Почему происходят срывы? Я уже бегло касался и этой темы в прошлой работе. Но тут хочу рассмотреть все с позиции эволюции и психологии. Думаю, многим при понимании работы этого механизма станет немного проще отказаться от срывов и легче придерживаться рациона. А.А. Ухтомский сформировал принцип доминанты более ста лет назад. И этот принцип лежит в основе всех механизмов влияющих как на срывы с диеты, так и на ее строгое соблюдение. Тут не обойтись без психотерапии. К ней я успешно прибег изучив работы А.В. Курпатова, который подробно описал все законы мозга в одноименной книге. Давайте раскроем тему подробнее.
На этом этапе следует разобраться, что же такое эта самая доминанта. И я немного прибегну к физиологии нашего мозга, чтобы было понятнее. В нем происходят одновременно все возможные вычислительные операции по контролю тела. Вы осознаете лишь малую часть из вашего мышления, в том числе некие чувства вроде голода. Луч внимания и сознания довольно скромен – всего три объекта в единицу времени вы можете им охватить. В то время, как мозг занят гораздо большим количеством операций (та же дефолт система может обрабатывать в среднем до ста пятидесяти объектов).
Когда происходят эти самые вычисления, в мозгу передаются так называемые электрические импульсы между нейронными ансамблями, которые отвечают за те или иные мысли. И вот в какой-то момент у вас падает сахар в крови. Направляются импульсы к центрам, призывающим вас поесть. В тот же момент у вас есть потребность в том, чтобы выглядеть стройным и подтянутым. Этот импульс входит в другие нейроны. И тут же возникает желание обожраться до отвала, и спорное с ним желание умеренно перекусить или вообще отложить прием пищи. И помимо этих споров в голове могут происходить еще десятки дискуссий – оценка места, где вы находитесь, необходимость пойти в туалет, концентрация на входящей информации и т.д.
В итоге побеждает какой-то один центр, тот в который ток поступает больше и чаще. И если вы были приучены к тому, чтобы объедаться, то вы пойдете и будете кушать, пока живот не наполнится до отказа. Если вы привыкли кушать умеренно, то это и произойдет, если научены осознать, что есть нужно строго в отведенное время по порциям, то сделаете так. Именно потому, что в вашем мозгу анатомически установлены такие связи между нейронами. В буквальном смысле для переоформления вашего привычного поведения вам потребуется физически изменить мозг, нарастив новые шипики между нейронами.
Победившая доминанта захватывает весь ваш мозг и направляет его мышление преимущественно на решение этой задачи. Тогда вам кажется, что если в не поедите, то не уснете, без пиццы фильм не интересен, а компания друзей без тортика вовсе не та, что с ним.
Доминанта формируется под воздействием ряда внутренних, но в том числе и внешних факторов. Например, вы привыкли, что в десять вечера, нужно есть пару эклеров. Тогда к этому времени у вас будет вырабатываться динамический стереотип (привычка), который потянет туда – на кухню. Или же кухня сама по себе является ассоциацией с тем, что нужно обжираться. Как только вы туда зайдете, контроль над собой будет потерян мгновенно. Так один фактор запускает сложный механизм, где начнется борьба нейронных ансамблей, в которых победит тот, что чаще использовался.
Иногда сильный стресс, вроде заболевания сахарным диабетом, способен моментально переключить вас с желания обжираться на правильное питание. Но и такие стрессы не всегда работают. Настройки у каждого разные, и не у всех выпадает так, что стресс решает. Да и не можем же мы все взять и получить по команде какой-то шок, для того, чтобы начать питаться правильно.
Поэтому рассмотрим способы борьбы с доминантой, которую хотим подавить, а также сформировать ту, которая будет нам на руку. Первым следует рассмотреть информационную доминанту. Ее нужно формировать во времени с использованием всех возможных источников информации. Начните с того, чтобы смотреть как можно больше роликов на тему правильного питания, читайте книги и посты об этом. Мотивируйтесь теми, кто прошел этот путь и вызывает уважение. Подпишитесь на них в соцсетях. Обзаведитесь единомышленниками. В общем, любое потребление информации на эту тему поможет напитать нужную доминанту. К тому же вы получите еще и полезные знания.
Второй этап – формирование режима. В разные периоды деятельности аппетит у нас разный. Гормональный отклик на окружающий стресс отличается, поэтому и аппетит пробуждается хаотично. Я рекомендую вам начать со сна. Ложиться и вставать примерно одинаково удобно для вас. И точно также комфортно для себя питаться примерно одинаковыми порциями ежедневно в одно и то же (лично вам удобное) время. На этом этапе формируются опять же привычки, не объедаться и ощущать себя комфортно в течение дня, что снижает стресс от начала диеты. Соответственно, если питание комфортное, то и вероятность срыва минимальна.
И далее уже на третьем этапе вы начинаете ограничивать порции. Не обжираться, а кушать умеренно, в рамках суточной калорийности, разбив заранее эту самую калорийность под удобное вам количество порций. Если привыкли кушать три раза в день, то так и продолжайте, если пять, то оставьте пять, лишь бы вам было удобно. Ключевой фактор – питаться в рамках калорийности, которую высчитали в первой главе.
Стоит не забывать, что наша ДНК формировалась не один миллион лет. А людьми разумными мы стали не так уж и давно, если сравнивать с общей продолжительностью формирования нас, как вида. Поэтому часто в нашем мозгу кроманьонца – над нами преобладают некие механизмы выживания, которые ныне не актуальны, но где-то в глубине прошиты в нас настолько крепко, что могут менять наше поведение и образ жизни без понятных на то причин. Попахивает шизофренией, но в целом мы все ей страдаем в какой-то степени.
Итак, у нас есть три наших базовых инстинкта, которые замерили, изучили и доказали. Первый – выживание – продолжительность жизни. Второй – размножение – желание секса. Третий – социально-иерархический – желание власти и авторитета. Все они заложены в подкорке (древний рептильный мозг) и подают те или иные сигналы в кору мозга, которая в соответствии с культурным воспитанием и наличием того или иного опыта формирует различные желания (читай – доминанты). Тут можно сказать, что желание поесть – это инстинкт самосохранения, а желание быть стройным (то есть контролировать питание) – это половой инстинкт, поскольку переедая вы станете непривлекательны в современном мире и будете отталкивать противоположный пол, что приведет к уменьшению количества (а нередко и качества) половых связей.
Не буду углубляться в строение и влияние на социум наших инстинктов. Кому интересно погуглите А.В. Курпатова. Но расскажу все на примере.
Вы идете в зал, как вам кажется за красивым телом, за кубиками пресса или большими бицепсами, девочки идут за подтянутой попой. Но что скрывается за всем этим образом фитнес-моделей? Ответ очевиден: Секс! Все идут в зал за сексом. Именно этот инстинкт вы прокачиваете и удовлетворяете, когда понимаете, что становитесь привлекательней – здоровей, сексуальней, стройней и т.д. И не тешьте себя иллюзиями о любви к спорту – истинная мотивация в сексуальности. Хотя для ряда людей – это реализация инстинкта власти – получение некоего авторитета. Возможно, они хотят стать уважаемыми за счет больших мышц или умения хорошо драться, если это бойцы. Кто-то же может развиться в этой области как эксперт и стать авторитетным, что позволит ему ощущать некую внутреннюю важность и весомость перед окружением.
Ну и конечно же, часть из этих людей идет в зал для продления жизни (опять же это все на втором плане после секса, если речь идет о подтягивании тела и его прочих трансформациях). Там вы можете оздоровиться, стать более активными и менее больными. В некоторых же случаях – это проявление некоей логичности (если вы конструктор, то есть инстинкт самосохранения у вас доминирует в той или иной своей форме), например, для вас логично, что нужно быть крупного сложения, или что это подходит именно вам для образа, и т.п.
Из того же – инстинкта самосохранения личности проистекают и все наши проблемы с питанием, с ожирением или с похудением. Если мы окунемся в историю хотя бы на пару тысяч лет назад, то заметим, что супермаркетов не было, еды не всегда хватало, а хлеб по тридцать рублей за полкило (почти на полторы тысячи килокалорий – что является более, чем половиной, а часто чуть ли не суточной нормой для среднестатистического человека) не продавался. Еду приходилось добывать. Иногда удавалось поживиться кабанчиком, а иногда неделями люди ели то, что выросло в огороде. Отсюда сформировался инстинкт сохранения калорий – экономии энергии. Именно поэтому многие не могут заставить себя пойти в зал, другие любят вечером полежать у телевизора, третьи вообще ничего делать не хотят. Этот инстинкт формирует лень. И если раньше, чтобы поесть нужно было собраться на охоту, уйти, рискуя жизнью в далекие дали, то сегодня вы просто можете открыть приложение и «Деливери» притащит вам сочные жирные бургеры прямо на диван к телевизору. В этом и есть основное отличие. Калории подешевели донельзя, их стало настолько много и легко получить, что вам иной раз вообще ничего не надо делать. А организм не изменился, он так и предпочитает накапливать и не расходовать лишнее без крайней нужды.
И именно из этого принципа вытекает понимание срывов с диеты и отклонений от нее. Пока вы не перепрошъете свое осознание этой идеи, вам будет очень сложно держаться на силе воли, чтобы недоедать.
Вы начинаете диету – вроде бы успешно и легко проходите первые три дня. Видите результат – вода выходит – вес падает, тело сдувается, все отлично. Но вот вскоре начинается жуткая ломка, не замечаешь, как оказался около витрины с булками и купил пару (десятков). Это ваш инстинкт дал сигнал через подкорку, та направила его в кору, о том, что вы теряете драгоценные калории, что (конечно, ложно – у вас лишь немного сахар в крови упал), а это угрожает телу недоеданием и нехваткой сил. Но вам нет нужды скрываться от дикого зверя. Мы больше не живем в угрозе постоянной войны. С появлением ядерного оружия и систем видеонаблюдения угрозы жизни стало намного меньше. Поэтому, даже если вам немного не по себе при начале диеты – еще не повод срываться и бежать за дешевыми и быстрыми калориями. Именно по этой же причине мы обожаем жирное или сладкое. Там много не усваиваемого жира, идущего напрямую в жир тела, там много быстро усваиваемого сахара, дающего пресыщение, что также просто и быстро наполняет организм энергией. Эта энергия вскоре расходуется (если речь о сахаре в крови) и остается только жирок на животе и попе.