1.3. ДЕФЕКТЫ ЗРЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ


К сожалению, не все люди видят одинаково, и это основано не только на цветовом воспитании, но и на физическом состоянии глаз. Так, мы все знаем, что существуют люди, которые плохо видят близлежащие предметы, а есть люди, которые практически не видят того, что творится дальше пяти метров от них. Сколько раз вы сталкивались с тем, что у вас и у клиента цветоощущение немного различное, а иногда и диаметрально противоположное? Неоднократно. И во многом это мешало работе. Но наша задача – угождать клиенту, поэтому на время работы с ним приходится жертвовать своим мнением и в какой-то степени принимать цветоощущения клиента за приоритетные. Для этого лучше всего использовать палитру красителя и «на берегу» выяснить, что для клиента является блондом, а что чёрным. Что он считает рыжим, а что золотистым или пепельным. Все эти уточнения только помогут при выборе оптимального и правильного оттенка.



Но чем же обусловлены эти различные восприятия цвета? С какой-то стороны они имеют воспитательную среду, с другой – физиологическую. Воспитательную среду можно всегда изменить и подправить. Физиологическую же практически невозможно изменить и приходится играть по правилам клиента. Условно выделяют пять основных дефектов зрения:

• миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удалённого точечного источника фокусируются перед сетчаткой;

• гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удалённого предмета лежит за сетчаткой;

• астигматизм, при котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось;

• дальтонизм (цветовая слепота), при котором человеческий глаз не различает определённые группы цветов или вообще не видит их, кроме ахроматической шкалы;

• цветовая агнозия, при которой человеческий глаз правильно воспринимает все цвета, но мозг по разным причинам не может правильно различить оттенки этих цветов.


1.3.1. БЛИЗОРУКОСТЬ

Близорукость может возникать по двум причинам. Первая – удлинённое глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Вторая – слишком большая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в одном, и в другом случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза. На сетчатку попадает только фокус от близкорасположенных к глазу предметов, то есть дальняя точка глаза приближается от бесконечности на конечное расстояние. Чтобы скорректировать близорукость, нужно при помощи очков построить изображение бесконечно удалённой точки в том месте, которое глаз может видеть без всякого напряжения, то есть в дальней точке. Для исправления близорукости используются «отрицательные» очки, которые строят изображение бесконечно удалённой точки перед глазом. Близорукость может быть врождённой, однако чаще всего она появляется в детском и подростковом возрасте, причём по мере роста глазного яблока в длину близорукость увеличивается. Истинной близорукости, как правило, предшествует так называемая ложная близорукость – следствие спазма аккомодации. В этом случае при применении средств, расширяющих зрачок и снимающих напряжение ресничной мышцы, зрение восстанавливается до нормы.


1.3.2. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ

Дальнозоркость обуславливается слабой силой оптической системы глаза для определённой длины глазного яблока (либо «короткий» глаз при нормальной оптической силе, либо малая оптическая сила при нормальной длине). Поскольку дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, увеличивается напряжение мышц, изменяющих кривизну хрусталика, то есть глазу приходится аккомодироваться. Но даже и этого бывает недостаточно, чтобы рассмотреть предметы вдали. При рассматривании близко расположенных предметов, напряжение ещё больше возрастает: чем ближе предметы к глазу, тем всё дальше за сетчатку уходит их изображение. Скорректировать дальнозоркость можно при помощи «положительных» очков, которые строят изображение бесконечно удалённой точки за глазом. У новорождённых глаз немного сдавлен в горизонтальном направлении, поэтому у младенцев обычно небольшая дальнозоркость, которая проходит по мере роста глазного яблока. При небольшой дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе. При средней степени дальнозоркости зрение вдаль остаётся хорошим, а вблизи – ослаблено. При высокой дальнозоркости плохим становится зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.


1.3.3. АСТИГМАТИЗМ

Причина астигматизма лежит либо в неправильной, не сферичной форме роговицы (в разных сечениях глаза, проходящих через ось, радиусы кривизны неодинаковы), либо в нецентричном по отношению к оптической оси глаза положении хрусталика. Обе причины приводят к тому, что для различных сечений глаза фокусные расстояния оказываются неодинаковыми.


При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Может, например, случиться, что для вертикального сечения фокусное расстояние равно нормальному, а для горизонтального – больше нормального. Тогда глаз окажется в горизонтальном сечении близоруким и не сможет видеть ясно горизонтальных линий на бесконечности, а вертикальные будет чётко различать. На близком расстоянии, благодаря аккомодации, глаз прекрасно различит вертикальные линии, а горизонтальные будут расплывчатыми. Астигматизм чаще всего является врождённым, но может развиться из-за операции или глазной травмы.


Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения и головными болями. Исправление астигматизма возможно при помощи цилиндрических (собирательных или рассеивающих) линз. Астигматизм обычно сочетается с другими дефектами зрения – близорукостью или дальнозоркостью, поэтому астигматические очки наиболее часто содержат и сферические, и цилиндрические элементы.


1.3.4. АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

Аномалии цветового зрения – это нарушение цветового восприятия человеческим глазом. Цветовые аномалии зрения бывают ярко выраженными, а могут быть практически незаметными и проявляться только в родственных пастельных оттенках или очень тёмных цветах. Существует два основных вида аномалии цветового зрения:

дихромазия – аномалия, при которой в сетчатке глаза отсутствует один из трёх основных пигментов, то есть красный (протанопия), зелёный (дейтеранопия) или синий (тританопия);

трихромазия (ахромазия) – аномалия, при которой глаз содержит все три вида пигментов, но один из них имеет пониженную чувствительность.


