Здоровое развитие ребенка зависит от эмоциональной связи хотя бы с одним человеком, который принимает на себя роль родителя. Привязанность – научное понятие, но это слово быстро стало общеупотребительным. Однако не только ребенок привязывается к своим родителям, родители тоже устанавливают и развивают эмоциональную связь со своим ребенком. В английском языке термин attachment рассматривает связь со стороны ребенка, а термин bonding – со стороны родителей. А в немецком языке понятие «привязанность» подчеркивает единство двух сторон – родителя и ребенка.
Я хотела бы подчеркнуть, что слово «родители» используется в данной книге в самом широком смысле этого слова. Родители – это те люди, которые постоянно заботятся о ребенке, и этот термин используется не только для обозначения биологических родителей. Понятие «мать» используется для обозначения основного опекуна (особенно в первый год жизни ребенка) по некоторым причинам, к примеру биологическим (грудное вскармливание). Новоиспеченные отцы могут меня упрекнуть в том, что я не часто упоминаю их в своей книге, однако я делаю это для удобства чтения.
Родители дают своему ребенку чувство психологической защищенности, они являются для ребенка источником безопасности. В грудном возрасте психологическая защищенность зависит главным образом от присутствия родителей. Дальнейшее развитие, связанное с расширением познавательных способностей, помогает ребенку постепенно стать эмоционально ближе к родителям и позднее формировать надежную привязанность и в других отношениях.
Дети реагируют на родительскую заботу и внимание, и уже в течение первых месяцев жизни ребенок формирует уверенность в том, что его родители заботятся о нем и признают его потребности, что они принимают и защищают его – так они становятся надежными партнерами по привязанности. Смогли ли родители помочь своему ребенку в формировании надежной привязанности, можно будет понять уже на этапе ползания: дети, уверенные в поддержке своих родителей, не только с любопытством и самостоятельностью покоряют окружающий мир, они также получают удовольствие как от самостоятельной деятельности, так и от общения с родителями. Они гармонично развиваются, менее тревожны, реже плачут и сердятся. Если такого ребенка кто-то обидит, то он, успокоившись возле родителей, снова отходит от них, как только его горе и боль проходят. Такие дети знают, что получат помощь, когда она им потребуется.
Успешные отношения «родитель – ребенок», возможно, лучше всего показаны в сравнении с детьми с ненадежной привязанностью при помощи теста «Незнакомая ситуация». Согласно наблюдениям, годовалые дети часто сталкиваются с тревожными ситуациями. Это ситуации, в которых дети остаются на некоторое время то с незнакомым человеком, то совершенно одни в незнакомой обстановке. Чем сильнее ребенок не уверен, что он находится в безопасности, тем больше он нуждается в успокаивающей близости матери и тем меньше он, по понятным причинам, играет или исследует окружение, даже если протянутая игрушка очень интересна. Можно представить себе весы: на одной чаше исследовательское поведение, на другой – потребность в связи. Чем безопаснее и беззаботнее чувствует себя ребенок, тем больше вероятность, что он проявит свое исследовательское поведение. Чем больше ребенок смущен или напуган, тем меньше он играет и тем сильнее он будет искать поддержку у воспитателя, который сможет дать ему ощущение безопасности, показать, что ребенок защищен, что все в порядке [1].
При тестовых испытаниях ожидалось, что реакции детей во время разделения их с матерью дадут интересующую нас информацию. Однако оказалось, что не менее важную информацию для оценки качества надежной привязанности дали поведенческие реакции детей на воссоединение с матерью.
Мэри Эйнсворт [2] разработала данный тест, чтобы оценить качество привязанности детей в возрасте от года до полутора к своим опекунам. Тест состоит из стандартной последовательности ситуаций – совместное пребывание с матерью и, соответственно, разделение с ней в незнакомой обстановке. Наблюдатели оценивали, как ребенок реагирует на смену обстановки: интересны ли ему игрушки, находящиеся в испытательном центре, проявляет ли он исследовательский интерес или незнакомая окружающая обстановка волнует ребенка и он часто нуждается в поддержке матери. Последнее хорошо показывает частый зрительный контакт с матерью или непосредственное желание быть рядом с ней. Так как в данной ситуации мать находится на некотором расстоянии от игровой площадки, формы поведения ребенка для установления контакта с матерью хорошо видны.
Тест состоит из восьми ситуаций, каждая из которых длится примерно три минуты в зависимости от поведения ребенка – насколько сильно он отреагирует на ситуацию. Здесь важно не переусердствовать.
