I. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЕВОГО РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ

ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА

УДК 687.1

Студент Хусаинова М.О (гр.721-М3), Студент Сафин Р.И. (гр.72-9111)
Казанский национальный исследовательский технологический университет

В настоящее время проблема формообразования является основной в профессии дизайнера, а овладение языком художественного проектирования, знание законов его развития дают возможность правильно решать задачи формообразования.

Формообразование современного костюма складывается из целого ряда концепций. Под концептуальным проектированием следует понимать определенным образом структурированную идею, смысловую направленность целей, задач и средств проектирования на уровне, как конкретного изделия, так и самой проектировочной деятельности. Концепция на уровне проектирования имеет научнотеоретический характер и рассматривается как предмет исследования и как объект моделирования [1].

Концептуальное проектирование включает в себя художественный и технический вид деятельности. На художественном уровне наиболее значимыми являются вопросы формообразования, на техническом уровне – технологические и конструктивные вопросы [2]. Наряду со стихийными композиционными системами, основанными на интуитивном композиционном поиске формы, существуют конкретные теоретикометодологические основы, составляющие программно-целевой метод, позволяющий представить проектирование как сложный вид деятельности, лежащий на стыке планирования науки и организации творческого процесса в искусстве.

Общность науки и искусства в эволюции современных пространственных представлений – это две грани одного и того же процесса творчества.

Современное состояние теории проектирования можно рассматривать как процесс естественной «переоценки ценностей», как формирование новых подходов и направлений. В практике дизайна можно различить два взаимодополняющих подхода к формообразованию: первый – предполагающий включение проектируемого объекта в уже известные системы формообразования, другой – нацеленный на моделирование инвариантных закономерностей, способных породить новые серии форм [3,4]. Необходимо полное слияние процессов художественного проектирования, традиционного конструирования и компьютерных технологий для создания новых методов объемно-пространственного конструирования.

В литературных источниках [5,6,7] художественное проектирование рассматривается как метод, обеспечивающий качество промышленных изделий. Рассматривая художественное проектирование в последовательном историческом развитии, ряд авторов определяют дизайн как сочетание ряда сложных явлений материальной и духовной культуры общества, где изначально соединены между собой художественно-образное, инженерноконструкторское и научное начала.

Ключевым моментом создания художественного объекта в зависимости от его назначения (функции), конструкции материала и технологии изготовления проектирования промышленных изделий является вопрос формообразования [8].

В процессе проектирования выявляется своеобразное мышление дизайнеров, способных совершать переходы от образных представлений о структурной организации объекта к соответствующим инженерным конструкциям.

Одним из важнейших условием современного инженерного и художественного проектирования изделий промышленного производства является системный подход [9]. Это значит, что при проектировании необходимо учитывать всю совокупность требований к проектируемому изделию для оптимизации проектного решения, что позволит выбрать наиболее удачное решение из возможных вариантов. Чтобы решить задачу оптимизации, проектировщикам постоянно приходиться проводить анализ вариантов композиционных и конструктивных решений и выбирать наиболее предпочтительные из них в рамках единого процесса проектирования костюма.

Проектирование рассматривают как процесс, включающий анализ проектного задания, изучение социологических, экономических и других требований, обобщение материала, выполнение эскизного проекта, художественное конструирование, расчет технологического процесса.

На этапе формирования проектного задания собирается и анализируется вся информация по комплексу требований, условий и ограничений применительно к разрабатываемому изделию. Определяются основные цели и задачи проекта (социальный адрес изделия, доминирующие функции, назначение и т.д.), возможности использования сырья и оборудования, технологические и экономические требования к выполнению проекта.

Цель второго этапа – художественного конструирования – связана с созданием плоской и объемно-пространственной композиции и поиском всевозможных вариантов нахождения формы. Определяются основные композиционные приемы формы. Результат выражается в серии эскизных зарисовок изделия или макета, выполненного в бумаге или макетной ткани. При этом творческая мысль может двигаться и не традиционно – от идеи через эскиз к материалу, а в обратном направлении, когда макет посредством новых художественных качеств и свойств материала вносит коррективы в форму изделия, а совокупность всех факторов складывается в концепцию проекта.

