Во время трансляции вручения "Оскар" за не помню какой год впервые увидев цирк "Дю Солей" я была поражена красотой представления и музыкальным сопровождением. За тем в Киеве на Петровском рынке нашлись диски с полными программами выступлений, и тут я удивилась: "Где же все? Все эти собачки, обезьянки! Где они?" Чего-то привычного не хватало, не воспринималось как полноценный цирк, только лишь как одно действие, после которого – антракт, и дальше – обязательно появится с детства знакомая вереница, все дружно на задних лапках: собачки, медведи… Но со временем я привыкла – в этом цирке животных не будет – есть и такое.
Самое интересное в изучении себя это то, что мне никогда и не нравилось смотреть на животных в цирке, разве что какой-то номер с милой собачкой или смышлёной обезьянкой. Совершенно не радовали огромные хищники: львы, тигры, они воспринимались не как "победа укрощающей силы", а как какое-то тотальное изнасилование гордой природной воли. Тут кота не научишь чтоб он добровольно на стол не лазил, а они тигров заставляют в огонь прыгать. Это ж как он должен быть зашуган чем-то другим.
Теперь- случай "из личной практики". Примерно в 2017 мы с ребёнком в Харькове отправились на первое гастрольное представление "Цирк на воде", где на афише красовался симпатичный морской котик.
Когда я покупала билеты на самое первое гастрольное представление, то подзабыла – Юрий Никулин однажды рассказывал: в цирке на первых представлениях всегда всё кувырком: то верблюды задержались в пути, то ящики с очень нужным инвентарём затеряли, то сотрудники не все съехались, то что-то не туда привинтили. То есть нормальная работа аттракциона начинается хотя бы через недельку. Про эту "через недельку" вспомнилось когда на сцену выбрался гвоздь программы – главная звезда с афиши – морской котик. Вышел он, осмотрелся и бультых в воду.
И сколько дрессировщик его не звал, рыбкой приманивал, он никак не реагировал, плавал по кругу, нырял, фырчал. Зрители, конечно, с большим интересом эту картину наблюдали, хихикали. У дрессировщика желваки стали по скулам ходить, хоть он изначально улыбку пытался держать, потому что кому приятно когда три тысячи человек на тебя уставились и хихикают. Выходили другие сотрудники, видимо из тех с кем этот ластоногий артист какие-то дружеские связи поддерживал, но тоже безуспешно, рыбку он ещё издалека хватал, а поближе подплывать ни-ни.
В конце концов представление продолжили следующими номерами, а котик среди них плавал, выныривая где захочется, ни на какую приманку съедобную не променял свой кайф. И среди прекрасных сирен – синхронных танцовщиц выглядывала его мордочка, и во всех подряд других номерах он появлялся, получилось настоящее "весь вечер на манеже". Ребёнок уже решил, что так и было задумано.
Я только за котиком и наблюдала, видимо животное долго с прошлых выступлений не плавало, сидел этот ластоногий морячок в каком-то переносном корыте в тёмном углу, ходил под себя, вот до воды добрался и – пожалуйста – даже на рыбку вкусную не реагировал, устроил полноценную плавательную забастовку (бывают же сидячие, лежачие).
Представление закончилось, котик и после парада- алле всё ещё плавал, зрители покидали цирк, дрессировщик вышел опять ловить своего звездного питомца, и видно было в каком этот человек бешенстве.
Я своему ребёнку сказала: "То, что мы сегодня видели стоит того чтобы купить билеты. Выступления морских животных мы уже неоднократно смотрели и в Ялте, и в Севастополе, и в Евпатории, а вот самолично лицезреть подобный конфуз – полнейший эксклюзив".
Мы выходили из зала почти последними, я остановилась и стала кричать дрессировщику: "Не смей наказывать!" Было страшно за этого милого котика, из дрессировщика просто сочилось бешенство за по его мнению униженность и очевидный за кулисами стёб коллег. Была только одна надежда: котик – не абы кто, а "звезда" и "гвоздь" со всех рекламных роликов этого цирка с конями, ой, то есть на воде!