Предисловие от автора

Дорогие родители!

Уже более тридцати лет я занимаюсь проблемами заболеваний глаз у детей, являясь практикующим рефракционным хирургом-офтальмологом. Вся моя жизнь посвящена лечению детских глазных болезней, плодотворной работе в этой сфере. Меня интересует все новое, чего достигает наука, медицина, промышленность именно в приложении к теме коррекции глазных патологий у детей.

В чем важное отличие детского глазного врача от офтальмолога общей практики? Он работает не просто с детьми, но и с родителями, которым нужны доверительные отношения с лечащим врачом, ведь здоровье малыша дороже всего на свете! Я понимаю, как родителям важно быть уверенными, что малыш выдержит сложную диагностику, что его отвлекут и успокоят, поставят правильный диагноз, проведут операцию с минимальным вмешательством в ткани, в медикаментозном сне, и завершат успешное лечение уверенной реабилитацией. Так, чтобы все было похоже для ребенка на легкую процедуру, хотя на самом деле это тонкий, сложный процесс. Вот в этом я вижу задачу детского глазного хирурга, которую никто иной не выполнит.

Моя обширная практика сейчас уже позволяет судить о том, как много мы теряем в финальном результате не по причине неподготовленности, неумения или нежелания решить проблему, а из-за того, что пришедший к нам ребенок имеет уже сформированный диагноз, развившуюся патологию, которую родители не углядели. Просто потому что не знали, на что именно нужно обращать внимание. Затянули с лечением, опоздали.

Как-то странно в контексте лечения детей звучит «поздний запрос», верно? Что значит затянули с лечением, скажете вы, это же малыш, ему вообще, может быть, только полтора годика, он еще не научился толком ходить, дайте время, и с возрастом все наладится. С этим заблуждением у родителей (которые при этом очень любят своего ребенка, заботятся о нем) я встречаюсь очень часто. Увы, чем дольше затягивать решение о лечении глаз, тем больше вероятность, что зрительная система завершит свое формирование вместе с прогрессирующим заболеванием. Анализируя вопросы, поступающие от родителей в рамках телепередач и личных консультаций, я вижу, что невероятно малый процент взрослых вообще знает сроки, в которые «еще не поздно». Не говоря уже о том, как именно развивается зрительная система у ребенка, как можно лечить то или иное детское глазное заболевание.

Вины родителей в этом нет. Я в этом уверен, ведь иначе вы не взяли бы в руки эту книгу. Проблема в том, что чаще всего на телевидении, в печатных изданиях, в Интернете обсуждаются заболевания глаз у взрослых. К сожалению, детская офтальмология является «падчерицей» офтальмологии общей практики. Именно этот факт побудил меня написать книгу и рассказать вам подробно: что, где и когда нужно делать при болезни глаз у ребенка. Создать навигатор, который поможет вам легко ориентироваться в процессе диагностики и лечения. Сплотить заботливых и любящих родителей единым фронтом в борьбе за ясное зрение своих малышей. Для меня крайне важно, чтобы дети с заболеваниями глаз в нашей стране получали своевременную и, главное, профессиональную, высокотехнологичную помощь, самое эффективное лечение!

Выступая в роли приглашенного эксперта, отвечая в прямом эфире на вопросы телезрителей, я понял, что проблема недоинформированности (и ложной информированности) именно в лечении детских глазных заболеваний приобретает масштабы системной ошибки. И это не связано с нежеланием людей что-то знать – иначе бы они не звонили на передачу, не писали в чат, не задавали бы вопросов на сайте моих клиник. Желание добыть знания есть, но легко запутаться в массе противоречивых источников.

Кроме того, глаз – сложнейшая система, и в физическом смысле (не каждый студент осилит оптику!), и в биологическом. Далекий от медицины человек будет испуган уже первыми страницами специализированной литературы. Причем в российских учебниках раздел о детских глазных заболеваниях – всего лишь подраздел общей, «взрослой» офтальмологии. И это вторая ключевая, системная ошибка информирования!

Лечение детских глазных болезней серьезно отличается от мероприятий в общей практике. Детский глазной врач, детский глазной хирург должны не только досконально знать все о строении глазного аппарата. Важно понимать все этапы взросления ребенка, формирования его зрительного анализатора и пути передачи зрительных импульсов в головной мозг, возрастные особенности развития головного мозга – то есть детскому глазному врачу необходимо быть еще и нейрофизиологом!

Только такой подход помог мне разработать новые современные и прогрессивные методики лечения, которые позволяют избавляться от детских заболеваний глаз, в общей российской практике признанных неизлечимыми. Я горжусь, что мои знания и усилия помогли стать здоровыми и счастливыми тысячам детей.

