Нормативная база. Структура. Массовый интерес к институту доверительного управления в современной России возник с началом приватизации: стали появляться первые чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые аккумулировали ваучеры граждан и приобретали на них имущество. К этому же периоду относится и начало появления специальной нормативно-правовой базы, на основе которой указанные фонды осуществляли свою деятельность. Позднее наиболее успешные ЧИФы были преобразованы в паевые инвестиционные фонды – ПИФы и в России стали развиваться институты коллективного инвестирования, основанные на доверительном управлении. Одновременно более пристальное внимание регуляторы рынка и инвесторы стали проявлять к законам и подзаконным актам, регулирующих деятельность участников рынка, предоставляющих услуги по доверительному управлению. Исторически современная нормативно-правовая база для доверительного управления в финансовой индустрии наиболее активно формировалась в период 1993–2000 гг. В это время были приняты закон «О рынке ценных бумаг» 39-ФЗ, постановление № 37 «Об утверждении положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги», закон «О негосударственных пенсионных фондах» 75-ФЗ. В 2001 г. был принят закон «Об инвестиционных фондах» 156-ФЗ.
В данной главе мы сознательно ограничиваем исследование института доверительного управления рамками финансовой индустрии, включая в качестве объектов изучения вопросы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих соответствующие лицензии для оказания услуг по доверительному управлению в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.
Сложившаяся в России система регулирования института доверительного управления в финансовой индустрии направлена на:
• определение состава имущества, передаваемого в доверительное управление профессиональному участнику;
• установление специальных требований к деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по доверительному управлению, включая особые требования к организационной структуре, порядку заключения сделок с ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и/или заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, порядку учета сделок и операций с ценными бумагами в процессе доверительного управления, порядку раскрытия информации и предоставления отчетности.
Условно весь массив нормативно-правовых актов, составляющих правовую базу регулирования отношений, возникающих в процессе доверительного управления на рынке ценных бумаг, можно разделить на 4 группы, определив в качестве основного «группировочного» признака широту охвата нормативным актом отношений гражданского оборота, возникающих в процессе доверительного управления.
К первой группе относятся федеральные законы общегражданского характера, регулирующие отношения, возникающие в процессе управления имуществом в целом (прежде всего Конституция и Гражданский кодекс).
Ко второй – специальные федеральные законы, направленные на регулирование отношений инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по доверительному управлению более узкой категорией имущества – ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в эти финансовые инструменты. Основными в этой группе являются законы федерального уровня – «О рынке ценных бумаг» (36-ФЗ от 22.04.1996), «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (46-ФЗ от 05.03.1999), «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (115-ФЗ от 07.08.2010) и «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (224-ФЗ от 20.07.2010), которые покрывают своим регулированием широкую область возникающих в гражданском обороте отношений. Сферы применения перечисленных законов достаточно обширны: например, закон 115-ФЗ применяется безотносительно того, являются ли субъекты, попадающие в сферу его регулирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг или нет. Сфера применения 3-х оставшихся законов ограничена рынком ценных бумаг и его участниками, включая инвесторов.
Закон «О рынке ценных бумаг» является особенно значимым для участников финансового рынка, так как определяет основные положения создания и деятельности профессиональных участников ценных бумаг в целом – статья 5 закона. В этой статье определены следующие основные условия деятельности профессиональных участников в качестве доверительных управляющих.
Дано определение профессиональной деятельности, требующей наличия лицензии – «деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами».
Исключена из сферы регулирования данного закона деятельность по осуществлению управляющим прав по ценным бумагам. Эта деятельность не требует наличия лицензии на доверительное управление ценными бумагами. Так как ценная бумага признана граждански законодательством имуществом, осуществление прав, которыми обладает владелец ценной бумаги – как имущественных, так и неимущественных (участие в собрании акционеров, участие в работе коллегиальных органов управления акционерными обществами, получение дивидендов и проч.) реализуется на основе общегражданского института доверенности. Это позволяет значительно расширить круг инвесторов, пользующихся такой услугой, особенно в случаях, когда собрания акционеров проводятся в регионах.
Определена ответственность управляющего и его обязанности по урегулированию ситуаций, связанных с возникновением конфликтов интересов, а также обязанности управляющего по возмещению возникшего вследствие этого конфликта ущерба клиентам.
Ограничены права управляющих при работе с финансовыми инструментами, предназначенными квалифицированным инвесторам и определена их ответственность за несоблюдение этих ограничений – управляющие обязаны продать ценные бумаги и прекратить договоры на производные финансовые инструменты, возместить клиенту убытки, образовавшиеся в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, а также уплатить клиенту проценты на сумму заключенных сделок в размере, предусмотренном ст. 395 ГК.