Третий этап – выполнение объекта в материале – характеризуется выбором материалов и разработкой технологического процесса изготовления образца. Далее па базе изготовленного образца составляется проектно- конструкторская документация, на основании которой изготовляется промышленный образец, после чего изделие внедряют в производство.

При совершенствовании методов формообразования костюма наибольший интерес представляет второй этап – формообразование. Его особенностью является объединение утилитарных и эстетических принципов. Для создания «совершенного» изделия необходим синтез художественного таланта, интуиции и знаний теории композиции, а так же методов художественного конструирования и технологии производства.

Зачастую художественное моделирование костюма начинается от графического эскиза, поэтому необходима система перехода от рисунка к конструкции. Таким переходом должна стать система проектирования эскизов и новых моделей на основе использования каталога унифицированных элементов, которая будет являться своеобразным макетом для дальнейшего конструирования его развертки. Кроме того, с развитием компьютерных технологий это дает дополнительные возможности для повышения эффективности процесса проектирования новых моделей. Очень часто происходит так, что художник выражает идею графически, но не может воплотить ее в материале. Тогда от красивой и образной графики он переходит к техническому эскизу, в котором теряется не только смысловая идея и образ, но и форма будущего изделия.

Таким образом, существует необходимость создания такой системы, которая позволила бы дизайнеру логически выстраивать проектную ситуацию своего будущего изделия или проекта. Однако следует учитывать, что художественно-конструкторские разработки, созданные без достаточного внимания к технической стороне изделия, в отрыве от инженерного конструирования, остаются оторванными от жизни проектами, и все попытки внедрить их в производство оказываются бесплодными. Поэтому мы надеемся, что разрабатываемая система проектирования эскизов и новых моделей на основе использования каталога унифицированных элементов, которая разрабатывается в рамках магистерской дипломной работы на кафедре «Дизайн» КНИТУ позволит повысить эффективность процесса художественно-конструкторской разработки. Полагаем, что использование разрабатываемого в ходе научной работы электронного каталога конструктивных элементов швейных изделий также поможет разрабатывать грамотные с технологической точки зрения эскизы.

Список использованной литературы:

1. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов. Под редакцией Козловой Т.В. – М., Легпромбытиздат. 1988 г., – 352 с.

2. Ламанова Н.П. «О целесообразном костюме» («Красная Нива», № 27), – 1924 г.

3. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. – М.: Мир, -1981 г., – 456 с.

4. Некоторые теоретические проблемы современного дизайна. Труды ВПИИТЭ. Серия «Техническая Эстетика», JYSJ 45, 1986 г.

5. Лавреньтьев А.Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне 1920-1990 годов. М., 1996 г., – 60 с.

6. Колейчук В.Ф. О концептуальном подходе формообразованию. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая Эстетика», № 3, 1978 г.

7. Колейчук В.Ф. Программированное формообразование в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», № 4, 1979 г.

8. Козлова Т.В., Ильичева Е.В Стиль в костюме XX века. – М., Издательство: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003 г. – 152 с.

9. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. – М., 1982 г. – 380 с.

СОВРЕМЕННЫЙ ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ КАК ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УНИВЕРСИАДЫ

УДК 013:687

Бадрутдинова А.Н., Хисамиева Л.Г., Салиев С.Е
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Прекрасные образцы народного творчества татар нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных и швейных изделий, головных уборах, разноцветной мозаики кожаной обуви, украшениях жилищ. Самобытные и живые художественные традиции татарского народа унаследованы из глубины веков.

Для популяризации традиционных татарских ремесел предлагается костюм для встреч именитых гостей Татарстана и предстоящей Универсиады, навеянный неповторимыми декоративными узорами из кожи татарских сафьянщиков. В разработанную модель введены удивительные узоры татарскихказанских мастеров.

Костюм состоит: из головного убора, имитирующий излюбленный цветок татарского народа тюльпан, являющимся так же символом Универсиады; шелкового платья летящего силуэта (многослойное решение которого, одна из главных тенденций моды – представляет модель в выгодном свете).