Резонным будет вопрос: а бывают ли случаи, когда человек плохо видит все три цвета? Люди с дефектом синего пигмента в колбочках встречаются крайне редко, так же, как и люди, у которых полностью отсутствует цветное зрение. Полная цветовая слепота проявляется как семейное отклонение с рецессивным типом наследования и встречается у одного человека из миллиона. Но в некоторых странах мира частота появления наследственных заболеваний бывает выше.


Например, на небольшом острове Пингелап, население которого длительное время вело замкнутый образ жизни, среди 1600 жителей было зарегистрировано 23 больных с полной цветовой слепотой – что было результатом случайного размножения мутантного гена и частых родственных браков. Отклонения в цветовосприятии у человека не позволяют утверждать, что человек нездоров. Можно лишь с уверенностью сказать, что этот человек имеет своё собственное цветовосприятие окружающего его мира, отличное от цветовосприятия других людей. Вспомним хотя бы историю. Ведь практически все гениальные люди воспринимали мирозданье, природу и явления, не так, как все. Именно им человечество обязано новым открытиям и изобретениям.


Цветослепые на один цвет и люди с пониженным цветовым зрением воспринимают краски вокруг иначе, чем обычные люди, но часто не замечают своего отличия от других. Не замечают его иногда и окружающие. Происходит это потому, что люди с аномалиями цветового зрения с детства учатся называть цвета обыденных предметов общепринятыми обозначениями. Они слышат и запоминают, что трава – зелёная, небо – синее, кровь – красная. Кроме того, они сохраняют способность различать цвета по степени светлотности.


Протанопия (от греч. протос – первый, так как красный условно считается первым цветом) – нарушенная способность видеть красный. Такая генетическая мутация встречается чаще других. Люди с протанопией, глядя на красные предметы, видят их коричневыми, тёмно-серыми, чёрными, реже тёмно-зелёными. Зелёный же они воспринимают как светло-серый, жёлтый или светло-коричневый.


Дейтеранопия (от греч. дейтерос – второй) – патология в зелёной области спектра. Вместо зелёного человек с дейтеранопией видит светло-оранжевый или розовый, а красный воспринимает как коричневый.


Тританопия (от греч. тритос – третий) – позволяет видеть красный и зелёный со всеми их оттенками, которые замещают синюю часть спектра. Неспособность воспринимать синий и фиолетовый не единственный дефект при тританопии – патология затрагивает функционирование палочек и приводит к отсутствию сумеречного зрения.


Иногда природа компенсирует невозможность видеть один цвет более тонким восприятием другого. Например, люди с протанопией различают больше оттенков зелёного, чем это возможно для полноценного трихроматического зрения. По статистике самым распространённым дефектом является дефект красного пигмента в колбочках. Проблемы с красно-зелёным пигментом имеют только 8% белых мужчин и 0,5% белых женщин, три четверти из них – аномальные трихроматы.


Наличие и степень выраженности аномалии цветового зрения определяются при помощи специальных полихроматических таблиц Рабкина. Каждая таблица состоит из множества цветных кружков и точек, одинаковых по яркости, но несколько различных по цвету. Человеку с аномалией цветового зрения многие из этих таблиц будут казаться однородными, а человек с нормальным цветоощущением разглядит цифру или геометрическую фигуру, составленные из кружков одного цвета.


1.3.5. ЗРИТЕЛЬНЫЕ АГНОЗИИ

Зрительные агнозии – расстройства зрительного гнозиса, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).


Выделяют шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса, а именно:

предметная агнозия, когда больной, правильно оценивая отдельные элементы изображения, не может понять смысл изображения объекта;

лицевая агнозия, когда больной не различает человеческие лица;

оптико-пространственная агнозия, при которой больной плохо ориентируется в пространственных признаках изображения;

буквенная агнозия, когда больной, правильно копируя буквы, не может их читать;

цветовая агнозия, когда больной различает цвета, но не может сказать, какие предметы окрашены в данный цвет;

симультанная агнозия, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, вследствие резкого сужения возможности видеть целое.


Форма нарушения зрительного гнозиса связана как со стороной поражения мозга, так и с локализацией поражения внутри «широкой зрительной сферы» конвекситальной коры затылочных и теменных отделов мозга. Цветовая агнозия также представляет собой самостоятельный тип зрительных гностических расстройств. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефекты цветоощущений). Цветовая слепота и нарушение цветоощущения могут иметь как периферическое, так и центральное происхождение, то есть быть связанными с поражением как сетчатки, так и подкорковых и корковых звеньев зрительной системы. Известны нарушения цветоразличения, связанные с поражением НКТ и затылочной коры (17-го поля), что указывает на существование в зрительной системе специального канала (или каналов), предназначенного для проведения информации о цвете объекта.


Цветовая агнозия, в отличие от нарушений цветоразличения, является нарушением высших зрительных функций. В исследованиях описаны нарушения цветового гнозиса, которые наблюдаются на фоне сохранного цветоощущения. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определённым предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, ёлки и т. д. Больные не могут назвать предметы определённого конкретного цвета. У них отсутствует обобщённое представление о цвете, и поэтому они не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов, что связано не с трудностями различения цветов, а с трудностями их категоризации.


Известно, что человек воспринимает огромное количество оттенков цветов, но названий цветов (категорий) сравнительно мало. Поэтому в обычной жизни здоровый человек постоянно решает задачу на категоризацию цвета. Именно эта категоризация цветовых ощущений затруднена у больных с цветовой агнозией.


Загрузка...