Глава 3

Нет права на ошибку.

Подругами у Танечки тоже всё не ладилось. После инцидента с крапивой Таню обходили стороной. В классе было несколько девочек с которыми она могла ввести дружескую беседу, но как только заканчивались уроки, все разбегались по своим компашкам, а Таня уныло брела домой.

Гулять Таню не звали по той причине, что гулять её не отпускали ни с девочками, ни классом. На различные школьные дискотеки Таню тоже перестали отпускать. Все запреты исходили от того, что учёба в какой-то момент была запущена. И как Таня не старалась, повод «не отпустить» всегда был. Однажды причиной стала тройка по русскому языку в позапрошлой четверти.

Был случай, когда Таня решила не говорить матери о вечере отдыха и осталась веселиться с одноклассниками. По возвращению домой была немедленно наказана. Мать с ней не разговаривала целый месяц, предварительно обозвав обидными словами, значение которых Таня даже в большинстве своём даже не знала. Сволочь, неблагодарная тварь, наглая скотина, это из обычного репертуара. Это был первое наказание молчанием, но далеко не последнее.

В какой-то момент класс разбился на компании по интересам, кто-то вместе гулял, кто-то на кружки ходил. А Таня осталась за бортом и как бы она ни старалась дружить у неё не получалось. Театральный, танцевальный кружки, спортивные секции, КВН – об этом Таня мечтала. Мать всё это заклеймила словом «чушь» и запретила Тане даже думать об этом.

Сопротивляться не имело смысла, чтобы хоть как-то не сойти с ума, Таня занялась учёбой. Упущенное наверстала и в средней школе училась хорошо. Быстро схватывала. История, биография писателей, поэтов, учёных Таню интересовали больше всего. Утешение находилось и в библиотеке. Часами Таня могла читать о знаменитостях прошлых эпох. Изучать их детство, юность, их становление в жизни. Изучаемые исторические личности стали настоящими друзьями Тани.

В 7 классе проходили роман «Капитанская дочка» Пушкина. Учительница пояснила, что роман написан в форме дневниковых записей главного героя. В тот момент открыла для Тани новый мир общения – ведение дневника. Да, это общение только с собой, но и это приносило радость. Общения очень не хватало. Не с кем было обсудить новые знания или сплетни о знаменитостях, которые Таня слышала из телевизора, работающего фоном круглые сутки. Некому было пожаловаться на мать или поплакаться об отце, которого Таня часто вспоминала. Не с кем помолчать. Дома нельзя было нести всякую чушь и молчать будто воды в рот набрала тоже было нельзя.

– говорит лишь тот, кто обладает знаниями, – любимая фраза матери.

По мнению матери Таня знаниями не обладала в силу своего юного возраста. Со старшими и спорить нельзя и перечить. Эту игру Тане никогда не выиграть. Мать всегда будет старше Тани, это закон природы.

Время шло, компании девочек стали чаще гулять с компаниями мальчиков. Переглядки, хохотки, шуточки про «жених и невеста», всё это шло мимо Тани.

– мама, можно я пойду с девочками погуляю?

– собака гуляла – волки съели, – один ответ на все времена.

Когда уж эти волки насытятся?!

Хорошие девочки сидят дома, книжки читают, матери по дому помогают, а не ищут себе приключения, ползая по темноте.

Мать Татьяны сама была не поклонницей общения. В гости не ходила к себе не звала. Редко, когда кто-то из посторонних находился у них дома. Для Тани – это был праздник. Речь не о подарках или конфетках, этого не было. Сам факт наличия другого человека, его рассказы – глоток свежего воздуха. Таня наблюдала за манерами гостя, мимикой. Пыталась угадать причину общения её матерью. В большинстве своём все гостьи – это мамины одноклассницы. Этот факт в глубине души Таню обижал, ведь со своими одноклассницами она дружить не могла. Причиной этого была мать, но тогда, в детстве, Таня брала всю вину на себя и считала себя плохой подружкой.

Одна подружка у Тани всё-таки имелась. Подружка, к которой можно было в гости ходить. Настя. Настя не была одноклассницей Тани, соответственно, не в курсе всех событий с крапивой и других позоров. Сошлись девочки на любви к куклам. Да, были времена, когда девочки играли в куклы. Истории известны случаи, когда девочки играли в куклы до самого замужества, да и после него не гнушались данной забавой.

