Пришвин о Розанове // Контекст-1990. М, 1990. С. 196.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. 1923–1925. М., 1999. С. 309.
Пришвин М. М, Пришвина В. Д. Мы с тобой. Дневник любви. М., 1996. С. 28.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991. С. 28.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. М., 1956–1957. Т. 6. С. 723.
Соколов-Микитов И. С. Из карачаровских записей // Новый мир. 1991. № 12. С. 177.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 63.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 723.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 22.
Пришвина В. Д. Путь к слову. М., 1984. С. 13.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 33.
Пришвин А. С. Вечные строки // Дальний Восток. 1971. № 11. С. 56.
Пришвин М. М. Собр. соч. В 8 т. М., 1982–1986. Т. 8. С. 299.
Вечные строки. С. 56.
Путь к слову. С. 35.
Путь к слову. С. 13–14.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 98.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. 1920–1922. М., 1995. С. 274.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. 1914–1917. М., 1991. С. 180.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 29.3.1928.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 545.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 426.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 530.
Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 712.
«В третьем классе я сказал однажды директору дерзость, за которую меня едва не исключили из гимназии» («Жизнь Арсеньева»). И чуть дальше: «Отец иногда говорил, что я бросил гимназию по причинам совершенно непозволительным в своей неожиданности и нелепости, просто «по вольности дворянства», как он любил выражаться, бранил меня своенравным недорослем и пенял себе за попустительство этому своенравию. Но говорил он и другое, – суждения его всегда были крайне противоречивы, – то, что я поступил вполне «логично», – он произносил это слово очень точно и изысканно, – сделал так, как требовала моя натура». Сам же герой объясняет свое решение следующим образом: «И в мою душу запало твердое решение – во что бы то ни стало перейти в пятый класс, а затем навсегда развязаться с гимназией, вернуться в Батурино и стать «вторым Пушкиным или Лермонтовым», Жуковским, Баратынским, свою кровную принадлежность к которым я живо ощутил, кажется, с тех самых пор, как только узнал о них, на портреты которых я глядел как на фамильные».
В. Д. Пришвина в книге «Путь к слову», впервые публикуя эту запись, называет 1886 год, в шестом томе пришвинского собрания сочинений, где перечислены основные события жизни Пришвина, бегство датируется 1884 годом, и эта хронологическая путаница имеет, как мы увидим далее, весьма важное значение.
Путь к слову. С. 43.
Пришвин о Розанове. С. 163.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 19.
Блок А. А. Собр. соч.: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 621.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 18–19.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 20.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 20.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 20.
Пришвин о Розанове. С. 162.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 274.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. 1918–1919. М., 1994. С. 365.
Вот что Розанов писал в автобиографии в 1890 году: «…через год я окончил курс в университете (Розанов окончил университет в 1882 году, это факт установленный. – А. В.) и, хотя был далек от мыслей об учительстве, самою жизнью был толкнут, как поезд по рельсам, – на обычную дорогу учительства. (…) Когда прошло пять лет, я попросил, чтобы меня перевели из Брянска, так как жизнь моя там была очень несчастлива, и мне хотелось забыть ее или, вернее, в новом городе и людях найти рассеяние от того, что я там испытал. Меня перевели в Елец той же губернии. Здесь живу я 3-й год…» (Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 691). А вот примечание составителя к этой записи: «Летом 1886 года Аполлинария Прокофьевна (Суслова, первая жена Розанова. – А. В.) оставила Розанова, и он, глубоко переживая ее уход, перевелся в 1887 году в Елец» (Там же. С. 806).
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 569.
Налепин А. Л. Книга – это быть вместе // В кн.: Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. С. 8.
Курбатов В. Михаил Пришвин. М., 1986. С. 13.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 114.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 71.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 45.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 15.
Пришвин о Розанове. С. 198.
Пришвин о Розанове. С. 167.
Дворцова Н. П. Творческий путь М. М. Пришвина и русская литература начала XX века. Дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. наук. М., 1994.
Пришвин о Розанове. С. 174.
