии построения электронных учебников по историческим дисциплинам / в соавторстве»). Минск: РИВШ БГУ, 2000. 244 с.

Междисциплинарность в исторических исследованиях / Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта. Т. 2. Минск: БДУ, 2001. С.19–27.

Сацыяльная гiсторыя // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т. 6, кн. 1. Минск, 2001.

Zur Frage nach dem Stand der belarussischen Historiografie. Probleme. Theorien. Genres // Internationale Schulbuchforschung. Vol 23 (2001, № 1). S. 43–54.

Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для системы повышения квалификации работников образования. / Под ред. В. Н. Сидорцова и др. (в соавторстве). Минск: БГУ, 2002. 291 с.

Методология истории: количественные методы и информационные технологии. Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений исторических специальностей Минск: БГУ, 2003. 143 с.

XXI век: Актуальные проблемы исторической науки. Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию исторического факультета БГУ. (редактор, автор публикаций «Проблема перевода исторического научного знания в учебное», «Беларусь у рэвалюцыi 1917 года: сiнэргетычны поглядi» – у сааўтарстве). Минск: БГУ, 2004. 343 с.

Народ во Второй мировой и Великой Отечественной войне: синергетический взгляд на историю (в соавторстве, Латышева В. А.). Санкт-Петербург: Образование– Культура, 2005. 144 с.

Всемирная история новейшего времени. 1918– 1945 гг. Учеб. пособие для 9-го кл. (в соавторстве). Минск: Изд. центр БГУ, 2005. 191 с.

Гсторыя Беларусi. 1917–1945 гг. Вучэб. дапам. для 9-га кл. (ў сааўтарстве, Паноў С.В.) Мiнск: Выд. цэнр БДУ. 2005. 216 с.

Методологические проблемы истории. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов исторических и философских специальностей / Под общей редакцией В. Н. Сидорцова (соавтор). Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2006. 352 с.

Крынiцазнаўства i спецыяльныя гiстарычныя дысцыплiны: навук. зб. Вып. 3. Мiнск: БДУ, 2007. (составитель, редактор, автор статьи «Социокультурные измерения истории: проекты XX в.»). 245 с.

Сидорцов В. Н. К вопросу о роли личности в истории: взгляды Г.В. Плеханова и представителей синергетики; Проблема взаимодействия цивилизаций и национальных культур…. Российские и славянские исследования. Вып. III. Минск: БГУ, 2008. С. 164–167, 363–365. Методология истории. Курс лекций. Минск: Изд. БГУ, 2010. 207 с.

Беларусь в XX веке: нетрадиционное представление истории (в сооавторстве, В. Н. Сидорцов, И. А. Кандыба, М. М. Равченко). Москва: МАКС Пресс, 2010. 270 с.

Научный дискурс историка: социальная обусловленность и методология исследования / В. Н. Сидорцов, А. А. Приборович. Минск : Изд. центр БГУ, 2013. 192 с.

Белорусская историография в свете современной методологии/ В.Н. Сидорцов // Метадалогія даследавання гісторыі Беларусі: праблемы, дасягренні, перспектывы. – Мінск, 2018. – с. 148-156.

Ссылки

Каўн, С.Б. Заснавальнік школы метадалогіі гісторыі / С. Б. Каўн // Універсітэт. – 2015, – №19, – с. 3.

Корзенко, Г. В. Историки Беларуси в начале XXI столетия : библиогр. справ. Минск: Белорусская наука, 2007. 470 с.

Грыбоўскi Ю., Цiхамiраў А. Сiдарцоў Уладзiмiр Нiчыпаравiч. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. / Беларус. Энцыкл.; рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.). Мiнск: БелЭн, 1993-2003. Т. 6. Кн. 1: Пузыны – Усая. 2001. C. 297.

Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны : навук. зб., прысвечаны 70-годдзю прафесара кафедры крыніцазнаўства гістарычнага факультэта БДУ У. Н. Сідарцова. Вып. 3. рэдкал.: У. Н. Сідарцоў, С. М. Ходзін (адк. рэдактары). Мінск: БДУ, 2007. 245 с.


№1. Грамота, полученная после окончания БГУ



Последствия одного из таких налетов пришлось ощутить и автору курса во время посещения Дрездена в 1958 г. Тогда, будучи студентом 5-го курса исторического факультета БГУ, он воспользовался открывшейся возможностью выезда за границу и с группой других студентов Минска посетил ГДР… В центральной части Дрездена можно было видеть целые не застроенные пустыри. Город все еще залечивал раны, нанесенные ему налетом англо-американской авиации 7 февраля 1945 г. Пострадала тогда и знаменитая Дрезденская картинная галерея. Там, в Цвингере, во время налета скрывался немецкий лазутчик, который корректировал бомбометание союзников по антигитлеровской коалиции. Долгое время разрушенная часть Дрездена, убранная от развалин и поросшая бурьяном, сознательно не застраивалась. Она демонстрировалась туристам, пересекавшим ее по центру на трамвае, чтобы показать, что англичане и американцы не лучше нацистов. Такова ирония судьбы[4].


