Никто не будет спорить, что футбол – самый популярный игровой вид спорта и в мире, и в нашей стране.
По данным исследования Big Count, проведенного по заказу ФИФА в 2006 г., из 38 млн футболистов юноши до 18 лет составляли более 21 млн, профессиональными игроками числились 113 тыс. человек, мини-футболом занимались около 1,1 млн, а пляжным футболом – 33 тыс. спортсменов. Судят матчи 843 тыс. арбитров, а чуть более 4 млн человек – это тренеры, медицинский и технический персонал. (Нового исследования не проводилось, это последние данные, которые можно считать актуальными на сегодняшний день.)
В России, по официальным данным Министерства спорта от 2018 г., футболом занимаются около 2,8 млн человек, а идущими на втором-третьем местах волейболом и плаванием – 2,3 и 2 млн соответственно. В первую пятерку также вошли легкая атлетика (1,8 млн) и баскетбол (1,7 млн). Хоккей на льду оказался в этом списке на десятом месте – им занимаются 600 тыс. человек.
Дарья Исаева / Спорт-Экспресс
1950 г. Стадион «Маракана», Рио-де-Жанейро, Бразилия. Бразилия – Уругвай. 1:2. 199 854 зрителя. Рекорд посещаемости матча до сих пор не побит! Именно после этого поражения сборная Бразилии по футболу больше никогда не играет в полностью белой форме. Национальный архив Бразилии
Вряд ли в ближайшие годы ситуация изменится – скорее, наоборот, успешное выступление сборной России на чемпионате мира по футболу привлечет на стадионы еще больше людей. Миллионы мальчишек по всему миру ежедневно смотрят по телевизору и вживую матчи лучших команд и, естественно, мечтают попасть в их составы. Следствие активного интереса к футболу – высокие телевизионные рейтинги и посещаемость матчей.
Рекорд посещаемости футбольного матча был установлен в далеком 1950 г. Легендарный матч финальной части турнира, в котором встречались Бразилия и Уругвай, проходил на знаменитом стадионе «Маракана», причем команду хозяев устраивала ничья. Но досаднейшее поражение со счетом 1:2 повергло в шок всю страну. На ту игру было продано 173 830 билетов, а общее число зрителей составило 199 854 человека.
Матчи чемпионата мира в той же Бразилии, но уже в 2014 г. посмотрели по телевизору около 3 млрд человек – а это 50 % населения Земли в возрасте старше 10 лет.
Даже у нас в стране, где до проведения чемпионата мира далеко не везде были стадионы с хорошей инфраструктурой, средняя посещаемость матчей премьер-лиги за последние годы составляла свыше 13 тыс. человек – больше ни один вид спорта не собирает такого количества болельщиков. А после ввода новых арен среднее число зрителей в сезоне 2018–2019 гг. составило около 17 тыс. человек. (Более подробную информацию о посещаемости матчей в России и Европе см. в табл. 1 и 2)
ТАБЛИЦА 1
Средняя посещаемость матчей Российской премьер-лиги с 2014 по 2019 г., чел.
ТАБЛИЦА 2
Средняя посещаемость за последние пять сезонов в европейских чемпионатах, чел.
2001 г. Стадион «Лужники», Москва. Под рев 87 740 человек московский «Спартак» громит лондонский «Арсенал» со счетом 4:1 в матче группового этапа Лиги чемпионов. Зрителей не отпугнули ни низкая температура (–10°C), ни сравнительно дорогие билеты. Из личного архива авторов
Самым посещаемым матчем в истории чемпионатов России была встреча ЦСКА – «Спартак», собравшая 26 июля 2009 г. на стадионе «Лужники» 70 тыс. болельщиков, а абсолютным рекордом в новейшей истории стал матч между московским «Спартаком» и лондонским «Арсеналом», который в 2001 г. привел на открытые трибуны стадиона «Лужники» 87 740 зрителей, причем при температуре ниже нуля.
Европейским лидером является Германия: матчи высшего дивизиона в среднем посещает 44 тыс. человек! В Англии этот показатель чуть ниже – 38 тыс., во Франции – 22 тыс.[5]
Неудивительно, что многие дети с самого раннего возраста грезят футболом и начинают играть со сверстниками во дворе чуть ли не с младенчества. И в это время никто не думает о будущей славе – все просто получают удовольствие.
Когда же лучше всего начинать заниматься этим видом спорта?
Ответ однозначный: чем раньше, тем лучше. Как только появилось желание – надо начинать! Футбол – это не только координация, ловкость и скорость, но и социализация, что очень важно в детстве. Можно играть и с четырех-пяти лет. Для этого вполне подойдет компания старшего брата, папы или ровесников во дворе.
