Милые друзья, читатели знакомые и незнакомые!
Вот и снова мы встретились на книжных страницах. Маленький юбилей: в 2022 году этой книге исполнилось 20 лет. Возраст, по современным книжным меркам, уже не юный. Но еще и не старый, если судить по не иссякающим переизданиям, выкладкам в интернете и вашим отзывам.
Первым, кому книга помогла, был сам автор. Не рассказывал раньше, стеснялся, теперь расскажу. Написал «Приручение страха» лежа на спине, с переломами после автокатастрофы.
На перекрестке, при переезде на зеленый свет, сбоку, невзирая на красный, въехал в меня на полном ходу обкуренный наркоман. Когда мозг вышел из комы и включил Думалку, выяснилось, что думать она может о чем угодно, кроме того, чтобы еще хоть раз в жизни когда-нибудь сесть в авто.
– Ни за что!!!! – надрывно орал, перекрывая все думательные каналы, Внутренний Пациент.
– Та-ак, – сказал Внутренний Доктор. – Травматическая фобия. Дашь волю – может распространиться на все виды транспорта и того более. Страх – дракон, многоголовый дракон Страхон, количество голов, как ветвей у дерева, растет, увеличивается. Готов всю оставшуюся жизнь передвигаться только пешком, а то и вовсе не выходить из дома?
– Н-н-не… Не готов, – промямил Внутренний Пациент. – Мне и ездить надо, и много… А я… Теперь вот боюсь… А вдруг еще какой-нибудь придурок… Придурков много, а жизнь одна…
– Вот-вот, жизнь одна. Отдать ее Страхону – не лучший выбор. Сожрет.
– А что делать?
– Что-нибудь противостраховое, и немедленно. Что угодно. Ты, помнится, книгу какую-то запланировал. На какую тему?
– Про стрессы.
– Страх разве не стресс?
– Стресс. Один из основных видов.
– Вот и пиши про страх. Про разные страхи. Про опыт помогающего, понимание и практику преодоления. Личную. Врачебную. Всяческую.
– Но как? Подниматься, сидеть за столом – нельзя. В кровати менять положение лежа на спине долго еще нельзя, переломы не срастутся.
– А я знаю как! – врубилась вдруг Думалка. – Попроси поставить тебе над животом большую картонную коробку без крышки, дном вверх. Дно будет столешницей, боковые стенки как бы ногами стола. Вот и рабочее место. Для работы нужны ноутбук, руки и голова. Ставь ноут и вкалывай.
Так и было сделано. Дракон Страхон, призадумавшись, заполз в клетку из той же коробки, в пространство под ноутом.
Через два с половиной месяца первое издание «Приручения страха» было сдано в печать. К этому времени мне уже можно было начинать подниматься.
Коробку убрали. Страхона под ней уже не было.
Не подумайте, что автокатастрофа и написание этой книги сделали меня героем. Одолением страха я начал заниматься еще с детства, как почти все дети, с переменным успехом, с медленным продвижением. Помощь другим – психотерапевтическая, врачебно-психологическая – продвижение ускорила, успехи упрочила. Страх как состояние, чувство, мандраж – испытывать перестал. Но страх как мысль, как умонаправление – не исчез, лишь припрятался. Время от времени высовывается, нашептывает:
– Не старайся меня победить, я непобедим. Я твой характер. Ты рожден с этой программой в мозгу, с этой должностью. Расположен волноваться, тревожиться, беспокоиться – в юности больше о себе, во взрослости – о других, обо всем, всех и вся. Долго старался меня в себе уничтожить. Отчасти преуспел: уполовинил. Уже не тревожен. Но мнительность остается: просчитывая варианты развития событий с неопределенным исходом, больше склонен предполагать худшее, чем лучшее, хотя исповедуешь оптимизм.
– Это сознательно. Две чаши весов. Готовься к худшему, веруй в лучшее.
– Ага, значит, не война, а диалог. Кого не победить силой, можно взять умом – приручить. Поглядим, как это у тебя дальше получится, жизнь продолжается…
Мы уже в книге, друзья. То, что вы прочли, можно считать предисловием. Идем дальше. Среди прежних текстов в этом издании вы увидите переработанные и новые, из личного опыта и врачебно-психологической практики.
В добрый час, хорошего чтения!