Еще одна проблема заключается в том, что и практикующие детские офтальмологи, и офтальмохирурги постоянно черпают информацию из передовых источников информации, к которым, конечно же, родители не могут иметь доступа. Например, я как член ассоциаций (американской, европейской, российской) детских офтальмологов и страбизмологов, как сертифицированный для работы с новейшими лазерами хирург, как автор методик по лечению паралитического косоглазия, нистагма езжу на конференции, слушаю докладчиков, имею доступ к результатам исследований, мировой практике других хирургов, записям. Это позволяет мне быть всегда на шаг впереди общепринятых методик, внедрять инновационные технологии в лечении косоглазия, нистагма, амблиопии и других детских глазных заболеваний.

Мое глубочайшее убеждение – хороший врач постоянно должен учиться новому, совершенствоваться в своей работе, не останавливаться на достигнутом. Довольствуясь только запросами из потока, врачи обычной практики упускают возможность выйти на новый уровень результативности. Я же активно внедряю в России не только зарубежный опыт, но и собственные методики и ратую за то, чтобы повышался процент излечений. Чтобы там, где ранее мы достигали коррекции на 20–30 %, в скором будущем ребенок вовсе снимал очки и познавал мир без «костылей и протезов», какими бы совершенными они ни были.

Делается многое. В наши дни с использованием аппарата БОК-1 и других инновационных высокотехнологических методик в 98 % случаев достигается полная реабилитация пациентов с косоглазием.

Можно победить и дальнозоркость – 85 % детей с помощью новых методик лечения избавляются от очков.

Так же как у детей, так и у взрослых:

• в 80 % случаев повышается острота зрения вплоть до полной отмены очковой коррекции у детей с различными видами астигматизма;

• в 99 % случаев возможно полное избавление от амблиопии;

• в 82 % случаев прогрессирующая близорукость приводится к стабильности;

• в 78 % случаев можно полностью компенсировать нистагм при прямом направлении взора, а в остальных его вариациях достигнуть значительных улучшений остроты зрения.

Есть и другие патологии: врожденные аномалии строения глазного аппарата, генетические повреждения, травмы. Их нельзя предупредить, спрогнозировать, но это не означает, что они неизлечимы. Коррекция и даже полное выздоровление возможны в большинстве случаев.

Я хочу донести и до своих коллег, и до вас, родителей, как важна ранняя диагностика! Оценку и мониторинг зрения у ребенка необходимо проводить от момента его рождения вплоть до полного формирования зрительного аппарата. Причем нужно обследовать не только сами глаза, но и работу головного мозга, нервной системы – всех звеньев цепи, позволяющей человеку окинуть мир ясным взором. Скажу больше, ничуть не рано задумываться о зрении ребенка, пока он еще только готовится появиться на свет.

96 % информации о мире ребенок получает через зрение и заслуживает того, чтобы получать ее неискаженной!

Еще я хочу рассказать о том, что не нужно бояться современных методик лечения, например хирургических операций. Сейчас операции на детских глазах в профессиональных учреждениях – малоинвазивные, малотравматичные. В принципе любая хирургия должна стремиться развивать подобные методики и направления, но детская – в особенности!

Я всегда понимал, что детский организм очень хрупок, поэтому стремился изобрести малотравматичные способы лечения ребенка, максимально безопасные для него. Например, я применяю высокочастотную радиоволновую хирургию, которая помогает мягко корректировать проблемы со зрением. Если раньше при косоглазии приходилось глазодвигательные мышцы резать, то сейчас мы их подшиваем, что сокращает период реабилитации малыша после операции.

Родители, столкнувшиеся с заболеваниями глаз у своего ребенка, как правило, не знают этих тонкостей. Вот почему в моей системе детских глазных клиник постоянно публикуются статьи, обучающие видеоролики, памятки. А теперь будет и книга. Все это для того, чтобы заботливый родитель знал, где взять знания о здоровье детских глаз, чтобы диагностика и лечение глазных болезней у ребенка казались родителю не кошмаром, а посильной задачей, которую просто нужно решить с поддержкой профессионала.

Искренне верю, дорогие родители, что вы примете от меня посильную помощь в виде сконцентрированной в этой книге полезной информации: вовремя отведете малыша на диагностику, распроститесь с заблуждениями и суевериями, и наша общая успешная работа над улучшением зрения у вашего ребенка позволит ему смотреть ясным взором в будущее.

Доктор медицинских наук, академик АМТН РФ

Игорь Азнаурян

Загрузка...