В этом возрасте специализированные школы еще не производят набора, но ребенка уже можно отдать в одну из многочисленных частных школ, где он будет заниматься два-три раза в неделю. В больших городах такие школы частично берут на себя функции «дворового» футбола, распространенного в советское время.
Крупнейшие детские коммерческие школы России – «Юниор» и «Чемпионика». В «Юниор» входят более 400 школ, где занимаются более 45 тыс. детей, а в «Чемпионику» – около 350, и посещают их свыше 6000 детей в возрасте от трех лет. Стоимость тренировки зависит от вида абонемента, в среднем от 400 до 600 руб. за одно занятие.
Понятно, что эти суммы доступны не всем семьям и школы есть далеко не везде, но, как мы говорили, для будущих Месси брат, папа и друзья по подъезду могут стать отличной альтернативой частной школе.
Сейчас, к огромному сожалению, игры на улице ушли из жизни детей. Баскетбол, футбол, хоккей во дворах исчезают – их вытесняет виртуальная реальность, в результате чего у дошкольников появляются проблемы с ловкостью, скоростью, техникой игры и соревновательным духом. А именно на эти качества нужно делать упор при начальной подготовке. Кстати, постоянное пребывание в помещении усугубило и другую проблему, на первый взгляд незаметную: выросло число детей с дефицитом витамина D, который в основном вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей. А это и повышенный риск травм, и утомляемость, и целый букет сопутствующих неприятностей.
Отдавая ребенка в частную (да и любую другую) спортивную школу, обязательно узнайте о квалификации тренера (есть ли высшее физкультурное или педагогическое образование, тренерская лицензия) и пройдите медицинское освидетельствование[6].
Однако помните, что в этом возрасте любой малыш параллельно должен развивать навыки и качества, которые обязательно пригодятся ему не только в футболе, но и в любом другом виде спорта. Речь о гибкости, ловкости, координации и умении плавать. В четыре – шесть лет и гибкость, и координацию развить достаточно легко: двух-трех тренировок в неделю по 40–50 минут, проходящих в игровой форме, более чем достаточно, чтобы через полтора-два года при отборе в спортивную школу ребенок имел конкурентное преимущество. Для развития этих качеств великолепно подойдут танцы, акробатика, дзюдо, гимнастика, боевые искусства.
Знаменитый шведский футболист Златан Ибрагимович в детстве серьезно занимался тхэквондо и имеет по этому виду единоборства черный пояс. Он неоднократно говорил, что именно навыки, полученные благодаря тхэквондо, помогали ему на футбольном поле.
К тому же у ребенка во время занятий другими видами спорта могут проявиться способности и интерес именно к ним – возможно, это знак, что ему нужно развиваться в ином направлении, где вероятность проявить себя будет выше, нежели в футболе.
Очень важно дать возможность малышу испытать себя в максимальном количестве видов спорта – дети должны иметь выбор! Заниматься ребенку надо только тем, что нравится ему самому, а не родителям.
Златан Ибрагимович играл за лучшие европейские клубы – «Аякс», «Милан», «Барселону», «Ювентус», «Интер», «Манчестер Юнайтед» – и прославился не только голами и экстравагантным поведением на поле и вне его, но и фантастическими акробатическими трюками, которые помогали ему забивать. После тяжелой травмы коленного сустава он играл в Англии, а сейчас продолжает оставаться «тем самым Златаном» для американских болельщиков, играя за «Лос-Анджелес Гэлакси». Anthony Devlin/PA Images/Gettyimages.com
Возвращаясь к разговору о качествах, нужно заметить, что фундаментальное значение в развитии будущего футболиста имеет ловкость. Она напрямую связана с обучаемостью сложным техническим приемам, без которых невозможно стать профессиональным футболистом. Координационно-моторные способности важны для формирования сложных технико-тактических действий, таких как финты под давлением соперника, на ограниченном пространстве в условиях лимита времени, удары по воротам, передачи и прием мяча.
«Тренерам, работающим в детско-юношеском футболе, мы на протяжении десяти лет твердим, что на первом месте должны быть координация, скоростные способности и работа с мячом. Если все это соединить в игроке, он будет способен выполнять технические приемы на современном уровне. Этому нужно учить. И у нас есть в этом недостатки»[7].
Время до поступления в футбольную академию идеально подходит, чтобы улучшить и координацию, и ловкость. Работу над ними надо проводить практически везде и всегда – специальных условий для этого не требуется.
Отличным способом улучшить ловкость и координационные способности у детей могут стать когнитивные тренировки, которые можно проводить в домашних условиях. Этот вид тренировок очень популярен во многих европейских странах.
Футбольный мини-манеж академии «Чертаново», одной из ведущих в России. При этом школа имеет, вероятно, самую простую материально-техническую базу из всех грандов детского футбола. Дарья Исаева / Спорт-Экспресс
Когнитивные тренировки – это упражнения, которые способствуют развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания. То есть своего рода «зарядка для мозгов».