Настя жила в соседнем доме, этот факт или какой-то другой, но мать Тани не противилась их общению. К себе Настю Таня не звала, опасаясь «опозориться», если мать неожиданно решить воспитывать Таню при единственной подружке. А вот у Насти дома Таня бывала часто, тут было уютно, душевно, тепло. Там не было страшно. Не надо было угадывать настроение и подстраиваться под обитателей дома. Папа Насти всё время торчал в гараже и ремонтировал мотоцикл. И свой и чужие. Мама Насти, милая женщина, обязательно спросит, как дела, сунет печеньку или конфетку. А еще она никогда не лезла в разговоры подружек, не давала советы и ни одного обидного слова Таня за всё время общения не слышала от мамы Насти. Уходит от подружки не хотелось. Каждый раз, Таня делала вид, что не уследила за временем. Лишние пять, пятнадцать или тридцать минут были животворными, домой не хотелось совсем.

Таня прекрасна знала, что за опоздание ждёт наказание, наказание было в любом случае, поэтому причиной больше, причиной меньше, значения уже не имело.

Физические наказания появились внезапно в жизни Тани и приобрели постоянный характер. Как бы ни старалась учиться, Таня, всё равно могла отхватить тройку. И не одну. Были предметы, которые она элементарно не понимала. А стояние матери над душой во время выполнения домашних заданий ничем не облегчало. Выкрики «делай, думай», не помогали разобраться с очередной задачей. Мать Тани твёрдо была уверена, что дочь специально мотает нервы и отказывается соображать. То, что ребенок не понимал, как решать или как применить правило, это в голову матери не приходило. Зачем, когда можно просто орать. Матери Татьяны казалось, чем громче она орёт, тем быстрее приходит понимание к её «тупому» ребёнку.

Уставая орать, мать переходила к активным действиям и лупила Таню по голой спине нейлоновой сеткой. Вскоре это действие стало ритуалом. Лупила за оценки, за тупость, за лень, за опоздание и самое главное, лупила за обман. Обман – это главная причина побоев.

Таня не в ладах была с математикой, однако два плюс два сложила довольно быстро. Зачем получать за каждую плохую оценку, когда можно скопом получить за все свои прегрешения за один раз.

Учебная неделя заканчивалась, дневник с оценками прятался под матрас, Таня шла в гости к Насте, сознательно засиживалась допоздна и возвращалась домой точно зная, что получит.

Скандал начинался из-за опоздания, далее подключались оценки, выставленные за неделю, где красовалась тройка. Предмет значения не имел. На Таню вешались ярлыки обвинений в обмане и далее шло наказание. После можно было идти спать. Неделя прошла, можно выдохнуть.

Недели без троек в дневнике бывали, тогда в ход шли тетрадки, где могла заваляться тройка или задание, которое не было доделано. Не было смысла юлить или стараться, всё что Таня вынесла из конфликтов – надо отстранить наказание любой ценой. Практиковала данный метод до окончания школы.

Очевидным был тот факт, что гостевание у Насти рано или поздно прекратилось. Естественно, в воспитательных целях. Спустя полгода оно действительно прекратилось. Безвозвратно.

К старшим классам всевозможные дружеские связи сошли на нет. Пришло смирение. К окончанию школы забрезжило новое ощущение – ощущение, что весь этот мрак материнского дома закончиться.

В старших классах девчонки стали встречаться с парнями, шли серьезные разговоры про любовь и отношения, про первое предательство, ревность и про первый, о боже, секс. Таня о сексе знала не много. Из фильмов, что секс случается только с красивыми людьми и исключительно по любви, после красивого свидания. От сверстниц, что секс может быть назло, назло родителям или бывшему парню, что это может случиться у кого-то на даче, где в соседней комнате спит старая бабуля. От матери про секс Таня знала две вещи – все бабы шлюхи и «сучка не захочет, кобель не вскочит». Последнее выражение больше путало, чем что-то объясняло. Для себя Таня уяснила – сексом она не будет заниматься никогда, чтобы не навлекать лишний материнский гнев.

При всех этих фразах и агрессивных выпадов в сторону взрослеющих одноклассниц, мать Тани не оставляла попыток выведать у Тани, кто же из мальчиков ей нравился. Первый подобный вопрос прозвучал в классе пятом, когда Таню мальчики не интересовали и казались грубыми. В тот вечер Таня судорожно искала ответ на внезапный вопрос матери о мальчике. Чтобы угодить маме Таня решила назвать имя мальчика, который учился лучше всех в классе, внешний вид его был опрятным и в целом отличался добрым веселым нравом. В итоге Таня выслушала лекцию о том, что мальчик низкого роста не может быть хорошей парой. Лекция состояла из причитаний о глупости Татьяны и ни одного разумного объяснения при чем тут рост. Таня для себя решила на подобные вопросы матери более не отвечать. Хотя мать предпринимала пару попыток сунуть нос в это дело.

Таня в целом максимально старалась отгородиться от любого внимания со стороны мальчиков. Хватило одного раза, когда мать встретила Таню на улице, та шла с одноклассником и обсуждала совместный проект.

– жених твой? Провожает, молодец какой – произнесла громко Танина мама и засмеялась.

Позор, позор, какой позор. Таня покраснела до кончиков волос, сказать ей было не чего. Молча стояла, в душе пытаясь умереть на месте. Одноклассник посмеялся и убежал вперед по улице.

– бросил тебя, женишок твой, так всегда и бывает, – пробормотала мать и ушла по своим делам.

В тот день Таня мечтала, чтобы её сбила машина. Или маму.

Школьная традиция дарить друг другу валентинки на четырнадцатое февраля никуда не делась. Из года в год не получать открытки ударяло по Таниной самооценке. Однажды она решила сделать ход конем и отправить себе валентинку от, якобы, тайного поклонника. Отправила. Когда валентинки разносили адресатам сердце бешено колотилось, было страшно, вдруг разоблачат. Этот позор Таня не смогла бы пережить. Валентинку вручили и всем девчонкам было безумно интересно, кто же этот тайный поклонник. На их вопросы Таня пожимала плечами, Она не продумала до конца легенду, поэтому смущалась и уходила от ответа.

На следующий год Таня решила сделать приятно себе, без лишних смешков и вопросов. Подбросила валентинку в домашний почтовый ящик. Осмелела и подписала именем Миша.

В тот день мать вернулась раньше обычного и, как всегда, забрала корреспонденцию из ящика. Валентинка выпала и мать прочла поздравление.

– Миша, это из вашего класса?

С этими словами мать протянула валентинку Тане, душа которой ушла в пятки. Таня покраснела, чем выдала себя с нелучшей стороны. Именно так решила мать и стала выспрашивать – насколько всё серьёзно. Такого поворота Таня не ожидала и ничего кроме раздражающего мать мычания выдавить из себя не могла.

История на этом не закончилась, вместе с корреспонденцией мать принесла домой мужские часы, которые кто-то обронил около их дома. Картинка для матери Тани сложилась, для неё стало очевидным, что обронил часы тот самый Миша, что кинул в почтовый ящик поздравительную Валентинку. Дальше хуже. Мать набирает домашний номер телефона Миши.

– Миша, это мама Танечки, скажи, пожалуйста, а ты часики не терял? Сегодня, когда Танечке валентинку в почтовый ящик кидал? Нет? Валентинку не кидал? Точно? Хорошо, до свиданья.

Мать Тани даже не поняла, как убила свою дочь этим поступком. Как завтра идти в школу, что говорить, Миша всем расскажет. Хотелось выпрыгнуть из окна. Толку от этого. Первый этаж, а за окном метровые сугробы. Уснуть не выносимо, сердце бешено колотилось.

Абсолютно не выспавшись, Таня отправилась в школу на общее осмеяние. В классе Миша рассказал про странный телефонный звонок матери Тани, сложить два плюс два было не сложно и общим решением был принят тот факт, что Таня влюблена в Мишу. До конца учебного года не подтрунивал над Таней лишь ленивый.

После этого случая Тане хотелось лишь одного, чтобы мать никогда больше не вернулась с работы.

Загрузка...