В процессе активного развития международной торговли проявляется большой интерес к стандартизации. Так, создание Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 г. с целью установления общих принципов международной торговли позволило выйти на новые стандарты в области качества продукции и предоставления услуг всем ее участникам.
Одним из направлений стандартизации является сертификация. Начиная с 1960 г. понятия, принципы, правила и процедуры сертификации развивались и формировались на международном, региональном и национальном уровнях, причем национальные системы сертификации берут за основу международные стандарты ISO (International Organization for Standardization), IEO (International Electrotechnical Commission), устанавливающие общие термины и правила сертификации [14].
Стандарты ISO – это серия международных стандартов, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций и предприятий. Они содержат требования к системам менеджмента качества организаций (СМК), основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудита систем менеджмента качества и охраны окружающей среды [1, 10, 11, 12].
«Сертификация» (certum – верно, facare – делать) в переводе с латинского означает «сделано верно». Чтобы убедиться в том, что продукт труда «сделан верно», качественно, необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация [12, 14].
Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют, чему устанавливается соответствие и кто его устанавливает [1, 14, 16].
В целом сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия продукции определенным стандартам или другой нормативно-технической документации.
По видам сертификация разделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная сертификация призвана подтверждать только обязательные требования, которые устанавливаются законом. Целью ее проведения является обеспечение экологичности и безопасности товаров и услуг. Объектами этого вида сертификации становятся товары, внесенные в законодательно утвержденный перечень, подтверждение соответствия для которых является обязательным условием выпуска в свободное обращение. После проведения обязательной сертификации выдается сертификат или декларация соответствия, которые действительны на всей территории России.
Необходимость проведения сертификации закреплена в постановлении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии «О номенклатуре товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»[1] от 30.07.2002 г. № 64.
Добровольная сертификация проводится по частной инициативе производителей, продавцов, поставщиков. Ее целями являются: обеспечение конкурентоспособности, востребованности продукции, дополнительной рекламы. Объектами добровольной сертификации могут быть любые товары и услуги, которые проверяются на соответствие стандартам разных категорий [2].
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
По результатам процесса обязательного и добровольного сертифицирования товаров и услуг выдается сертификат соответствия на жёлтом и синем бланках.
Выпуском стандартов занимается Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO). На сегодняшний день в ее состав входят 164 страны со своими национальными организациями по стандартизации, в том числе и Россия (в которой международный стандарт ISO 9001 (ISO 9001) соответствует ГОСТ Р ISO 9001–2001).
Классификация категорий стандартов в России представлена на рисунке 1 [1, 2, 5, 13].
Рисунок 1. Классификация категорий стандартов: ТР – технические регламенты;
ГОСТ Р – государственный стандарт; ОСТ – отраслевой стандарт; ТУ – технические условия; СТП – стандарт предприятия; СТО – стандарт организации; ИСО – стандарт международного органа сертификации; МЭК – стандарт международной электротехнической комиссии.
Стандартизация продукции включает создание стандартов таких видов, как: основополагающие стандарты (общетехнические и организационно-методологические); технические условия (временные документы, действующие до принятия соответствующего ГОСТ); стандарты на продукцию (регламентируют параметры, размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию, обеспечивают унификацию продукции); стандарты на услуги; стандарты на работы и процессы; стандарты терминологии; стандарты технических условий (регламентируют требования к какой-то конкретной продукции).
Примерами основополагающих стандартов системы стандартизации продукции и услуг в России могут быть нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России – ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ Р 1.2-92, по сути являющиеся комплексом стандартов (еще одним видом стандартов в России).
В настоящее время всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, в связи с чем они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Эта проблема, особенно актуальная в контексте вступления России в ВТО, может быть разрешена с помощью внедрения на предприятиях международной системы сертификации продукции.
Первые ISO 9000 были разработаны в 1987 г., когда в целях создания универсальной системы оценки качества Технический комитет 176 предложил развитым странам рабочие модели общих стандартов. С того времени стандарты ISO, постоянно подвергаемые пересмотру и дополнению, предоставляют возможность подгонять оценочные критерии под требования современной экономики.
Следует отметить, что стандарты серии ISO 9000 – это пакет документов по обеспечению качества. В настоящее время семейство (серия) ISO 9000 включает:
1. Все международные стандарты с номерами ISO 9000–9004, в том числе все части стандарта ISO 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества» и стандарта ISO 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества».
2. Все международные стандарты с номерами ISO 10001–10020, в том числе все их части.
Три стандарта из серии ISO 9000 (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) служат основополагающими документами системы качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации.