Часть первая

День первый Осознанность как навык присутствия

Все предыдущие версии программы «Мама, не кричи!» мы начинали с того, что обсуждали, какие потребности мы пытаемся удовлетворить криком. Почему мы кричим, о чем мы так громко пытаемся заявить миру. Но, по-хорошему, прежде, чем говорить о потребностях, мы с вами должны понять, насколько мы вообще эти свои потребности замечаем, насколько мы находимся в контакте с самим собой, со своими чувствами, со своим телом, со своим возбуждением, со своим интересом, со своим уровнем энергии.

Ведь здесь не стоит вопрос о ценностях. Скорее всего, раз вы держите в руках эту книгу, вы довольно сильно мотивированы, чтобы перестать кричать, и вы знаете, что это неправильно. Но отчего-то так происходит, что вы об этом вспоминаете, только когда уже кричите, уже накричали или когда ребенок уже уснул, а вы вспоминаете, как прошел ваш день.



И тогда этот вопрос про вашу осознанность. Про то, в какой момент вы включаетесь и выключаетесь, отчего вы начинаете действовать на автомате.

Почему ваш режим – «автомат» – такой кричащий, мы тоже поговорим, потом. И помните, пожалуйста, что, чтобы переустанавливать глубокие вещи, нужно много времени, это то, что будет происходить с вами и после прочтения этой книги.

Мы с вами поднимем темы семейных отношений, мы поговорим про вашу родительскую семью, мы поговорим про телесные истории. И эти вещи однажды могут действительно измениться и стать вашими базовыми настройками «по умолчанию».

Но прямо сегодня вы можете сделать что-то, чтобы не вылетать на «автомат», чтобы оставаться на «ручном управлении». Прямо сегодня вы можете поднимать уровень своей осознанности.


Осознанность работает лучше, когда вы понимаете, что не с вами что-то происходит, а что вы делаете это что-то. Не вас выводят из себя, не вас доводят до ручки, не над вами «издевается» ребенок, а вы доходите до этого состояния. Вы организовываете все так, что регулярно оказываетесь в ситуации, где уже невозможно не кричать и не взрываться. Вы строите отношения с ребенком так, что ему нужно привлекать ваше внимание непослушанием, капризами, бардаком, баловством, нытьем…

И это не про то, что нужно сейчас загнаться в чувство вины по привычной схеме. Давайте потренируем осознанность и в отношении самой программы. Давайте читать текст дня и делать задание с подходом исследователя.

«А как же все так любопытно внутри меня устроено, что я оказываюсь в таких отношениях с ребенком?»

«А что будет, если я, для начала, просто посмотрю?»

«А как я себя чувствую, как мне с этими чувствами живется?»

Старайтесь на протяжении всей работы над книгой отслеживать мысли типа «как же много мне всего в себе надо изменить» и «я слишком глубоко зарылась, я никогда не справлюсь», потому что это не что иное, как способ впадать в роль жертвы и снова никуда не двигаться. Разрешите себе, для начала, просто за собой понаблюдать. Вы удивитесь, сколько важного вы не замечаете за собой каждый день.

Домашнее задание

1. Наблюдать, в какие моменты дня я чувствую «авторскую позицию» в своей жизни, что дает мне ощущение, что свою жизнь делаю я, а какие события и вещи будто втягивают меня в неконтролируемый поток, над которым у меня нет власти?


2. Когда я обнаруживаю себя кричащей? И вот здесь важный момент: раз я это обнаруживаю, почему ко мне вновь возвращается осознанность? Почему случается, что я снова начинаю мыслить более объективно и контролировать свои эмоции?


3. Как много мелочей вокруг меня, в моем доме, в машине, на работе, влияют на меня, и осознаю ли я это? Какие вещи регулярно меня раздражают, но я их не меняю?

Медитация «три точки»

Это упражнение хорошо делать в одиночестве, а потом применять этот навык в моменты, когда вам хочется или когда вы уже начали кричать. Первый раз вы можете сделать его во время чтения книги, а далее выполнять по памяти.

Сядьте расслабленно, но ровно. Так, чтобы вам было удобно, но тело не было зажато. Сделайте вдох и выдох. Начинайте замечать свои телесные ощущения, как напряжены или расслаблены мышцы стоп, голени, бедра, как расположен ваш таз. Возможно, вам захочется подвигать тазом или ногами и поменять их положение. Заметьте положение головы, шеи и плеч. Обратите внимание на то, какая часть спины напряжена сильнее всего. Жарко вам или холодно? Чувствуете ли вы сухость своей кожи или нет? Какая она, ваша кожа? Голодны ли вы или чувствуете тяжесть от переедания?

Отмечая свои телесные ощущения, старайтесь представить, как ваше внимание расширяется и охватывает все ваше тело, а не только область перед глазами. Вы – целая. Ваше тело – это не только ваш мозг и руки. У вас есть спина, попа, стопы, затылок, локти, шея. Вы – большая.

Теперь постепенно перенесите свое внимание на то, что происходит в комнате. Что вы замечаете? Постарайтесь некоторое время просто отмечать какие-то вещи вокруг себя и не интерпретировать их, не оценивать, не рассуждать. Если это происходит, снова возвращайте свое внимание к чему-то еще в комнате. Это могут быть звуки, цвета, текстуры. Это могут быть мелкие детали мебели, обоев, розеток. Делайте так еще некоторое время.

Теперь постарайтесь добавить к вашему осознаванию в пространстве осознавание в собственном теле. Постарайтесь представить эти две точки: одна находится в вашем теле, другая – в помещении. Вы способны удержать во внимании эти две точки. Посидите так некоторое время, пока вам не захочется встать и вернуться к своим делам. Сделайте вдох и выдох.

Как использовать это упражнение в моменты, когда вы раздражены? Достаточно поставить себе аналогичные три точки. Вы, ребенок и пространство между вами. Есть вы и ваши ощущения. Есть ребенок, и он чего-то хочет. Есть место между вами, в котором вы существуете. Необязательно углубляться в мелкие ощущения. Чем критичнее ситуация, тем меньше можно уходить в мелочи. Достаточно иногда даже просто представить себе эти точки. Вы можете мысленно нарисовать их. Вы – ребенок – пространство.

Удерживая фокус на этих трех точках, вы повысите осознанность к своему телу и к своей родительской позиции. После того, как накал эмоций сошел и ситуация разрешилась, обязательно спросите себя, а чего вы сейчас хотите, что вас так завело, что хотелось кричать.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй Ресурс

Сегодня мы поговорим про ваши ресурсы. Есть хороший пример того, как ваши ресурсы влияют на проявление ваших ценностей. Человек не будет воровать до того момента, пока ему хватает ресурсов. А если не будет хватать, например, он будет голодать и не будет никакого другого способа поесть или накормить ребенка, то тогда потребность в ресурсе, в еде, будет выше, чем убеждение, что воровать нельзя. И точно так же, если для вас какой-то уровень уборки в доме нормален, вы к нему будете всегда стремиться, до тех пор, пока не будете уставшей настолько, что бардак будет уже не так важен. Можно будет пару дней пожить в беспорядке, потому что важнее восполнить ресурс.

Подумайте, насколько вы ресурсны в целом, как это меняется в течение дня, как ваша осознанность была связана с количеством ресурса. Например, вы с утра не ресурсны совсем и в это время вы с большей вероятностью раздражаетесь. Или наоборот, ваш ресурс истощается к середине дня и вечером вы уже на всех орете.



Домашнее задание № 1

Опираясь на задание вчерашнего дня, попробуйте понаблюдать, как изменяется количество ресурса перед тем, как вы становитесь раздраженной. Что забирает у вас ресурс больше всего? Уборка, работа или нахождение в неуютном пространстве?


Наблюдая за этим, обратите внимание, пожалуйста, что ваше раздражение не начинается в одну секунду, потому как ресурс ваш не заканчивается в одну секунду. Ресурс – не бинарная штука, которая или есть, или нет. Его всегда сколько-то есть, просто этого количества вам хватает на выживание на биологическом уровне или на нормальную осознанную жизнь человека.

И тогда вы можете начать замечать все, что как-либо влияет на ваш ресурс. Если у вас силен контакт с собственным телом, то вы можете заметить, как влияет на ваш ресурс даже такая маленькая вещь, как то, пьете вы витамины или нет. Музыка, которую вы слушаете. Еда, которую вы едите. То, каким сексом вы занимаетесь. Вообще все действия, которые вы совершаете, или забирают у вас ресурс, или дают вам его.

И тогда мама, которая наблюдает за собой, чувствует себя, может заметить, что ресурс у нее забирают, например, отношения с мужем и сдержанное раздражение внутри них. И тогда это будет проблема семейной системы, которую надо решать. Или вы можете заметить, что подружка, с которой вы встречаетесь раз в неделю, чтобы отдохнуть, на самом деле делает вас еще более уставшей, потому что общение с ней – это общение с жертвой, которая постоянно жалуется на свою жизнь. И вы можете замечать множество таких маленьких и больших вещей и экспериментировать.

Заботиться о себе – это навык. Он развивается. В идеале с самого рождения.

Мы понимаем свою значимость, когда нам показывают, как мы важны и ценны, как важно наше тело и наше здоровье, наши эмоции, чувства и желания, когда другие заботятся о нас. И чем больше мы научимся управлять собственным телом, предметами и людьми вокруг, тем больше мы научимся заботиться о себе сами.

Но если что-то пошло не так, вам сейчас 20-30-40 лет и вы не умеете заботиться о себе, это все еще можно развить, потому что это навык. И этот навык – это довольно простая практическая работа, которая является главной задачей для тех, кто кричит на детей.

Домашнее задание № 2

На эти вопросы нужно ответить письменно.


1. Насколько плохо вам должно быть, чтобы вы позволили себе отдохнуть? Нужно описать телесное состояние. Например, у меня должна быть температура, должны ломить кости, чтобы я разрешила себе совсем не убираться в доме. Или, когда я чувствую себя немного уставшей, я прошу мужа приехать и посидеть с детьми, потому что знаю, что если я не отдохну сейчас, то потом точно будет сильно хуже, я уже начну орать на всех.


2. Какие установки о ресурсе и силах связаны для вас с детьми и материнством? Что могла говорить вам ваша мама о том, каково ей быть матерью? Что она не говорила, но вы чувствовали?

Наример:

• Воспитание детей – это бессонные ночи.

• Дети – это труд.

• Дети – это работа, за которую никто не говорит спасибо.

• Воспитание детей – это менее важный труд, чем труд мужчины, который ходит на работу и приносит деньги.

• Мать, которая оставляет ребенка, чтобы сходить на массаж, – кукушка.

• Мы воспитываем детей, что бы в старости было кому подать стакан воды.


Или:

• Дети дают женщине вдохновение.

• С одним ребенком материнство – это легко.

• Мужчина должен участвовать в воспитании наравне с женщиной.

• Воспитывать девочек легче, чем мальчиков.


3. Посмотрите на эти установки и поищите:

1) те, которые противоречат друг другу;

2) те, которые звучат вроде бы позитивно, но вы чувствуете от них напряжение;

3) установки, которые связаны с полом или возрастом;

4) и отдельно те фразы, которые вы легко можете разбить и оспорить их аргументами на уровне ума, но они все равно есть внутри вас, глубже, чем логика.


Вспомните, кто говорил вам это, где вы это слышали, почему вы в это поверили.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День третий Ресурсное состояние

Что нам мешает пребывать в ресурсном состоянии и выбивает из колеи? Одна из важных проблем – это проблема обесценивания. Работает это так. Вы делаете что-то. Например, выдерживаете истерику двухлетки или готовите запеканку. У вас как-то получается. Возможно, очень хорошо, а возможно, запеканка пригорает, а истерику вы в итоге заглушаете мультиком. И в этот момент тихий голос внутри вас говорит: «Ты не справилась. Ты – ужасная мать. Посмотри, как плохо ты готовишь. Вот другие то-то, а ты…» Представьте, что это говорит вам кто-то другой. Захочется ли вам работать на работе, на которой начальнику не нравится вообще все? Как бы хорошо вы ни сделали, как бы сильно вы ни старались, он не заметит ничего, от него не будет ни слова благодарности.

И вот вы играете в такую игру внутри себя. У вас есть критик, который постоянно вас оценивает, и вы при этом вынуждены делать какую-то работу каждый день и по многу раз. Так не работает, что мы можем только бесконечно отдавать. Вы уже поняли это, анализируя свои ресурсы.

Ухаживая за ребенком, мы, например, отдаем физические силы, но получаем какое-то ощущение важности, ценности того, что мы делаем. Мы видим, что ребенок сытый, довольный, улыбается, растет, меняется, и это питает нас. Мы видим результаты своего труда. Так бывает в норме.



Но если мы научены постоянно себя обесценивать, мы разрушаем себя. Мы трудимся, тратим силы, а потом говорим: «Это было неважно». Подсознательно, в следующий раз, мы не захотим делать этот же труд снова. Ведь мы знаем, что результат не будет оценен.

И вот это про то, насколько сильно вы качаетесь на этих «веселых» качелях идеализации и обесценивания. Это о том, как вы рисуете у себя в голове образ идеальной матери, изо всех сил пытаетесь ему соответствовать, а когда у вас не получается что-то небольшое, вы сразу же наказываете себя за это так, как будто бы вы не сделали вообще ничего.

На самом деле это то, что вы не можете делать только по отношению к себе. Если вы постоянно обесцениваете себя, вы так же переносите это на всех. На родителей, на мужа и даже на ребенка. Мама, которая обесценивает себя, стремится к неосуществимым идеалам, и этого же она ждет от окружающих. В том числе от своего малыша. Она может ждать от него тех вещей, которых он просто не способен выдавать в своем возрасте. Для кого-то это выражается тревожностью о том, что он еще не пошел, или еще не заговорил, или не приучился к горшку в полтора-два года. Или беспокойством и чувством неуверенности, которое появляется, когда мама думает, что ее младенец слишком много плачет.

А ребенок – просто младенец. Для него столько плакать – это нормально. Или ребенок – просто двухлетка. И он не статья из книжки, он не приучается к горшку за неделю. Это длинный процесс, зачастую в стиле два шага вперед, один назад. Или подросток с обесценивающей мамой может иметь все четверки в четверти, кроме одной тройки, и она будет думать только о ней и считать это доказательством собственной несостоятельности.

Обесценивающая мама не привыкла праздновать свои достижения и не учит этому ребенка. Она будто все время смотрит не на то, что она сделала, а на то, что она НЕ сделала. И, конечно, когда она так сфокусирована на этом «ничего», на этом пустом месте, она именно так себя и ощущает.

Здесь мы можем подойти к очень тонкому моменту в этой программе. К тому, что все идеальные образы, которые мы себе рисуем, неживые. Ненастоящие. Именно поэтому мы им не соответствуем, ведь у нас есть то, что делает нас живыми, – чувства. И чтобы иметь способность управлять своими чувствами, например, своей злостью, нужно признаться себе в том, что ты неидеальная, и не разрушаться от этого.

Чтобы управлять своим раздражением, чтобы научиться контролировать свои реакции, прежде всего нужно это раздражение в себе заметить и не разрешать ему быть, потому что если у чувства появляется место, оно перестает залезать туда, где ему быть не нужно. Оно перестает вырываться из нас, перестает выплескиваться, потому что мы даем каждому чувству свой отдельный «аквариум». Мы признаем каждое свое чувство и состояние.

Мы разрешаем быть своей усталости. Своей боли. Мы находим место для своей обиды. Для своей гордости. Для своего непонимания. Для своей тревоги. У нас достаточно места для радости, для наслаждения, для грусти. И мы точно больше, чем любые наши чувства.

Домашнее задание

1. Напишите чувства, которым вы обычно не даете места. Чувства, которых вы пугаетесь и из-за которых пытаетесь сделать вид, что у вас их нет, до тех пор, пока они не взорвутся. А после взрыва вы чувствуете вину за то, что с вами это было. Выпишите все эти чувства или состояния. Например, усталость. У вас получится какой-то список. Теперь возьмите бумагу и ручку и начните писать левой рукой (или правой, если вы левша) простые фразы: «Я признаю свою усталость, я замечаю свою тревогу». И пропишите так весь список, наблюдая за тем, что вы испытываете в теле.


2. Проведите полную ревизию своей жизни. Вам нужно написать о себе максимально подробное досье, как если бы вы были спецагентом. Выкладывать его куда-то не нужно. Сделайте это только для себя. Какой у вас вес, рост, цвет волос, стиль одежды. Разденьтесь перед зеркалом и опишите детали своего тела. Татуировки, шрамы, растяжки, волосы на теле, пигментные пятна. Запишите, какое у вас образование. Какие есть профессиональные достижения. Кем вы работаете сейчас и насколько вы в этом хороши. Какие у вас отношения с близкими родственниками. Что в них хорошего и какие есть недостатки. Напишите все важное и хорошее и то, о чем вам не хочется думать. Заметьте, с какими чувствами вы сейчас прочитали об этом упражнении и с какими чувствами вы будете его выполнять. Чувствами поделитесь в конце книги в заметках. Это важно, и с этим можно будет работать.


3. Опишите образ идеальной матери. Если для вас сейчас актуально поработать с отношениями в браке, то еще опишите образ идеальной жены.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День четвертый Насколько незаменимой вы пытаетесь быть

Сегодня мы поговорим с вами о том, насколько незаменимой вы пытаетесь быть. Это продолжает тему ресурсности и тему вашего стремления быть идеальной. Мы так же входим в новую тему, тему ваших взаимоотношений с близкими.