Отличительной особенностью платья является конструктивное решение нижней части платья, состоящей из разноцветных клиньев; и рукавов реглан, конструктивные особенности которых имитируют форму закрытого бутона тюльпана. Широкие манжеты по низу рукавов оформлены кожаным узором. Асимметричный корсет – камзол, в котором основной композицией является вихревой орнаментальный мотив того же тюльпана, который играет довольно активную роль выступая в виде главенствующего элемента костюма, и конечно же завершением костюма являются сапоги-ичиги в одном композиционном решении со всем костюмом.

Основные элементы костюма выполнены с использованием узорной кожаной вышивки уникальным швом, который одновременно и тачает и украшает.

Цветовое решение всего костюма выдержано как в традиционных, популярных цветах татарского народа, а так же повторяют цвета символики Универсиады. Самым невероятным образом здесь соединяются оттенки татарского костюма и символики, насыщенный зеленый, светло-коричневый, роскошный синий, желтый и все оттенки красного. Это многоцветие переливается и искрится в живописных набивных кожаных узорах и драпировках, притягивает взгляды к бесчисленным цветам.

Костюм демонстрирует истинное пиршество цветов и изысканных материалов. В данной модели мы стремились отразить ощущение легкости и силы – то, что всегда восхищает в национальном татарском костюме.

Используя в современном костюме традиционных элементов народного творчества, мы показываем традиционность и современность татарского народа и Республики Татарстан. И мы уверены, что костюмы с использованием таких составляющих, поистине станут визитной карточкой Татарстана.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ С ЭЛЕМЕНТОМ СОВРЕМЕННОГО ДЕКОРА

УДК 677.014

Нуруллина Г.Н., Михайлова С.В., Нуруллин М.А
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Процесс национального возрождения, начавшийся в конце XX века, обусловил повышение спроса на такой вид одежды как национальный костюм. Он является обязательным атрибутом на ежегодных народных праздниках, концертах, торжественных мероприятиях. Народное творчество, в том числе и костюм, во все времена являлся неисчерпаемым источником вдохновения для представителей различных сфер деятельности. Анализ существующих подходов к изучению народной одежды, проведенный в работах И.Н. Савельевой [1-3] показывает, что со временем методика и структура исследовательских работ приобретают качественно новый уровень. Проблему использования народного наследия в современной одежде затрагивает своей статье С.Н. Шитова. Автору видится два направления для успешного решения данного вопроса. Первый связан с производством костюмов для фольклорных коллективов (сценических, театральных, в меньшей мере бытовой и праздничной), второй – с созданием современной одежды с использованием традиций на качественно ином уровне, с глубоким «переосмыслением художественного наследия», избегая механического копирования элементов. Наиболее ярко вторую идею можно выразить в разработке женского национального костюма с современным декором.

Женский национальный костюм с элементами декора более чем какие-либо другие виды одежды в первую очередь должен отвечать эстетическим требованиям и учитывать современное направление моды. Ткани для женских костюмов должны иметь высокую упругость, малую сминаемость, незначительную усадку после стирки. В соответствии с выше перечисленными требованиями, была разработана модель женского костюма, состоящего из платья и жилета, представленная на рисунке 1. Костюм полуприлегающего силуэта, расширенное к низу, на подкладке. На полочке имеются талиевые вытачки. На спинке расположены талиевые вытачки, застёжка, обработанная обтачкой и навесной планкой на воздушные петли и пять пуговиц. Рукава втачные одношовные на притачной высокой манжете, застёгивающейся на воздушные петли и пять пуговиц. Воротник стойка. Воротник и манжеты отделаны вышивкой. В шов соединения воротника и манжет с изделием вложены нити со стразами.

Жилет полуприлегающего силуэта с симетричной застёжкой на воздушные петли и три пуговицы. На полочках расположены нагрудные вытачки. Спинка со средним швом. Отрезной бочок изделия отрезной по линии талии, нижняя часть присборена. На правой полочке расположена вышивка. По борту, низу, проймам и горловине изделия настрачивается отделочная тесьма.

Разработанная модель является конкурентоспособной и перспективной для реализации на рынке швейных изделий.


