4.

О том, как народ, спасшись от воды, вышел на пригодные для жизни места

Бесспорно – невозможно выдумать события потопа из «Урал-батыра». Поэтому, исключительно важно решить вопрос о том, как очевидцы событий смогли остаться в живых. До Великой катастрофы, до того, как Азрака привлек к делу своих дивов, Шульган пытался истребить народ с помощью потопа, но его вода высохла (2-я часть, 4). Есть основания думать, что этот случай указывает на довольно сильное повышение и затем понижение по какой-то причине уровня пресного (несоленого) моря в округе Уральских гор, поскольку оно, хотя и было широкое, являлось мелководным, но считается, что глубина менялась по разным причинам, как то изменение объема осадков, долго дующие сильные ветра, расширение или сужение путей схода вод в Мировой океан и т. д.2. Наша позиция основывается на следующем: когда Шульган пытался устроить потоп, о помощи ему дивов не говорится, поэтому первый потоп был без дивов, то есть можно считать, было событием пресной воды. Считаем, что живший в условиях острова и регулярно подвергавшийся таким малым затоплениям народ Урала имел способы спасения от водных катастроф. Это, конечно, очень общий ответ. Ниже будет сказано о конкретных способах спасения. Об одном из них в кубаире говорится так:

4420 –

Гром грохотал, говорят.

4430.Воды вскипали, говорят.

––

––

Бездыханный упал Азрака,

А огромное, безобразное тело его

Разделило воду пополам —

Возникла огромная гора Яман-гора.

4440. Чтобы люди могли взбираться на неё,

Чтобы могли на раздолье отдохнуть.

Из этих строк можем представить: поскольку скорость течения была неимоверна, когда вода билась о Ямантау, как будто тряслась земля, возникало грозное природное явление, способное вызвать грозы, огненные молнии. Согласно второй модели потопа, скорость воды, несшейся с океана, доходила 100-120 км/ч.5. Как видим из кубаира, эта цифра должна соответствовать реальности. Поразительно, эта страшная скорость, на наш взгляд, стал еще одной причиной выживания и тех, кто остался на Урале, и тех, кого вода унесладалеко от него. И в самом деле, водное течение, ударившееся о Ямантау на огромной скорости, разделилось надвое – «огромное, безобразное тело его разделило воду пополам». Видимо, в результате этого течение, прыгнувшее от горы в две стороны5 к югу текло обойдя многие более возвышенные места, именно в этих местах появилась возможность «чтобы люди могли взбираться на неё, чтобы могли на раздолье отдохнуть». Но это был лишь один шаг к спасению от потопа, потому что для того, чтобы жить дальше, не погибнуть на этом острове от голода, холода, выжившие люди должны были отыскать просторную сушу. С таким намерением некоторые из них на ковчегах пустились по течению. Таким образом, великое течение, вышедшее с Северного Ледовитого океана, прошедшее через Уральские горы, широты Туранской низменности, Иранское плоскогорье и сбросившее свои воды в Индийский океан5, за несколько суток, как бывает в сказках (или мифах), раскидало людей Урала, успевших сесть в ковчеги, прямиком на огромные территории7 – на возвышенности на далеком юге, которые не смогла затопить вода. Там батыры выросли и стали « стали как те мужи, что могут сесть на коня». Но жизнь этой диаспоры с Урала не была легкой: их там никто не ждал, у удобных для жизни земель давно были свои хозяева. Поэтому старики грустили, не могли забыть оставшуюся где-то родину. Увидя, что вода схлынула, этот состарившийся на чужбине народ отправил своих молодых сыновей на поиски невесть где оставшейся родины. Отрывок из кубаира об этом:

4570. –

Четырём батырам сказала она:

––

––

4580. Вместе с сыном моим

Поезжайте Урала искать,

Мой привет передайте ему».

Это поручение батырам, что вышли в путь вместе с Яиком. Нугушу, Иделю и Хакмару тоже была поручена такая миссия. Приключения батыров в поиске родной земли в кубаире нет, но когда они шли на север, широкое пресное море на юге Урала (и на западе) могло сильно обмелеть, так как утверждается, что эти части моря, указанного на карте, после 11640 года освободились от воды18.

Как мы отмечали ранее, пересыхание потопа Шульгана намек на отступание этого юго-западного моря от Урала, видимо. Считаем ясным, что народы, которые жили на Урале и были рассеяны потопом на Иранское плоскогорье, обладали своеобразной развитой культурой, укоренившимися традициями и обычаями, были многочисленны и организованны. Иначе четыре племени четырех батыров не смогли бы отыскать путь домой за 2000 тысячи километров, несмотря на великие лишения, не смогли бы сохранить в памяти события и явления потопа – они бы растворились среди племен Ирана6. Как видим, тропы, которые соединяли Урал с землями на Иранском плоскогорье, вероятно, начали протаптывать племена, описанные в эпосе «Урал батыр»! Если те тропы превратились в пути, и не заросли, то сходство кубаира и эпосов южных народов – естественно. Но если взять время создания эпосов и нашего кубаира, то те части, которые в «Урал батыре» касаются природы – потопа и т. п. – представляются более древними, так как современные научные достижения подтверждают их воспоминаниями свидетелей тех событий 1, 2, 5, 6 и др. И даже не только это – сведения, которые связаны с древними явлениями и событиями, описанными в кубаире «Урал батыр», сами могут иметь неоценимое значение для некоторых самых новых направлений (отраслей) науки – если будут предприняты должные меры…

Наконец, из кубаира мы можем примерно понять. Сколько продолжалось бедствие потопа:

4450. Много лет сражался Урал,

––

Дети, которые родились тогда,

Когда Урал только вышел на бой,

Уже стали как те мужи, что могут сесть на коня.