Один из самых частых запросов от матерей, особенно матерей маленьких детей, – это запрос об усталости.

Женщины разных типов характера формулируют такой запрос по-разному.

• «Я чувствую себя высосанной», «Быт меня сжирает», «Дети меня просто поедают» – так говорят те матери, которым очень трудно выдержать опыт слияния с ребенком.

• «Я просто нереально устаю», «Я будто разрываюсь на части», «Мне кажется, я делаю невозможное количество вещей» – так громко и преувеличенно заявляют женщины, которые очень чувствительны, но им кажется, что их никто не слышит. И единственный способ, чтобы быть замеченной, – это показать очень ужасную, гиперболизированную картинку.

• «Всем нужно мое внимание», «В моей семье никто ничего не может сделать сам», «Все мои родственники эгоистичны и думают только о себе» – так проецируют свои чувства матери, которые не могут заметить подобное в себе. Им кажется, что все вокруг чувствуют или думают то, что, на самом деле, есть в них, но признаться в этом страшно даже себе.



И человеку со стороны решение часто очевидно: раздели дела с другими людьми. Попроси родственников, друзей, найми няню, уборщицу, организуй доставку продуктов, чтобы не ездить в магазин лишний раз, продумай подходящие варианты отдыха для себя, договорись, чтобы несколько раз в неделю у тебя было время для восстановления и своих дел. Рациональное решение есть всегда! На любой размер кошелька и количество дел и детей.

В мире семь миллиардов людей. Кто-то из них точно может вам помочь просто так, а кто-то за деньги, но эти деньги тоже очень понятные, их можно заработать или перераспределить.

Но здесь играет роль не наше рациональное. Здесь в игру вступают совсем другие вещи. Здесь мы сталкиваемся с недоверием к миру. Почему-то нам оказывается стыдно просить помощи. Мы можем не верить, что мир нам вообще что-то даст, или даже бояться, что за саму просьбу нас накажут. Нам может казаться, что другие сделают все не так, а отвечать потом нам, и тогда отпускать контроль страшно. Нам может казаться опасным доверять своего ребенка друзьям или няням. При мысли об уборщице мы сразу начинаем думать о том, что она будет создавать только проблемы или воровать, или нам вообще просто неприятно пускать чужого человека в дом. И все это мы держим где-то вне поля нашей осознанности. Мы не считаем, не продумываем, а сразу ставим крест на возможности делегировать часть дел. Иногда, чтобы вынести эту тревогу недоверия к миру, нам проще сразу обидеться на то, что никто не помогает.

Так женщине, у которой много незамужних или бездетных подруг, может казаться, что все ее бросили и она теперь никому не интересна. Когда на самом деле ей просто стыдно сознаться, что она уязвима и невсесильна, и попросить этих подруг помочь. Если она по-настоящему откроет глаза, может оказаться, что люди просто видели ее закрытость и даже не предполагали, что ей нужна помощь.

Все это связано с тем, что когда-то в детстве в ваших отношениях было больше опыта боли, чем удовольствия, и вы продолжаете изолироваться от мира через то, чтобы все делать одной. Кому-то страшно просить, потому что не хочется быть должником и не понимать, что попросят взамен. Иногда кажется, что заплатить за помощь придется обязательно чем-то очень важным и в самый неудобный момент.

Например, женщины, живущие с установкой, что мужчинам нужен только секс, могут бояться попросить мужа о помощи, потому что не хотят расплачиваться своим телом. И это не про то, что они секс не любят или он им не нужен, а про то, что они становятся должны что-то такое, что не должно делаться по принуждению.

Опыт боли – это опыт отказов и того, как вас учили обходиться с ними. Вы можете замечать это, наблюдая за детьми в возрасте примерно полутора лет. Многим взрослым кажется, что любую просьбу, в которой ребенок слишком настойчив, нужно отвергнуть. Если он истерит и бьется головой об пол, потому что он хочет синенькие колготки, а не красные, родители думают, что, согласившись, они пойдут у него на поводу и воспитают манипулятора, хотя на самом деле это про опыт победы. Это возможность понять, что тебя слышат и что у твоей воли есть сила. Что-то, чего ты требуешь, может быть осуществлено. Тогда в следующей подобной ситуации ты сможешь попробовать кричать уже тише. Ты можешь уже не прикладывать столько сил. Ведь эти твои взрослые, в принципе, имеют способность тебя слышать и соглашаться. И тебе это ясно.

Для многих из нас услышать «нет» настолько пугающе, что мы даже не спросим в ответ «а почему». Мы даже не сделаем попытку вовлечь человека в разговор. Не постараемся объяснить, куда мы хотим сходить без ребенка и почему это важно. Не попытаемся договориться «а давай сегодня ты посидишь с ребенком, а на выходных сходишь с друзьями в баню». Ведь техник переговоров, на самом деле, вагон и маленькая тележка. Есть очень много способов убедить человека в чем-то, при этом оставшись в ситуации, когда в выигрыше оба. Но многие из нас останавливаются на первом «нет» или первом аргументе.

Для кого-то способность делать много вещей хорошо – это единственный путь, чтобы чувствовать себя нужной и любимой. Как будто, если вы не получаете все пятерки в четверти, вами не гордятся. И тогда и правда сложно взять чужую помощь, даже если ее приносят на блюдечках со всех сторон. Тогда ее можно или совсем не брать, или брать, но обесценивать.

Свекровь, конечно, сидит с ребенком, но дает ему мультики. Муж, конечно, делает уроки с дочкой, но слишком долго. Ребенок, конечно, любит няню, но после нее бардак.

Когда мы делали эту программу, следующие два дня выпадали на выходные. Если у вас так совпало тоже, замечательно, если нет, можете отложить это задание до следующего уик-энда или вспомнить свой прошлый. Почему это было для нас важной практикой?