Замечательно, что уже в наше время известный критик И. А. Дедков, прочитав «Кащееву цепь», записал в своем дневнике: «Чтение «Кощеевой цепи» (так у Дедкова. – А. В.) Пришвина доставляет большое удовольствие; несомненна выработанность и устойчивость стиля, хотя это из ранних (не по возрасту) вещей; интересны типы, нравы, разговоры; несмотря ни на что вызывает расположение Козел (Розанов), или накладывается сегодняшнее знание и уважение к его писательству?» (Новый мир. 2000. < 11. С. 151).
В самом конце жизни Пришвин о том же самом скажет совсем иначе: «Зачем я так неверно писал о падении Курымушки в публичном доме? Я писал о том, как бывает, если не удастся пасть. Но я помню этот восторг, когда удалось!» (21.7.1951) Ср. также у Ремизова в «Кукхе»: «Розанов говорил: когда он первый раз это сделал (…) так на другой день с утра он песни пел» (Ремизов А. М. Кукха. Розановы письма. – Царевна Мымра. Тула, 1992. С. 23).
Пришвин о Розанове. С. 198.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 29.3.1929.
Замошкин Н. И. Творчество Михаила Пришвина // Печать и революция. 1925. Кн. 8. С. 126.
Мамонтов О. Н. Новые материалы к биографии М. М. Пришвина // Русская литература. 1986. № 2. С. 177.
Хотя любопытно, что позднее Пришвин находил в своей неспособности к обучению некий позитивный смысл: «И вот как чудо: многое доставляет теперь счастье потому, что в школу не проходил и вообще скверно учился» (Архив В. Д. Пришвиной. Дневники М. М. Пришвина. 17.4.1926).
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 366.
Курбатов В. Я. Указ. соч. С. 13.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 22.
Цит. по: Николюкин А. П. Розанов. М., 2001. С. 418.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 55.
Пришвин о Розанове. С. 163.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 631.
Цит. по: Розанов В. В. Указ. соч. С. 736.
Путь к слову. С. 47.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 274–275.
Пришвин о Розанове. С. 200.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 460.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 543.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 545.
Пришвин о Розанове. С. 164.
Пришвин о Розанове. С. 206.
Пришвин о Розанове. С. 211.
Пришвин о Розанове. С. 181.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 155.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 39.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 98.
Пришвин о Розанове. С. 217.
Пришвин о Розанове. С. 185.
Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан // Творчество и критика. Пг., 1922. С. 45–46.
Пришвин М. М., Пришвина В. Д. Мы с тобой. Дневник любви. М., 1996. С. 279.
Старорусского (а затем новгородского) протоиерея А. П. Устьинского Розанов необыкновенно высоко ценил: «Как я люблю его, и непрерывно люблю, этого мудрейшего священника наших дней, – со словом твердым, железным, с мыслью прямой и ясной» (Розанов В. В. О себе и жизни своей. С. 43). Пришвин же написал о нем рассказ «Отец Спиридон».
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 119.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 179.
Мы с тобой. С. 57.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 109.
И сегодня именно благодаря плану, сделанному Пришвиным, мы знаем, где находится могила Розанова.
Теперь этот стол украшает экспозицию Орловского государственного литературного музея.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 591.
Поразительна любовь Пришвина к этому неопределеннейшему из всех русских местоимений. В 1933 году в статье «Мой очерк» с подзаголовком «биографический анализ» он напишет: «Начиная от своего первого очерка «В краю непуганых птиц», кончая очерком своей жизни «Кащеева цепь» и книгой «Журавлиная родина», Пришвин занимался исключительно тем, что старался расплавить в каждом своем очерке какое-то трудное что-то». В 1942 году: «…это что-то у Розанова и через него передалось мне, и не по существу, как у него, а по невозможному моему обезьянству» (Пришвин о Розанове. С. 201). А в 1949-м – о Розанове же – «…что-то влечет меня к этому святому мыслителю и порочному человеку (порочен тем, что сказал, о чем нельзя говорить, заглянул, куда нельзя заглядывать)» (Там же. С.207). «Обезьянство» – и есть ключевое слово для характеристики пришвинской зависимости от Розанова. Отсюда и пожизненная задача Пришвина – освободиться от него.
Воспоминания Т. В. Розановой // Русская литература. 1989. № 4. С. 166.
Пришвин о Розанове. С. 179.
Пришвин о Розанове. С. 180.
Пришвин о Розанове. С. 181.
Русская литература. 1989. № 4. С. 170.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 691.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 691.