№2 . Съезд учителей БССР (август 1960г., г. Минск).


Участников съезда фотографировали по областям республики. Я сфотографировался с делегатами съезда Гомельской области, вместе с отцом, который был так же делегатом съезда. Фото прилагается. На ниже приведенном фото выделены, удостоенные правительственных наград (Грамотами Верховного Совета БССР), Никифор Петрович Сидорцов, делегат от Добрушского района Гомельской области, и Владимир Никифорович Сидорцов, делегат от Березовского района Брестской области.



Фото делегатов по Гомельской области послевоенного съезда учителей Беларуси.


2. Путь в науку


Административная работа оказалась не для меня. Белозерск оставил после себя и груз негатива. В Ленинграде меня ожидал новый период моей жизни, уже в качестве аспиранта ЛГУ.

Планомерное посещение музеев и театров, знакомство с шедеврами мировой культуры, общение с близкими людьми по аспирантуре. Тогдашний секретарь партбюро исторического факультета В. В. Золотарёв буквально опекал меня. Особенно ценными были занятия с научным руководителем профессором Н. А. Корнатовским, белорусом, пострадавшим от сталинских репрессий, пополнившим и углубившим мои познания той эпохи с её революцией и гражданской войной, нэпом и безмерно «дорогим» социализмом, сделавшим его угрюмой личностью. Под его руководством защитил кандидатскую диссертацию «Государственная деятельность рабочих Ленинграда в 1921–1925 гг.». Дискуссии с моим спутником по аспирантуре, впоследствии профессором исторического факультета БГУ, М. С. Корзуном способствовали осознанию обильной информации.

Не могу не отметить простых ленинградцев, готовых в своём большинстве прийти на помощь в любом случае и в любое время. Общечеловеческими качествами выделялись промышленные рабочие города на Неве. Учитывая тему моих научных изысканий и полученную военную специальность партком ЛГУ поручил мне проводить занятия в школе коммунистического труда в инструментальном цехе №-го завода (бывшего Трубочного), производившего в то время 100-мм самоходные орудия. Вспоминается такой случай: когда я пришёл читать очередную лекцию, руководитель школы вежливо извинился и предложил мне принять участие в обсуждении другого, наболевшего вопроса, но в рамках программы занятий. Речь зашла о принятии мер против действий дирекции Елисеевского магазина, отпускавшего дефицитный товар с чёрного хода. Возмущённые слушатели составили петицию о прекращении подобной практики с заявлением о своей готовности принять участие на общественных началах в осуществлении контроля за деятельностью дирекции и единогласном голосовании отправили ходатайство в адрес Ленинградского горкома партии. В знак благодарности инструментальщики преподнесли мне вышедший к этому времени подарочный альбом «Ленинград».

Существенное значение в осмыслении темы имело мое общение с промышленными рабочими города на Неве. Принимая во внимание тему моих научных изысканий и полученную в БГУ военную специальность (командир взвода 122-млм гаубиц), партком ЛГУ поручил мне проводить занятия в школе коммунистического труда инструментального цеха №-го завода (бывшего Трубочного, а в нашу бытность выпускавшего самоходные 100-мм пушки).

Вспоминается такой случай: когда я пришёл читать очередную лекцию, руководитель школы вежливо извинился и предложил мне принять участие в обсуждении другого, наболевшего вопроса, но в рамках программы занятий. Речь зашла о принятии мер против действий дирекции Елисеевского магазина, отпускавшего дефицитный товар с чёрного хода. Возмущённые слушатели составили петицию о прекращении подобной практики. Они заявили о своей готовности принять участие на общественных началах в осуществлении контроля за деятельностью дирекции. С воодушевлением было направлено соответствующее ходатайство в адрес Ленинградского горкома партии. В знак благодарности инструментальщики преподнесли мне вышедший к этому времени подарочный альбом «Ленинград».

Напрашивается сравнение с другим случаем, произошедшим уже в мою бытность доцентом исторического факультета БГУ. Когда по просьбе руководства Минского подшипникового завода (ГПЗ-11) собрать материал и написать историю завода нами была выделена специальная группа студентов, она провела исследование и подготовила соответствующий текст. По настоянию студентов в рукопись были включены и недостатки в работе коллектива. Руководство завода щедро отблагодарило нас, но для завершения работы наняло некоего журналиста. В результате из рукописи были исключены негативные моменты, и она появилась в печати без всякого упоминания о причастности к ней студенческого коллектива.

Занятия с аспирантами по диалектическому и историческому материализму в то время проводил кандидат философских наук доцент ЛГУ М. Ф. Воробьёв. Обращает внимание его анализ проблемы исторической периодизации. Уже тогда философ предупреждал о недопустимости ошибки, встречающейся в наших диссертациях и поныне. Она заключается в подмене периодизации рассматриваемого исторического явления на основе его внутренней логики периодизацией под влиянием извне. Приходится напоминать о необходимости различать понятия период, этап, стадия, эпоха и руководствоваться принципами периодизации, которые, как и методы в целом, совершенствуются в направлении приближения к исторической действительности, в чем можно убедиться, обратившись к последнему разделу нашей разработки.