Выходные – это отличное время, чтобы понаблюдать, насколько незаменимой вы пытаетесь быть. Потому что, как правило, выходные – это время для семьи и друзей. Это время без садика и школы. Время, когда все как-то выдыхают и перестают спешить. Это время часто самое трудное для семей с маленькими детьми именно потому, что мы становимся ближе и при этом боимся близости как огня.

Кому-то приходится делить квартиру с мужем и его порядками (или беспорядками), потому что он не уходит на работу. И для вас есть шанс почувствовать свою изоляцию или попробовать выдержать ее, оставаясь в близости.

Кому-то приходится чувствовать, что выходные есть у всех, кроме них, потому что муж имеет право работать 5/2 и едет на шашлыки, а вы нужны детям 24/7. Это хорошее время, чтобы передоговориться.

Для каких-то семей выходные – это поездка к родителям, и это не напитывает, а заставляет напрягаться. И это тоже про навык строить наполняющие отношения и набираться в них ресурса.

Кого-то выходные радуют, потому что приедет мама с помощью, или потому что муж будет рядом с вами и детьми все два дня, или потому что можно выспаться, а не собирать детей в школу и сад. И тогда посмотрите, что из этих радостей можно растянуть на всю неделю.

Предлагаем проанализировать ваши выходные. Постарайтесь не оценивать, а просто замечать, что происходит и что вы по этому поводу чувствуете.

В выходные можете попробовать доделать какие-то задания, если не сделали их. Можете посмотреть, что изменилось за эту неделю и за что вы себе благодарны. Может быть, вы благодарите кого-то еще за все хорошее, что с вами произошло, и тогда разрешайте себе чувствовать, как спадает с вашей души камень. Позвольте себе, чтобы так было всегда.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День пятый О каких потребностях мы кричим

Сегодня мы, наконец, можем поговорить о том, о каких все-таки потребностях мы кричим. Но перед этим спросите себя, пожалуйста, с учетом прошлых дней программы и тех заданий, которые мы вам давали:

• Что изменилось? Чего мне это стоило?

• Каково мне быть в изменениях?

• Каково мне двигаться маленькими шагами, черепашьим ходом, если моя работа такая?

• Каково мне встречаться с большими и резкими изменениями, если они есть?

• В каких местах я больше всего сопротивляюсь и не даю изменениям случиться? Какое лицо у моего сопротивления? Обесцениваю ли я себя, ленюсь или начинаю болеть? Или еще что-то?



Итак, о чем же мы кричим?


1. Мы банально хотим быть услышанными

Некоторые люди, разговаривая с иностранцами, начинают говорить громче и махать руками, чтобы их услышали. Это крайне редко влияет на понимание. Возможно, ребенок и правда не слышит каких-то ваших просьб. Вы повторяете раз, два, пять, а он слышит, только если вы начинаете кричать. И тогда вам стоит знать, как работает детская концентрация. А если честно, то и концентрация любого человека. Нормально делать какое-то дело, думать какую-то мысль или переживать какое-то чувство и не делать больше ничего. Даже если это ковыряние в носу, поедание персика, сосание соски. Даже если это мысль о том, что будет, если засунуть язык в горлышко бутылки. Вам кажется, что ребенок не занят ничем, когда на самом деле он тотально сконцентрирован на чем-то, что не имеет для вас значения.


Возможно, вы привыкли и сами делать пятнадцать дел одновременно. Про вас ли подобные вещи?

• Вы засыпаете, размышляя, что надо сделать завтра.

• Вы занимаетесь сексом, думая, что надо купить новые прикроватные тумбочки.

• Вы слушаете человека, но думаете лишь о том, что ответите ему, когда он замолчит.

• Вы сидите в телефоне, гуляя с ребенком, готовя еду, во время кормления.


И это все неплохо. Жизнь реальна, мы не Будды, мы не обязаны заниматься поисками дзена 24 часа в сутки. Мы, конечно, должны многое успевать, и тогда что-то приходится совмещать и впихивать в ограниченное время. Но вот вопрос: есть ли в наших буднях время, когда мы концентрируемся на чем-то полноценно? Есть ли время, когда мы просто остаемся в себе и в чувствах? А не в планировании или действии? Потому что пока мы не даем себе возможности быть медленными, мы не способны принять это в ребенке.

Так что в следующий раз, когда вы будете говорить что-то ребенку, а он не будет вас слышать, попробуйте заметить это чудо детской концентрации. Попробуйте отважиться на восторг перед той включенностью и жизнерадостностью, которые в нем есть. И вы сможете увидеть, что ему очень важно закончить какое-то дело, прежде чем вы попросите его о чем-то другом.


2. Восстановить свои границы

Крик – это агрессия. Мы можем быть агрессивны, чтобы восстановить свои границы. Если нам кажется, что нас становится мало, наши ресурсы на пределе, наша психика сигнализирует об опасности. И мы начинаем защищаться, отвоевывать свои пределы. Но тогда, если мы кричим на ребенка, мы кричим не по адресу. Ребенок не способен о нас позаботиться. Способны, прежде всего, мы сами.

Спросите себя сейчас. Правда ли я не могу спать больше? Правда ли нет никакой возможности лучше питаться, кушать больше зелени и меньше макарон с мясом? Пью ли я достаточно воды? Гуляю ли я часто? Проветриваю ли квартиру? Делаю ли я себе хотя бы самомассаж? Трогаю ли я себя вообще? Или я в телесном голоде и меня трогают только другие?

Важно понимать, что ребенок и правда мешает вам заботиться о себе. Довольно часто он врывается в ваши планы. И злиться на него в этот момент нормально. Не нужно считать себя плохой матерью за это. Но вот то, как выражать эту злость, – ваша ответственность. И ответ на вопрос «только ли ребенок мешает вам заботиться о себе?», может тоже помочь посмотреть на проблему с другой стороны.