Пришвин о Розанове. С. 212.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 366.
На самом деле это еще один пример если не сознательной мистификации, то смешения автобиографии и автобиографической прозы. В 1923 году, в одном из набросков к «Кащеевой цепи» читаем: «А он-то – дурак, дурак! – потратил три года неустанного труда и одиночества, чтобы сделаться первым учеником и получить золотую медаль(…)» (Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 38). И если уж совсем точно следовать букве истории, то в училище по успеваемости Михаил Пришвин был пятым учеником, но при этом имел «3» по поведению, и причина столь низкой оценки – «непосещение церковных служб» (Пришвин и современность. С. 203).
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 25.
Путь к слову. С. 53.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 366.
Михаил Михайлович Пришвин // Из Русской думы. М., 1995. С. 185.
Пришвин М. М. Дневник 1936 года // Октябрь. 1993. № 10. С. 11.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 229.
Пришвин М. М. Дневник 1936 года. С. 11.
Путь к слову. С. 57.
Путь к слову. С. 57.
Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». Из Дневников 1931–1952 гг. // Наше наследие. 1990. № 2. С. 68.
Путь к слову. С. 56.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 74.
Пришвин М. М. Дневник 1936 года. С. 11.
Пришвин М. М. Дневник 1936 года. С. 11.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 290.
Путь к слову. С. 60.
Цит. по: Курбатов В. Я. Указ. соч. С. 24.
Образ этого полюса, как некоего идеала, который может быть достигнут, образ реализованной мечты в пришвинской философии чрезвычайно важен. Ср. также дневниковую запись 1905 года: «Фрося говорила, что она всех понимает, но во мне не понимает что-то последнее… И я сам этого не понимаю. Это последнее похоже на северный полюс, куда нельзя добраться. Там, может быть, ничего нет, пустая точка… И мне хочется стать ногой на эту точку» (Пришвин и современность. С. 249).
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 636.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 191.
Путь к слову. С. 66.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 339.
Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». С. 73.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 28.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 11.
Гришунин А. Л. Пришвин, Блок и В. П. Измалкова // Михаил Пришвин и русская культура XX века. Тюмень, 1998. С. 116–120.
Пришвин и современность. М., 1978. С. 256.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 273.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 64.
Пришвин и современность. М., 1978. С. 217.
Цит. по: Бабореко А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917. М., 1983. С. 36.
Пришвин и современность. С. 232–233.
Пришвин и современность. С. 250.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 332.
Пришвин и современность. С. 219.
Пришвин М. М. Дневник 1931–1932 годов // Октябрь. 1990. № 1. С. 177.
Пришвин М. М. Дневник 1931–1932 годов // Октябрь. 1990. № 1. С. 168.
Пришвин и современность. С. 219–220.
Пришвин и современность. С. 212.
Пришвин и современность. С. 254.
Пришвин и современность. С. 254–256.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 136.
Путь к слову. С. 87.
Мы с тобой. С. 24.
Цит. по: Гришунин А. Л. Указ. соч. С. 116.
Гришунин А. Л. Указ. соч. С. 116.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 15.12.1926, 17.07.1927.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. С. 309.
Ср. у Б. Пастернака: «Но на свете есть так называемое возвышенное отношение к женщине. Я скажу о нем несколько слов. Есть необозримый круг явлений, вызывающих самоубийства в отрочестве. Есть круг ошибок младенческого воображенья, детских извращений, юношеских голодовок, круг Крейцеровых сонат и сонат, пишущихся против Крейцеровых сонат. Я побывал в этом кругу и в нем позорно долго пробыл. Что же это такое?
Он истерзывает, и, кроме вреда, от него ничего не бывает. И, однако, освобожденья от него никогда не будет. Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты, являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками – сама природа. И только в их взаимопротиворечьи – полнота ее замысла» (Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М., 1982. С. 221).
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 351.
Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. Л., 1979. С. 654.
Пришвин о Розанове. С. 202–203.
Мы с тобой. С. 156.
Мы с тобой. С. 275–276.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 330.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 171.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 16.01.1927.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 486.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 654.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 537.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 248.
Ср. также: «Сила, создающая горы, через которые река пробивается: сила тяготения, косность масс. Эта же сила тюрьмы, Кащеевой цепи.