Рис. 1. Платье нарядное женское


Список использованной литературы:

1. Нанн, Дж. История костюма, 1200 – 2000 / Джоан Нанн / пер. с англ. Т. Супруновой. – М.: Астель: АСТ, 2005. – 343 с.

2. Андреева, А.Ю. Русский костюм. Путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева. – СПб.: «Паритет», 2005.

3. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф. М. Пармон. − М.: Легпромбытиздат, 1994. − 272 с.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ УЛИЧНОЙ МОДЫ г. КАЗАНИ

УДК 687.1

Студент Степанова Ю.Б. (гр. 729171)
Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры «Дизайн» Тухбатуллина Л.М
Казанский национальный исследовательский технологический университет

В настоящее время в крупных столицах мира, таких как: НьюЙорк, Лондон, Милан, Москва и т.д., ярким и любопытным явлением предстаёт так называемая уличная мода. Уличная мода является признаком демократизации общества, т.к. предоставляет возможность полнейшего самовыражения, хотя и не всегда соответствует общепринятым стилистическим законам. Она берёт истоки от определённых субкультур и молодёжных течений. Уже к середине 80х уличный стиль рассматривался как практическая реализация права каждого на оригинальность и свободное выражение собственной позиции, самоценной по определению [1].

Благодаря сети интернет в блогах, посвящённых красоте и стилю, главные fashion-персоны и популярные модные обозреватели выкладывают фотографии со своими индивидуальными и разноплановыми образами, которые пользуются огромной популярностью у интернет-пользователей во всём мире. Во многом, эти образы пронизаны этническими мотивами и элементами, проявляющимися в виде принта на различных моделях (майках, платьях, джинсах, шортах, рубашках, пиджаках), декоративных вставок, украшений и даже причёсок. Этническая тема, отражающая национальные мотивы различных народов, является одной из устойчивых модных тенденций нескольких сезонов подряд.

Казань является историческим и культурным центом Республики Татарстан и закономерно то, что она имеет отличительные черты собственного уличного стиля. Характерными особенностями национального татарского костюма издавна являлись его трапециевидная форма, яркость использованных цветов и большое количество украшений различных видов (изю, монисты, массивные серьги, броши). Уличная мода г.Казани использует наследные традиции татарского костюма в стилизованном виде: трапециевидный силуэт, наличие складок и драпировок, вышивки, яркие цвета, обильные украшения, дорогие меха, контрастные сочетания. Наблюдается устойчивая тяга женского уличного стиля столицы к чрезмерному украшательству, стремлению к добротности и богатству костюма, использованию массивных ювелирных украшений из драгоценных камней и металлов.


Рис. 1. Примеры уличной моды г. Казани [2].


На рисунке 1 представлены две вариации уличной моды города Казани. В ансамблях одежды прослеживаются черты татарской культуры. В первом случае они проявляются в виде длинной юбки в сборку, шейного объемного платка, массивных колец на пальцах. На втором варианте национальные традиции прослеживаются не только в длине изделия, но и в богатой фактуре платья и меха, в контрасте цвета и фактуры, а также в наличии объемных ювелирных украшений. В обоих вариантах мы видим гармоничные образы, которые не противоречат современным тенденциям, но и одновременно создают особый «казанский», пропитанный национальным колоритом.

Несмотря на глобализацию, новые нравы, инновации в дизайне костюма в уличной моде Казани присутствуют читаемые признаки, присущие национальной одежде, аксессуарам. Казань – это уникальный город слияния различных культур. Единение различных национальностей рождают неповторимый, красочный, особый стиль, за который мы обязаны своему великому прошлому.

Список использованной литературы:

1. Уличная мода – высокая мода. Диалог. //Рынок легкой промышленности № 26. – 2002 г.. [Электронный ресурс]/ Привольнев Кирилл. – Режим доступа: http: www.rustm.net.

2. Хамзина Г. Street-fashion. //Портал о жизни мегаполиса – 2012. [Электронный ресурс]. http://kzn.urpur.ru/stfashion/gulnaraxamzina/ru.

Загрузка...