3. Ребенок – это ваше зеркало

Дети могут показывать нам много того, что мы не принимаем в себе. Дети громкие и живые, непосредственные, нестыдливые, они нежные и любят свое тело. Они умеют просить. Они умеют просить многое. Они умеют требовать. Они умеют говорить «нет». Они могут орать, проявляя себя без стеснения. Они глупят. Они наивны. Они иногда неуклюжи. Они слабые и хрупкие. Они уязвимые и открытые. Они умеют любить и умеют привязываться. Они умеют доверять. Они хотят чувствовать физический контакт с мамой. Они считают свою маму хорошей, что бы она ни делала. И все это мы можем не принимать в себе. И когда мы смотрим на ребенка, мы смотрим на то, что есть в нас, но мы это спрятали. Мы бы очень хотели отвернуться и не видеть, но страх вынести это сложнее, чем злость. И тогда мы кричим ребенку: «Перестань быть таким!»


4. Дети могут быть доказательством нашей неидеальности

Например, до тридцати лет я была отличницей, получила красный диплом, меня хвалило начальство, я висела на доске почета, а теперь я мама и никаких норм, ГОСТов и оценок нет.

И тогда ребенок об этом мне круглосуточно свидетельствует. «Смотри, ты родила не сама, а через кесарево. Смотри, ты не смогла кормить грудью или тебе это не нравится. Смотри, я болею, а ты не можешь меня вылечить прямо в эту минуту. Смотри, я у тебя не сплю, а у твоей подруги ребенок спит».

Если женщине важна оценка окружающих, материнство может стать для нее невыносимо тяжелой работой, потому что делать надо и правда очень много, но этого часто никто не видит. Никто не выдает медалек. И тогда ребенок злит такую маму.


5. Злость на других

На ребенка мы можем сливать то, что предназначалось не ему. То, что предназначалось мужу, родственникам, людям в Интернете, врачам в поликлинике. Там нахамили, обидели. Но мы по какой-то причине не смогли ответить. Мы испугались, растерялись, не нашли слов, привыкли не отвечать. А заряд никуда не делся, и поэтому он размещается зачастую в единственных безопасных отношениях – в отношениях с ребенком. К сожалению, дети и правда это выдерживают. Если это происходит регулярно и мама вымещает свою агрессию на ребенка, то ребенок становится маме родителем, то есть роли меняются. Но единственный инструмент, который у ребенка есть, это он сам. И поэтому, чтобы маму в этом месте удовлетворять, ему приходится ломаться в каких-то моментах.

Такой ребенок со временем может стать удобным, услужливым, очень по-взрослому рассуждающим. Он может обсуждать вместе с мамой других людей раньше, чем она сама заметит, что на них злится. Ребенок может много врать, это станет его способом выдерживать реальность и неадекватность мамы. Ребенок может болеть, и зачастую это какие-то системные заболевания, связанные с иммунитетом, с гормонами, с кожей. И чтобы к этому не прийти, нам нужно развивать две вещи. Во-первых, осознанность, чтобы уметь замечать, на кого мы реально злимся. А во-вторых, зубастость.

Если вы бесконфликтная, если вы никогда не кричите на других людей, если вы молчите и не отвечаете своей маме, если вы всегда слушаетесь свекровь, даже если не согласны, если ваш муж вас оскорбляет, а вы молчите и не реагируете, то вам нужно научиться отвечать. Вам нужно почувствовать, что вы можете ответить. Потому что вы взрослая. Потому что вы имеете право отстаивать свою точку зрения. Потому что с вами нельзя так обращаться, даже если вы не правы. И для этого вам нужно заметить, что вы большая. Что вы взрослая. Вы больше не ребенок, на которого можно скидывать все, что угодно. И со своим ребенком вы так делать тоже не будете.


6. Ребенок будто вытягивает из мамы крик нарочно

Очень часто наши дети начинают хулиганить, вести себя неудобно для нас, когда им не хватает внимания. И во многих семьях «отлажена» такая модель. Веду себя хорошо – мама делает свои дела и не обращает внимания. Соответственно, чтобы внимание привлечь, надо делать что-то заметное, выбивающее маму из эмоционального отсутствия. Только вот реагирует мама странным образом – она кричит. Но для ребенка это, на удивление, ощущается безопаснее и приятнее, чем игнорирование. Это такая перевернутая форма близости, если говорить упрощенно.

Если это про вас, то посмотрите, как много качественного времени вы даете ребенку. Как много вы присутствуете при ребенке. Возможно, вы сидите с ним целый день, кормите, гуляете, но не вовлечены при этом, не находитесь в контакте. И вам кажется, что вы никуда не уходили, а для ребенка вас не было большую часть дня.


7. Воспитать, установить дисциплину

Часто люди, особенно старшего поколения, говорят так: «Если вы не будете его ругать, он у вас вырастет невоспитанным». Или: «Мальчику необходима дисциплина!» Или еще хуже: «Даже в Библии написано, что, если любишь, надо наказывать».

Давайте говорить прямо. Ребенку и правда нужны границы, дисциплина и воспитание. Правда, что наказания порой необходимы. Но крик – это не наказание. Крик – это не воспитание. Крик – это невозможность родителя сдержать свои эмоции. Такое поведение не дает опоры ребенку, в такой форме он не способен уловить правильные причинно-следственные связи. Например, если ребенок не убирает игрушки, ему не разрешается достать другие – это понятно, это опора, это ребенку в плюс, хоть он и может быть недоволен. А если мама кричит из-за беспорядка, то ребенок учится не создавать чистоту, а заботиться о своей безопасности через то, чтобы маме нравится. Он запоминает не то, что вы хотите ему дать. Разве на такие правила в вашей семье можно опереться? Или же это то, что всех мучает?


8. Отказать в помощи

Это про тот крик и то раздражение, которое возникает зачастую в ответ на крик, плач, боль или истерику ребенка. Вне зависимости от того, младенец он или подросток. Мы можем испытывать такое раздражение, когда не ощущаем себя достаточно взрослыми. Взрослый в любом случае способен справиться с любыми эмоциями ребенка. А если это не так, то нам нужно искать те места, где мы инфантильны, где мы не дозрели. И начать можно с того, чтобы повспоминать, как вам в детстве оказывали помощь, часто ли вы ощущали, что ваши чувства, ваши слезы, ваша боль важны.

Домашнее задание

Напишите, какие из этих пунктов вам откликнулись, но не останавливайтесь только на том, что: «Да! Это точно про меня!» Поскольку мы говорили о потребностях, важно понимать, что только на определении потребностей останавливаться нельзя. Просто понимать, что я хочу есть, недостаточно. Даже понимать, что именно я хочу съесть, тоже недостаточно для того, чтобы перестать быть голодным. Нужно встать, дойти до еды и начать ее есть. Поэтому ваша задача – расписать, как вы теперь будете удовлетворять те потребности, которые вы сегодня обнаружили.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День шестой Цели и задачи материнства

Что же такое «достаточно хорошая мать»? Достаточно хорошая мать – это мать, которая выполняет три родительские задачи. Она дает ребенку сытость, успокоенность и защищенность. Все. Всего три, и вы уже «достаточно хорошая мать». Это все, что вы действительно должны дать своему ребенку, если хотите, чтобы он вырос здоровым во всех смыслах.

Как вы понимаете, с этим не согласен современный масс-маркет и история постсоветского пространства. Очень сложно продать женщине развивашки для восьмимесячного малыша, если она знает, что растить гения не входит в ее задачи. Но есть концепция, что ребенок ничтожен и что его нужно исправить, чтобы он стал человеком. В таком случае задачей матери становится переделывание ребенка. Сделать его взрослым с помощью определенных усилий как можно раньше, дать ему хорошее образование, отправить его на какой-нибудь спорт, чтобы там он достигал определенных наград, регулировать круг его общения и даже выбирать спутника или спутницу жизни. Это очень давняя история. В Средние века, например, природу детей считали демонической, дьявольской, и поэтому часто предлагалось воспитывать детей жестко, чтобы вытравить из них это нехорошее и тем самым превратить их в нормальных людей.



Многие из нас остаются в Средневековье по сей день, хотя эта концепция разбивается об очень простые факты. Например, простейшие эволюционировали до млекопитающих. А если и это сомнительно для вас, то человек рождается абсолютно беспомощным, а к двум-трем годам при любом стиле воспитания уже довольно хорошо может заботиться о себе, ходить, говорить, перемещать предметы, строить что-то. В нас генетически заложено развиваться. Человеческое тело меняется и растет. Социум меняется и обновляется. Даже времена года сменяются. Сама природа не оставляет человеческого детеныша без кризисов, в которых он может измениться, развиваться и созревать.

И тогда родитель должен оставаться в этом изменяющемся мире опорой и создавать ребенку внутри семьи тот ресурс, который можно брать, которым можно напитываться и с которым можно идти в этот большой мир. Если видеть, как мир ежедневно дает нам призывы к развитию, то родитель может снять с себя эту задачу. Он может прекратить создавать ребенку лишние кризисы и только создавать питательную среду. Возвращаясь к тому же образованию: ребенок, воспитанный в стабильной и теплой семье, которая насыщала, успокаивала и защищала его, способен сам найти дорогу к тому, чтобы выбрать и получить образование, профессию и место в жизни, даже если у родителей на это не было денег или родители сами были без образования.

Задачи материнства

• Защитить от жестокого учителя вы обязаны, а отправить учиться в МГУ или в любой другой престижный вуз – нет.


• Успокоить, если ваш ребенок разбил коленку, вы обязаны. Вынести ему мозг, чтобы он не бегал и коленок в принципе не разбивал, – нет.

• Успокоить, если у кого-то есть новый планшет/синяя машинка/шоколадка, вы обязаны, а купить такую же – нет.

• Если ребенок хочет куда-то пойти или что-то купить, вы, как родитель, должны слышать и уважать его потребности, говорить о них, но удовлетворять их все – не обязаны.


• Сделать так, чтобы ребенок покушал и его питание было здоровым, вы обязаны. Но чтобы у вас каждый день был обед из трех разнообразных блюд – нет.


• Успокоить ребенка, когда он видит вашу ссору с мужем, вы обязаны. Не ссориться с мужем – не обязаны.


И самое главное: все эти родительские задачи вы не обязаны делать в одиночку. Можно привлекать сколько угодно помощников.

Спросите себя, какие примеры из вашей жизни всплывают. Что вы не должны своему ребенку? Давайте сегодня в течение дня будем обращать внимание на то, сколько лишних движений мы делаем в сторону ребенка. Можем ли мы перестать их делать и попробовать просто быть рядом с ребенком? Можем ли мы не убеждать ребенка убираться, есть, делать уроки, учить буквы? Можем ли мы не убеждать плачущего в истерике двухлетку, что он не прав, а просто быть рядом с ним, обнимать его или просто сидеть рядом и слушать его? Это про задачи, про ваш родительский функционал. Про то, что вы должны ребенку.

Цели материнства

А теперь поговорим про цели материнства. Про то, зачем вы стали мамой. Про то, как вы в этом реализуетесь. Про то, насколько вы в этой реализации успешны.

Стать из просто женщины мамой – это очень важный жизненный переход. Это кризис, в котором нам нужно вырасти, измениться, научиться новому, сбросить лишнее. И этот кризис происходит одновременно и с нашим телом, и с нашей психикой, и с нашим партнером, и с нашей большой семейной системой. Особенно важно правильно пройти этот кризис с первым ребенком. С последующими тоже будут новые задачи, тоже многое будет меняться, но именно первая инициация в саму материнскую роль определяет наше самоощущение себя как матери.

Любой кризис (изменение системы) проживается хорошо, если прожита утрата. Если всем чувствам дается свое время и место.

Подумайте, какие утраты случаются у женщины, которая узнает, что она беременна.

Это и тело, ведь оно изменится и больше не будет девичьим, оно станет телом роженицы, кормящей матери, оно изменит форму и состояние.

Это образ жизни, который вынужденно станет более спокойным и медленным. Как бы мы ни старались, как бы ни пытались начать ездить с ребенком в путешествия со второго месяца или продолжать работать, ребенок возьмет свое.

Это отношения с мужчиной, ведь вы больше не вдвоем, и это особенно тяжело для тех пар, которые были в слиянии, которые все делали вместе, которые привыкли наслаждаться только друг другом.

Это отношения с родственниками, ведь теперь перед вашими родителями вы отвечаете за их внука. Немножко покрутите это в голове. Теперь у вас отношения не только с ними, теперь вы посредник в отношениях между ними и ребенком.

И все это значимо и необратимо.

Важно! Переживать утрату – это не значит обязательно рыдать, быть в депрессии, не хотеть ничего делать, не хотеть радоваться. Если для вас слово утрата ассоциируется с негативом, это как раз и может значить, что тема для вас табуированная, что вы этого делать не умеете, не привыкли. Например: «Какое еще горевание, если у тебя будет ребенок? Ты что, не любишь своего ребенка? Ты что, ненормальная мать?» А это вообще никак не связано. Это о том, что чувства у нас разные, и если мы делаем вид, что каких-то чувств нет, если мы их не замечаем, если мы пытаемся только радоваться, тогда у нас жизнь меняется на 180 градусов. Эти чувства лезут, куда не надо, и создают избыточное напряжение в системе, которое выливается через крик.

Возможно, ваше нежелание помогать своему ребенку или выдерживать его поведение и разные эмоции, ваше фоновое нескончаемое раздражение – это просто непрожитая утрата вашего девичества. Вы, возможно, фактически матерью стали, а принять это на всех уровнях еще не смогли. Даже если вашему ребенку уже десять лет. Даже если у вас трое детей. Хотя, как показывает практика, женщинам с тремя и более детьми становится проще, потому что начинает работать принятие своей роли.


У многих в этом месте сразу возникает вопрос: «А что делать?» или «Все понятно, но что же все-таки делать?»

Домашнее задание

Давайте о конкретных действиях и практиках мы поговорим отдельно, а сейчас попросим вас дать место чувствам, порефлексировать, повспоминать:

• Как вы стали матерью?

• Как вы к этому готовились?

• Принимали ли вы советы от старших женщин и подруг?

• Чего вы боялись и как вы с этими страхами обходились?

• Как прошли или проходят первые три месяца после родов? Было ли это похоже на «четвертый триместр» и донашивание ребенка, закрывали ли вы роды в это время? Или это было «качала пресс на пятый день в роддоме и вышла на работу через два месяца»?

• Как прошли ваши роды? Было ли в родах что-то, чем вы остались недовольны? За что вы обижены на врачей?

• Можете ли вы отделить все это от отношений с вашим ребенком? Свои процессы от него, маленького, не отвечающего за это?


Особенно важно это сделать женщинам, которые:

• не планировали ребенка;

• думали про аборт, но приняли решение рожать;

• забеременели, чтобы их взяли замуж;

• забеременели, чтобы у детей была идеальная разница в возрасте;

• долго не могли забеременеть;

• делали ЭКО или лечились, прежде чем забеременеть;

• переживали замершую беременность или выкидыш;

• родили ребенка от женатого мужчины;

• живут с родителями.


Заданий на сегодня много, но мы целенаправленно не делим эти две темы на разные дни. Если вам трудно и хочется дать себе больше времени на это, пропустите день, но держите в фокусе и задачи, и цели материнства.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День седьмой Отношения с мужем

По-хорошему, этой теме можно посвятить несколько дней. Намеренно сделать паузу и отдельно исследовать каждую из тем, которая вас затронет. Давайте начнем с того, что во время проведения подобных программ поступает очень много жалоб на мужей. Эта тема высветилась в нашем онлайн-марафоне с самого первого дня. Есть много претензий к мужчинам, зачастую обоснованных. И от многих жалоб фонит ощущением безвыходности и безнадежности.

Если это про вас, давайте повспоминаем, как и почему вы оказались в этом браке. Почему вы выбрали этого мужчину? Вы согласились на брак или предложили его сами? Ответьте себе честно. Лучше запишите это от руки и прочитайте сами или поделитесь с кем-то, кому доверяете, – это будет большим шагом к тому, чтобы принять реальность такой, какая она есть. Не бойтесь увидеть себя в каком-то месте корыстной, незрелой, недальновидной. Очень многие из нас вступают в брак, потому что надо, потому что «часики тикают», чтобы убежать от родителей или чтобы отомстить другому мужчине. Кто-то вступает в брак, потому что случилась беременность. Кто-то потому, что девочкам с детства рисуют красивую сказку о том, что главная мечта всей жизни – это белое платье. Есть много нелицеприятных причин, которые, тем не менее, однажды были для нас очень важны. Тогда, когда мы делали выбор. Если вы увидите их, то вы дадите себе возможность построить в этом браке что-то еще.


Например, главной причиной поскорее выйти замуж у одной женщины было желание убежать от родителей. Когда мы проработали с ней эту тему, выяснилось, что огромное количество претензий к мужу, зачастую на пустом месте, было связано с тем, что она просто заменила родительскую фигуру на него. Теперь она зависела не от родителей, а от мужчины. Злиться на него было проще, потому что на маму с папой злиться в нашем обществе нельзя, а на мужа уже разрешается. Но проблема не решалась, не было удовлетворения, поскольку она все же предназначалась не мужчине. Прояснив для себя это, женщина смогла увидеть мужчину как мужчину, начать знакомиться с ним заново и заново понимать для себя, зачем ей вообще нужен брак и хочет ли она строить его именно с ним.

Загрузка...