Теперь перехожу к анализу силы, которая задерживает осуществление полового акта до такой степени, что человек накаляется и признает святость его (Розанов)» (Архив В. Д. Пришвиной. Дневники М. М. Пришвина. 2.1.1927).
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 24–25.10.1927.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 203.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 266.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 51.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 248.
«До неприятности все близкое (елецкое) и так хорошо написано, будто не читаешь, а ликер пьешь» (Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 176).
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 20.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 336.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 21.12.1926.
Воспоминания о Пришвине. С. 32–33.
Путь к слову. С. 104.
Воспоминания о Пришвине. С. 34.
Путь к слову. С. 103.
Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. М., 1989. С. 443.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 49.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 248.
Воспоминания о Пришвине. С. 39–40.
Продолжу цитату: «…в мечту, за мечту получаются деньги, на которые умелый человек мог бы устроить приличную среднюю жизнь. Получается что-то нелепое: тоска по среднему состоянию и коренное к нему презрение. Впрочем, твой завет бороться с претензиями я постоянно держу в уме». А в 1920-м Пришвин записал: «…из писем создалась литература (личное), а безличное ушло в пол (Ефр. Павл. и дети)».
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 67.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 217.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 364.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 157.
Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан. С. 29.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 30.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 789.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. С. 379.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 7.03.1927.
Ср. у Бунина: «Часто думалось мне за эти годы, будь жив Чехов, может быть, не дошла бы русская литература до такой пошлости, до такого падения. Как страдал бы он, если бы дожил до (…) гнусавых кликов о солнце, столь великолепных в атмосфере военно-полевых судов (…)» (Цит. по: А. Т. Твардовский «О Бунине» // Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести. БВЛ. Т. 140. М., 1973. С. 17).
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 131.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 703.
Воспоминания о Пришвине. С. 67–68.
Цит. по: Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 322.
Воспоминания о Пришвине. С. 67.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 286.
Вот как высказался на эту тему в «Окаянных днях» Бунин: «А какое невероятное количество теперь в литературе самоуверенных наглецов, мнящих себя страшными знатоками слова! Сколько поклонников старинного («ядреного и сочного») народного языка, словечка в простоте не говорящих, изнуряющих своей архирусскостью! (…) Сколько стихотворцев и прозаиков делают тошнотворным русский язык, беря драгоценные народные сказания, сказки, «словеса золотые» и бесстыдно выдавая их за свои, оскверняя их пересказом на свой лад и своими прибавками, роясь в областных словарях и составляя по ним какую-то похабнейшую в своем архируссизме смесь, на которой никто и никогда на Руси не говорил и которую даже читать невозможно».
Ремизов А. М. Кукха. Розановы письма. – Царевна Мымра. Тула, 1992. С. 269.
Путь к слову. С. 145.
Самое интересное, что в том же 1908 году А. Ф. Девриен издал еще одну, первую по времени написания и последнюю в этом издательстве книгу Пришвина «Картофель в полевой и огородной культуре», которую высоко оценили специалисты.
Воспоминания о Пришвине. С. 65.
Ремизов А. М. Указ. соч. С. 252.
Воспоминания о Пришвине. С. 66.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 98.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 97–98.
Ремизов А. М. Указ. соч. С. 254.
Воспоминания о Пришвине. С. 67.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 158.
Контекст-1974. М., 1975. С. 319.
Правда, с изданием все оказалось не так просто. В первых номерах журнала «Русская мысль» за 1909 год удалось опубликовать несколько глав «Града», но летом этого же года Пришвин жаловался Ремизову, что не может найти издателя, и размышлял о том, стоит ли издавать книгу за свой счет, заняв для этой цели деньги у сестры Лидии.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 37.
Замечательно, что к брошенной Гиппиус идее о «Капитанской дочке» Пришвин вернулся много лет спустя: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить, то и другое для меня теперь археология, а Петербург даже и официальное имя свое потерял; моя родина, непревзойденная в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся с ней доброте и мудрости человеческой, – эта моя родина есть повесть Пушкина "Капитанская дочка"» (7.9.1933. Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». С. 64).
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 591.
Ср. у Бердяева: «Мережковский никогда не говорит от я, он всегда говорит от мы» (Бердяев. Новое христианство. Цит. по: Эткинд А. Хлыст. С. 207).