В идеале развитие каких-либо качеств за счет видов активности, отличных от футбола, должно проходить во всех специализированных школах, но фактически у нас в стране соответствующая инфраструктура и тренерский состав для занятий другими видами спорта есть только в самых крупных академиях. Примером может служить академия «Краснодара», где дополнительным активностям юных «быков» (на гербе клуба изображен бык, и поэтому футболистов тоже часто называют «быками») уделяется большое внимание.
Внеурочная деятельность воспитанников академии «Краснодара» – важная часть подготовки юных футболистов. Помимо ежедневных футбольных тренировок воспитанники развивают свой кругозор в самых разных сферах и областях, достигая при этом определенных результатов.
Кроме изучения школьных предметов юные «быки» в обязательном порядке посещают латиноамериканские танцы и уроки спортивной акробатики, где развивают пластичность тела, которая в дальнейшем помогает им на футбольном поприще. Также неотъемлемой составляющей школьной жизни учащихся являются урок шахмат и шахматные турниры, по итогам которых лучшие принимают участие в сеансе одновременной игры с президентом клуба Сергеем Николаевичем Галицким.
Кроме того, внеурочная деятельность имеет большое значение для «черно-зеленых», и каждый ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора и помогает в развитии интеллектуальных и творческих способностей.
Так, например, на территории академии проходят различные мероприятия, такие как «День школы», «День учителя», «День знаний», «День открытых дверей», «Последний звонок», в которых воспитанники проявляют свое вокальные, танцевальные и актерские таланты со сцены. Стоит отметить, что в 2019 г. учащиеся представили свой первый мюзикл под названием «Волк и семеро козлят», переписанный на современный лад.
Из личного архива авторов
Некоторые мероприятия носят выездной характер, где ребята посещают другие образовательные учреждения города и края, участвуя в выставках и конференциях. Также к таким мероприятиям можно отнести возложение цветов к памятнику жертвам фашистского террора, посвященному победе в Великой Отечественной войне.
В академии регулярно проходят встречи с интересными людьми, тематические концерты и флешмобы, активно развиваются школьные СМИ, воспитанники работают над собственными проектами.
Чаще всего все дополнительные активности отданы на откуп родителям, что нельзя признать рациональным, поскольку это может приводить к развитию перенапряжения и повышенному травматизму – преемственность нагрузок очень важна, особенно в детском возрасте.
Тренировочные программы академий, например, в Голландии включают дзюдо. Это боевое искусство не только учит детей устойчивости в столкновениях и единоборствах, улучшает скорость реакции и укрепляет дух, но и несет важный посыл о том, что развиваться можно только вместе с партнером. Элементы единоборств в подготовке юных футболистов вводят в программу для улучшения координации, чтобы дети учились правильно падать и быстро вставать, не подвергая себя опасности получить травму.
«Наверное, одно из самых важных качеств – координация. Координация превыше всего».
Что касается плавания: пожалуй, уметь плавать должны все, и когда, как не в детстве, этому учиться? Причем займет это совсем немного времени – летних каникул точно хватит. Умение плавать пригодится и в обычной жизни – и как способ досуга, и как отличный способ восстановления после нагрузок, и как средство, позволяющее разнообразить тренировочный процесс.
Простым, но в то же время эффективным способом улучшить гибкость можно считать умение садиться на шпагат: при грамотном подходе для этого потребуется совсем немного времени. Понятно, что все очень индивидуально и не всем суждено сесть на шпагат, но уделять время развитию (и что очень важно – поддержанию) гибкости необходимо всегда!
«Чтобы научить ребенка плавать, хватит 10–12 занятий при условии, что он не боится воды. В случае страха первый месяц придется привыкать к воде».
«На шпагат любого ребенка в возрасте четырех – шести лет можно посадить за один-два месяца, в течение которых он три-четыре раза в неделю будет уделять тренировкам по 30–40 минут – и это можно сделать абсолютно без ущерба для здоровья».
Итак: в четыре-пять лет играем во дворе, учимся плавать, садиться на шпагат, танцуем и обучаемся различным кувыркам. Этого более чем достаточно! При этом следим, чтобы занятия проходили в игровой форме и доставляли ребенку удовольствие.
Перегружать ребенка в этом возрасте нет никакого смысла – с точки зрения развития качеств эффект будет нулевым, а отвращение к спорту может остаться на всю жизнь.
В России ведущие академии начинают набирать детей с шести-семи лет. В более раннем возрасте, как уже отмечалось, набор производят только частные, коммерческие школы. Некоторые академии имеют партнерские программы с дошкольными футбольными организациями, но дети оттуда проходят отбор на общих основаниях.