Определены особенности учета управляющим ценных бумаг клиентов, которые приняты в управление, с целью обеспечения требований ГК об обособленном учете имущества по каждому договору доверительного управления.
Определены права и обязанности управляющего в части объектов доверительного управления и возможности ограничения этих прав со стороны учредителя доверительного управления. Управляющим предоставлено право «по своему усмотрению осуществлять все права, закрепленные ценными бумагами, являющимися объектами доверительного управления» (ч.10. ст.5).
Вместе с тем учредитель управления может ограничить права управляющего, закрепив эти ограничения в договоре. В частности, ограничения могут касаться права голоса, которые представляют ценные бумаги, находящиеся в ДУ. В этом случае в обязанности управляющего входит предоставление информации об учредителе управления для составления списка лиц, имеющих право принимать участие в общем собрании владельцев ценных бумаг.
Определены права управляющих в отношении обращения с исками в связи с осуществлением своей деятельности.
Закон не ограничивает число клиентов, с которыми могут быть заключены договоры доверительного управления, но, как было отмечено ранее, обязывает управляющих заранее информировать о возможностях возникновения конфликтов интересов между ними и предусматривает имущественную ответственность за возможный ущерб интересам клиента.
Более детально основные положения закона «О рынке ценных бумаг» в отношении деятельности брокерских компаний в части доверительного управления финансовыми инструментами разработаны в подзаконных актах. В частности приказом ФСФР от 03.04.2007 № 07–37/пз-н введен в действие «Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами». Действие этого порядка не распространяется на сферу коллективных инвестиций.
Указанный порядок предусматривает наличие единых требований по осуществлению деятельности по управлению ценными бумагами. Требования выставляются к следующим аспектам деятельности доверительных управляющих: объект доверительного управления – ценные бумаги и денежные средства, включая иностранную валюту, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, в том числе, полученные управляющим в процессе деятельности по управлению.
В отношении ценных бумаг иностранных эмитентов введены некоторые ограничения: они могут быть объектом доверительного управления при соблюдении одного из следующих условий:
• допущены к обращению на территории Российской Федерации;
• прошли процедуры листинга на фондовых биржах государств, с регуляторами которых заключены соглашения о взаимодействии и обмене информацией;
• прошли процедуру листинга на фондовых биржах и права управляющего на такие ценные бумаги учитываются лицами, осуществляющими депозитарную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Этим же документом определены права управляющих в части операций с производными финансовыми инструментами: установлена обязанность управляющего вести обособленный учет ценных бумаг и денежных средств учредителя управления от имущества управляющего. Для этих целей управляющий обязан использовать отдельный банковский счет, а для учета ценных бумаг – отдельный лицевой счет или счет депо. Таким образом реализовывается базовое для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг требование об обособлении имущества клиентов от имущества самого участника. Регулятор не запрещает управляющим учитывать средства нескольких клиентов на одном банковским счете, если иное не оговорено договорами с учредителями управления, но обязывает управляющих обеспечить ведение обособленного внутреннего учета денежных средств по каждому договору ДУ. Аналогичные требования действуют и в отношении учета ценных бумаг.
Установлены сроки, в которые управляющий обязан передать учредителю управления ценные бумаги и/или денежные средства, полученные в связи с прекращением договора ДУ и обязательные условия договора ДУ. Обязательные условия должны быть согласованы доверителем и управляющим в письменном виде. К ним относятся:
• перечень объектов доверительного управления (виды ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг);
• структура объекта ДУ (соотношение между ценными бумагами различных видов и различных эмитентов), которую управляющий должен поддерживать в течение всего срока управления;
• виды сделок, разрешенные учредителем управления, включая места заключения сделок (биржевые/внебиржевые), возможность заключения срочных контрактов (биржевые/внебиржевые);
• порядок разрешения споров;
• методика оценки стоимости объектов ДУ.
Положением установлен также перечень обязательных документов, которые должен разработать управляющий, а также определены некоторые процедурные вопросы, касающиеся способов уведомления управляющими их клиентов относительно параметров сделок с ценными бумагами, находящимися в ДУ в случае значительного отклонения этих параметров от рыночных показателей.
Основываясь на принципе сохранения права собственности на имущество, передаваемое в управление, за учредителем управления, который закреплен Гражданским Кодексом РФ (глава 53), в Положении детально разработаны ограничения деятельности управляющих на отчуждение имущества, находящего в ДУ, а также на использование имущества учредителя управления для исполнения обязательств из договоров ДУ, заключенных с другими учредителями, собственных или третьих лиц.