Если считать, что после прибытия сыновей и племянника Хакмара война еще продолжалась 1-2 года, а молодым батырам было лет по 15-17, то, видимо, можно предположить, что эта вода потопа держала народы батыров в напряжении сродни военному времени в течение 16-19 лет. (к этому вопросу еще вернемся).

И еще касательно Ирана. Уместно предположить, что непригодная для питья вода из кубаира, возможно, была очень соленой, соленее нынешней среднеокеанской воды. Причина – неизвестного происхождения соляные залежи в Иранском плоскогорье в теории катастроф гидросферы объясняются именно тем, что это соль от Великого потопа, протекшего через землю Ирана5.

Здесь приведу несколько мыслей вниманию читателя, без ссылок на научные источники, от себя – горного инженера. Читатель может их не рассматривать, так как в дальнейшем мы не будем опираться на эти слова.

1. Считаем, что повышенная соленость воды была очень возможна, вот причины для этого:

В те времена, когда «щит», который образовался над окруженным со всех сторон ледяной плотиной и отделившимся от Мирового океана Северным ледовитым океаном, утолщался из-за осадков (по большей части, снега) и поднимался выше континентов, то этот «щит» утолщался, вероятно, и снизу из-за оледенения воды океана. Если эта гипотеза верна, то процент содержания соли в океанской воде должен повыситься, поскольку соль замерзшей воды части переходит в незамерзшую часть.

2. По нашему мнению, у людей, которые уплыли в ковчегах (вернее, в большей части, которых унесло течением) не было иной возможности выйти из воды, кроме как на Иранских горах за 2000 килдометров – в пути они оставались посреди бекрайнего водного течения. Но в море судьба была к ним благосклонна: после того как яростная вода ударилась о горы и покрыла их, далее – выйдя с гор на равнины – неслась плавно. Ее страшную скорость – 100-150 км/ч люди совсем не чувствовали. Причина – вокруг была постоянно вода, а над лодкой вода какой-то определенной толщины, и она двигалась на одной скорости с ковчегами, так как широта этого течения была сотни километров, а длина от Северного ледовитого океана до Ирана, затем, между гор, дошла до Индийского океана. Конечно, отдаляясь от Урала, течение должно было потерять скорость, чему способствовали, видимо, разлив вод вширь и препятствие Иранских гор. Люди, не видевшие вокруг никакой суши, горы не понимали, в каком направлении двигаются, поэтому, ступив на сушу, они были в положении заблудившихся.

3. Приходится думать, в связи с этими обстоятельствами, что путь к Уралу для них являлся сложноразрешимой загадкой. Но можно быть уверенными, что когда четыре батыра вышли в путь, их поиск был все-таки осознанным и орентированным. Сыны охотничьих племен для этого обладали достаточно богатыми сведениями. Об этом предлагаем некоторые размышления.

а) те из людей, которые на своих ковчегах уплыли раньше. Должны были по еще не покрытым полностью знакомым горным вершинам, что их несет на юг (в сторону, где солнце стоит выше).

б) ковчеги, которые уже ушли далеко от Урала, видимо, долгое время могли слышать, как вода грохочет и бьется об Уральские горы. Это объясняется тем, что в некоторых случаях звук над водой может идти очень далеко. У Жюля Верна дочь капитана Гранта ночью услышала голос отца – это, вероятно, не просто фантазия. Ради шутки можем сказать о том, что в самое тяжелое время войны (осень 1942) рыбак из нашей деревни Кусяпкулово (Ишимбайский район) утром на Агидели, проверяя сети, слышал, якобы, грохот пушек (дед С-дин). Во время этих грохотов, если находящиеся на лодках видели солнце, или звезды, они могли понять, в какую сторону от Урала их уносит вода;

в) и еще, когда показались Иранские горы, были видны солнце или звезды, дело еще более прояснялось;

г) и наконец, самую важную информацию наши земляки могли узнать у местного населения Ирана. Думается, что они могли видеть, что это холодное соленое течение пришло с севера, с вечно темной стороны, где дуют холодные ветра.

Учитывая, что в кубаире говорится о бурлении туч, что не могли летать птицы, наша надежда на то, что могли увидеть солнце или звезды, кажется необоснованной. Но… кто знает все атмосферные явления, которые происходили над этим уму непостижимым течением?! Например, в центре тайфуна обычно бывает ясное, безветренное место, называемое «око тайфуна»…

Загрузка...