Ситуация 1: инструктор проводит мать и ребенка в наблюдательный центр.
Ситуация 2: ребенок должен решить, остается ли он возле матери в незнакомой обстановке или будет рассматривать интересные игрушки.
Ситуация 3: через три минуты в комнату входит незнакомый человек.
Ситуация 4: после указанного времени мать выходит из комнаты; в это же время заходит незнакомец.
Ситуация 5: через три минуты мать возвращается обратно.
Ситуация 6: затем мать снова покидает комнату, и ребенок остается один.
Ситуация 7: через три минуты в комнату заходит незнакомый человек.
Ситуация 8: незнакомец покидает комнату, как только возвращается мать.
Каждый эпизод все сильнее смущает малыша, то есть его потребность быть ближе к матери усиливается, желание играть уменьшается, ему становится страшно, особенно когда мать выходит из комнаты и ребенок остается один с незнакомым человеком. Даже после возвращения матери дети, естественно, еще испытывают страх и не уделяют столько внимания игрушкам, как в ситуации до выхода матери из комнаты.
• Типичная реакция детей с надежной привязанностью. Сначала дети заинтересованно занимаются игрушками, разложенными на игровой площадке, иногда подбегая к матери, которая сидит в стороне. Малыши не сразу начинают плакать или кричать, когда мать выходит из комнаты, но выражают протест. Сначала дети зовут мать, но, так как она не возвращается, дети постепенно теряют интерес к игрушкам. Они начинают искать мать и плакать, причем попытки незнакомого человека успокоить детей безуспешны. После того как мать возвращается, дети радуются, подбегают к матери, ищут с ней физического контакта, чтобы успокоиться. Через некоторое время дети успокаиваются и снова начинают играть.
• Реакции неуверенных, стеснительных детей (детей с ненадежной привязанностью) Наблюдалось несколько различных типов поведения.
При так называемой тревожно-избегающей привязанности дети демонстрируют в ситуациях сначала совершенно независимое поведение. Во время игры они не обращают внимания на мать. Даже когда она покидает комнату, дети не обращают на это внимания. Они охотно играют с незнакомым человеком, и им нет никакого дела до отсутствия матери, они также никак не поддерживают физического контакта с матерью. В целом малыши, кажется, хорошо остаются одни и мало обращают внимания на необычную ситуацию. Такое поведение показывает высокую степень самостоятельности, однако это верно только на первый взгляд.
При тревожно-устойчивой (амбивалентной) привязанности матери очень сложно успокоить своего ребенка, так как такие дети не уверены в себе. Малыши очень пугаются, когда оказываются в незнакомой обстановке и теряют контакт с матерью. Они постоянно наблюдают за тем, что делает мать. Иногда мать даже не может выйти из комнаты и оставить ребенка одного, поскольку ребенок, протестуя, вцепляется в мать и рыдает. С другой стороны, он обороняется, и иногда агрессивно и яростно, против того, чтобы его утешали после ухода и возвращения матери.
Мы говорим о дезорганизующей (дезориентированной) привязанности, когда совпадают различные противоречащие друг другу модели поведения, которые зачастую представляют собой сочетание первых двух моделей тревожной привязанности (тревожно-устойчивой и тревожно-избегающей). Например, реакция избегания и сильный протест при разделении с матерью. Или ребенок ведет себя резко агрессивно по отношению к матери, хотя ранее он спокойно играл в одиночестве. Насколько разнообразны способы самовыражения в этой дезорганизующей привязанности, настолько разнообразны и ее причины [3]. Дезориентированный тип привязанности может привести к неврологическим проблемам, а также к жестокому обращению и пренебрежению и, соответственно, другим травматичным или необычным и стрессовым событиям. Поэтому данный тип привязанности упоминается здесь только для полноты описания.
Описание поведения ребенка в тесте «Незнакомая ситуация» не должно пугать вас. Не тревожьтесь, наблюдая за своим малышом, который в гостях слезает с ваших коленей и с любопытством бежит исследовать квартиру вашей подруги. Есть застенчивые малыши, которые просто стесняются в незнакомой обстановке и медленно «оттаивают» – это вопрос темперамента. И если, к примеру, сейчас у вас ребенок-интраверт, вам не нужно бояться, что он останется таким на всю жизнь. Возможно, его просто смущает незнакомая обстановка. Такое поведение не должно указывать на тревожную привязанность.
Для выявления серьезных проблем у детей с различными типами привязанности проводятся другие научные исследования, тест «Незнакомая ситуация» является поверхностным и обзорным. Отметим также: все исследования включали в себя анализ поведения в ходе записанных тестов и наблюдение в домашних условиях, чтобы можно было определить личностные характеристики испытуемых.