Путь к слову. С. 149.
Пришвин о Розанове. С. 164.
Розанов В. В. Указ. соч. С. 580.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 33–36.
Гиппиус З. Н. Дневники. В 2 т. М., 1999. Т. 1. С. 138–139.
Гиппиус З. Н. Дневники. В 2 т. М., 1999. Т. 1. С. 89–100.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 62.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 67.
Ср. также у Соколова-Микитова: «Широкая известность писателя Пришвина пришла не скоро, первые его книги знал лишь небольшой круг избранных читателей. В те годы гремели иные, забытые теперь писательские имена» (Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 62).
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 20.02.1926.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 475.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 9–10.
Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1965. Т. 5. С. 651.
Русская мысль. 1912. № 5. С. 27.
Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан. С. 26.
Литературное наследство. Бунин И. А. М., 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 461.
Русская литература. 1995. № 3. С. 161.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 34.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 111.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 415.
И со свойственной ему непосредственностью продолжил: «Но в то же самое время упор в жизнь у меня так велик, что в наше время равными себе считаю только Горького и Гамсуна».
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 343.
Булгаков С. Н. Православие. М., 1991. С. 373–374.
Белый А. Начало века. М., 1990. С. 535.
Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество: Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции // Вехи. 1909. С. 29, 42.
Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 164–165.
Пругавин А. Бунт против природы: О хлыстах и хлыстовщине. М., 1917. Вып.1. С. 115.
Александр Михайлович Добролюбов (1876 – год смерти неизвестен) – один из представителей раннего символизма. В 1898 году, после глубокого кризиса, отказался от литературного творчества и «ушел в народ». Много лет Добролюбов странствовал по Руси, жил в разных сектах, пока не основал свою собственную. Его личность интересовала таких писателей, как Л. Толстой, В. Брюсов, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 74.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 74.
Воспоминания о Пришвине. С. 42.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 792.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 204.
Пришвин о Розанове. С. 164.
Позднее, снабдив свою запись знаком NB, Пришвин отметил в Дневнике: «Жизнь писателей того времени в отношении размножения была до крайности болезненная:
1) Белый – импотент 2) Блок – попытка духовного брака 3) Гиппиус – вагизм 4) Философов – педераст 5) Ремизовы – как семьянины – жертвы 6) Розанов – философ пола 7) Карташев – монах 8) Кузмин – педераст 9) Сологуб… Такой очаг творчества» (Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 7.09.1928).
Ср. также: «Я охотно допускаю мысль, что у поющих птиц есть даже какой-нибудь дефект в половых органах, как у многих и многих поэтов» (Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 13.09.1928).
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 6.5.1926.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 40.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 52–53.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 353.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 12.01.1927.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 3.03.1909.
Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 8.02.1927.
Пришвин о Розанове. С. 178.
Архив В. Д. Пришвиной. Ранний Дневник М. М. Пришвина.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 35–36.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 73.
Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 16.
Письма М. М. Пришвина А. М. Ремизову. Вступит. ст., подгот. текста и примеч. Е. Р. Обатниной // Русская литература. 1995. № 3. С. 175.
Литературный архив. Т. 5. М.-Л., 1960. С. 283–284.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 262.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 95.
Русская литература. 1995. № 3. С. 192.
Русская литература. 1995. № 3. С. 192.
Кодрянская Н. Указ. соч. С. 189.
Воспоминания о Пришвине. С. 67.
Иванов-Разумник Р. В. Заветы. 1912. № 8. С. 50.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 157.
«Перипетии отношений моих к М. – целая «история», притом совершенно мне непонятная. Почему-то (совершенно непонятно, почему) он меня постоянно любил, и когда я делал «невозможнейшие» свинства против него в печати, до последней степени оскорбляющие (были причины), которые всякого бы измучили, озлобили, восстановили, которых я никому бы не простил от себя, он продолжал удивительным образом меня любить» (Розанов В. В. Указ. соч. С. 253).
См. также у Пришвина: «Всем известно, что Мережковский влюблен в Розанова» (Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 28).
Бонч-Бруевич В. Д. С. 105.
Дворцова Н. П. Указ. соч. С. 84.
Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 180.
Муромцева-Бунина В. Н. Указ. соч. С. 34.