Вообще, изучение этой проблемы неизменно продвигается вперёд в направлении приближения к исторической истине. Нами, например, предприняты усилия для представления её с использованием теории хаоса, эффектов исторической синергетики. Такой подход привёл к относительно полному определению принципов периодизации [2]. Но об этом речь пойдёт ниже.

С чувством исполненного долга и готовности нести нашим студентам полученные знания в аспирантуре вернулся в родной БГУ, на кафедру истории СССР исторического факультета. Деканом и заведующим кафедрой был П.З. Савочкин, который по-отечески относился и не только ко мне. Своим успехам на факультете я обязан главным образом ему.

В общении с работниками факультета достоинство личности П.З. Савочкин ставил превыше всего. Озабоченный необходимостью сохранения нравственной чистоты коллектива факультета, П. З. Савочкин рискнул пойти на невиданный ранее поступок. Когда пошел слух о том, что на исторический факультет можно поступить лишь «по блату», он твердо решил положить конец подобным слухам. Расписание вступительных экзаменов по истории было составлено таким образом, чтобы через одну комиссию (декан и ваш покорный слуга при информационной поддержке заместителя декана) прошли все многочисленные абитуриенты (конкурс был довольно высоким), причем после сдачи, по возможности, других экзаменов. Это была долгая изнурительная, в две смены, работа. А нашим соратником в то время был доцент А. П. Игнатенко, состоявший в секретариате университетской приёмной комиссии и поставлявший нам необходимые сведения. На экзамене П. З. Савочкин время от времени доставал специально составленный список абитуриентов, водил пальцем в поисках очередного экзаменуемого и, не выходя за пределы программы, ставил обычные вопросы, но весьма «неудобные» отвечающему. Моя задача состояла в том, чтобы готовящиеся к ответу вели запись всего, что они так или иначе помнят по вопросам билета и дополнительным вопросам на выдаваемых листах с печатью.

Результаты экзаменов оказались весьма плачевными. Соблюдался объективный подход, но с допустимым пристрастием к «блатным». В отдельных группах количество неудовлетворительных оценок доходило до 80 %. Исключение было сделано только в трёх случаях: один из абитуриентов показал необычно большие знания по многим вопросов программы (впоследствии стал чиновником высокого ранга); другой абитуриент был отпрыском представителя силовых структур (за него заступился сам ректор); в отношении третьего была допущена ошибка (он был выходцем из семьи, но не баптистов, а боровшихся против них).

Напряжённая работа в две смены в течение двух недель принесла массу неприятностей. Поступили многочисленные жалобы во все самые высокие инстанции республики. По каждой из них мне пришлось напролёт и в ночное время писать объяснение с приложением экзаменационных листов с записями самих абитуриентов (завидная осмотрительность, проявленная П. З. Савочкиным). Все претензии к нам были сняты. Сформированный таким образом курс был лучшим выпускным курсом факультета.

Работы и далее предстояло немало и, в первую очередь, это написание и опубликование учебных пособий. Необходимо было издать Хрестоматию по истории БССР, Хрестоматию по истории Белоруссии, Практикум по истории советского общества, специальный курс «Классы и партии в период Великой Октябрьской социалистической революции» и др.

Принятые обязательства были выполнены. Спецкурс тиражирован на ротапринте. Он вызвал в то время известный спрос, благодаря источниковой базе. Некоторые проблемы возникли в связи с выходом в свет Хрестоматий.

Тяжело проходило создание совместно с профессором А.П. Игнатенко Хрестоматии по истории БССР. Подбор источников осуществляли с учетом новых материалов, относящихся к событиям 1917–1918 гг. Однако всемогущий Главлит республики потребовал заменить эти материалы. Мы решили схитрить: заменили, но аналогичными документами. Тогда наши цензоры вызвали нас к себе и под угрозой лишения права на публикацию потребовали убрать подобранные документы.

Пришлось! Однако уже в период перестройки нашлись «национальные герои», подвергшие нашу работу резкой критике. Они не желали понять того, что тогда студенты не имели бы такого рода пособия, пытались сделать себе имидж. Это не достойно личности.

Практикум по истории советского общества, вышел хотя и под редакцией П.З. Савочкина, вышедший с пометкой «Под редакцией П.З. Савочкина», вызвал гнев профессора Л.С. Абецедарского, считавшего себя цензором на факультете, которого обошли. (Декан, как всегда, информировал его, а он вероятно забыл)

И он разразился закрытой (отрицательной) рецензией, о чем громогласно объявил на заседании Совета факультета. В ответ я спокойно заметил, что положительную рецензию дал известный московский авторитет профессор В.З. Дробижев, Она только что вышла в «Вестнике БГУ» … Наступила немая сцена: цензор так и застыл с открытым ртом. Происходящие ныне события подтверждают авторскую правоту в главном.

Загрузка...