Уже в возрасте нескольких месяцев дети различаются по своему темпераменту, это видно по типичным реакциям и стилям поведения, например по тому, насколько бурно дети реагируют на что-либо, легко ли могут адаптироваться к различным изменениям. В младенчестве (грудном возрасте) различают следующие типы темперамента: легкий, тяжелый и средний [4].
Как подсказывает название, настроение у ребенка с легким типом темперамента преимущественно хорошее. Распорядок дня для родителей легко предсказуем, потому что ребенок относительно быстро настраивается на сон и на кормление. У этих детей нет проблем при адаптации к новым людям или меняющимся обстоятельствам, они легко и хорошо привыкают к новому. Около 40 % детей обладают легким типом темперамента, в то время как примерно 10 % детей имеет тяжелый тип темперамента. Для них распорядок дня весьма непредсказуем. Они, как правило, бурно и с возмущением реагируют на новых людей и новые ситуации. Им сложно привыкнуть к каким-либо изменениям. Дети со средним типом темперамента, напротив, в незнакомой ситуации ведут себя застенчиво и робко, но их поведение постепенно меняется, и они реагируют не слишком бурно или негативно. Такие дети составляют примерно 15 % (темпераменты остальных 35 % детей не могут быть четко определены и являются смешанными).
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что уже разработаны различные стратегии, которые помогают годовалым малышам бороться со стрессом.
Тревожно-устойчивая привязанность, при которой ребенок часто тревожно прижимается к матери и не отходит от нее, не позволяет малышу в незнакомой ситуации исследовать окружение, чтобы получить какой-то опыт. Ребенок слишком занят наблюдением за матерью, боится потерять с ней контакт. Такая привязанность ограничивает ребенка, так как он не может исследовать окружающую среду из-за постоянной потребности в привязанности.
Дети с тревожно-избегающей привязанностью сначала показывают хорошие результаты в тесте «Незнакомая ситуация», однако при подробном исследовании оказывается, что они, хотя и не показывают каких-либо потребностей в привязанности, испытывают стресс при уходе матери: на это указывает изменение характера их игры. Физиологические реакции тоже, и более четко, указывают на испытываемый детьми стресс. Стресс определяется по повышенному сердцебиению и увеличению уровня гормона кортизола, который можно измерить, взяв слюну на анализ. С помощью данного метода можно обнаружить степень кратковременного стресса [5]. Однако этот метод определения показателей стресса достоверен только при тревожной привязанности и не эффективен для детей с надежной привязанностью.
Дети с тревожно-избегающим типом привязанности с виду не очень впечатлительны, но на деле это не так. Они не являются и более зрелыми в своем развитии, хотя могут показаться таковыми благодаря своему хорошему поведению. Напротив, они на основе своего прошлого опыта разработали стратегию внешней невозмутимости, чтобы не показывать, насколько они на самом деле взволнованы и как сильно нуждаются в материнской поддержке. Ребенок, у которого нет базовой уверенности в надежности и доступности своей матери, будет чувствовать себя тревожно, как и ребенок с надежной привязанностью, но при этом будет внешне вести себя спокойно и избегать близости с матерью. Кроме того, по такому поведению непонятно, что ребенок испытывает стресс, так что вряд ли он дождется поддержки со стороны окружающих. Дети первого года жизни внешне уже могут не показывать свое горе, хотя психологически они испытывают сильное эмоциональное напряжение.
Еще раз подчеркнем: дети с надежной привязанностью при воссоединении с матерью, ощутив ее близость, могут справиться со своим горем с помощью соответствующих форм поведения. Дети с тревожно-избегающей и тревожно-устойчивой типами привязанности не могут адекватно преодолевать трудности. Поэтому их напряжение выражается уже в возрасте одного года в физических компенсаторных реакциях, что было выявлено при помощи измерения уровня кортизола (при стрессе он повышен) [6].
Дети с надежной привязанностью быстро успокаивались и справлялись с возбуждением в стрессовых ситуациях в присутствии своих родителей. Дети с тревожными видами привязанности не смогли сформировать надежную привязанность со своими родителями и испытывали стресс из-за недостатка эмоциональной поддержки. Они мало исследуют окружающую среду и приобретают меньше опыта. Повышенная частота пульса и постоянно повышенный уровень кортизола в крови показывают, что их стратегия не очень подходит для преодоления стресса, даже если внешне такие дети кажутся невозмутимыми.