Каждого из нас окружающие порой видят не так, как нам бы этого хотелось. Например, вас не воспринимают всерьез или обижаются на ваши, казалось бы, безобидные фразы. Или вас снова и снова обнимают, не спрашивая разрешения. Вам дают непрошеные советы или, наоборот, не заговаривают и смотрят настороженно, даже если вы улыбаетесь. Возможно, у вас постоянно просят помощи, хотя вы не можете ее оказать, или ждут от вас утешения, когда вы можете сказать только «соберись, тряпка». Вами восхищаются и засыпают комплиментами, хотя с чего бы это – вы же ничего такого не сделали.
Можно долго расписывать различные сценарии и рассуждать о том, что виноваты окружающие. Но что, если это мы играем не ту роль? Рассказываем о себе что-то не то? Иногда своей одеждой и внешним видом, прической, манерой говорить и жестикулировать, а может быть, даже просто неудачной оправой очков мы создаем у окружающих такой образ себя, который не совпадает с нашим истинным «я». Мало того, бывает, мы и сами не понимаем, кто мы и что транслируем в мир.
В таких ситуациях на помощь приходят архетипы. Я использую их в стилистике с 2016 года – двенадцать типажей, двенадцать архетипических сценариев, среди которых есть и ваши: Простодушный, Эстет/Любовник, Славный малый, Шут, Бунтарь, Искатель, Правитель, Воин, Опекун, Маг, Творец и Мудрец. Наиболее ярко в каждом из нас выражены от двух до четырех архетипов, и они проявляются как внутренне, так и внешне.
Мы транслируем их в мир через мимику, жесты, голос, манеру говорить, походку, через одежду, прическу и даже запах любимых духов. И хотя нам кажется, что ничего такого мы не делаем, окружающие уже считали всю нужную им информацию – на это ушла пара секунд. И разрешения на это у нас не спрашивают. Стальные нотки в голосе собеседника заставляют внутренне собраться – значит, перед нами Воин. Плавная походка и мелодичный бархатный голос притягивают и манят – это Эстет/Любовник. В горделивом профиле мы считываем Правителя, а пронизывающий насквозь взгляд предупреждает, что мы имеем дело с Магом. Теплые руки, спокойный мягкий голос и плавные жесты – перед нами Опекун, значит, можно выдохнуть и расслабиться, здесь безопасно.
Узнав свои архетипы, именно вы становитесь активным творцом своей жизни. Вы лучше понимаете, что несете в мир, какие сценарии транслируете, что считывают люди, что их настораживает. Вы знаете, почему вам так тепло улыбаются, почему легко переходят на «ты» или же, наоборот, держат дистанцию, продолжая называть вас по имени и отчеству. Теперь вы хозяин ситуации и можете разворачивать ее в нужную сторону.
Каждый архетип имеет свой набор визуальных инструментов: собственную палитру цветов в одежде, свой силуэт, ткани, аксессуары, прическу, макияж, форму оправы. Даже маленькая брошь может сыграть главную роль в вашем выступлении. Когда вы знаете свои архетипы и усиливаете их с помощью стиля в одежде и различных образов, вы управляете впечатлением о себе, а не отдаете его на волю случая.
В красном приталенном платье вы усилите в образе архетип Эстета/Любовника, а серое платье-кокон по щиколотку поможет окружающим считать Мудреца. Наденьте нежное платье в мелкие розовые цветы, и о вас тут же захотят позаботиться, потому что увидят хрупкого Простодушного. А в строгом костюме вы подчеркнете свой профессионализм и архетип Правителя. Конечно, способов гораздо больше и крайне важно, чтобы они гармонировали с внешностью. Именно об этом мы поговорим далее.
Когда вы определите свои архетипы и найдете персональные визуальные коды, вы усилите свой типаж, ярче проявите внутреннее «я», создадите гармоничный и цельный образ, быстрее найдете своих. И тогда отпадет необходимость что-то доказывать, разбираться со случайными людьми в вашей жизни. Примеры таких историй вы найдете в заключительной главе.
Вы – это вы, и заранее всех предупреждаете об этом с помощью своего образа, разрешая себе быть собой и проявляться ярче. Приглашаю вас в стильное путешествие за вашими архетипами!
Для начала небольшой экскурс в историю. Первым учение об архетипах развил швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг в начале XX века. Он называл архетипами «универсальные образы, существующие с незапамятных времен» и трактовал их как «коллективный бессознательный слой, который одинаков у всех людей»[1]. Так, мы все представляем себе, что стоит за архетипом Матери, понимаем, что это женское начало, перед глазами рисуется образ заботливой женщины. Этот символ понятен людям во всем мире, представителям разных культур, стран и племен. Архетип Отца – это олицетворение силы, стойкости, смелости, образ защитника и добытчика. Мы найдем архетипы в сюжетах мифов и сказок разных народов: Герой, Дракон, Принцесса и многие-многие другие. Всех их мы представляем себе примерно одинаково, причем не только взрослые, но даже маленькие дети могут схематично изобразить архетипических героев из сказок. И вы наверняка играли в них в детстве.
Теорию Юнга продолжили многие психологи и исследователи. Наиболее интересными для нас будут труды Кэрол Пирсон, президента Центра архетипических исследований и их практического применения (CASA). В 1991 году в книге «Пробуждение внутренних героев» она развила теорию Юнга и предложила классификацию из двенадцати архетипов. Я приведу их названия, указав в скобках оригинал на английском и наиболее частые варианты перевода.
1. Простодушный (Innocent – Дитя, Невинный).
2. Славный малый (Orphan – Сирота, Свой парень).
3. Воин (Warrior, Hero – Герой).
4. Опекун (Caregiver – Хранитель, Наставник).
5. Искатель (Seeker – Странник, Исследователь).
6. Бунтарь (Destroyer, Outlaw – Изгой).
7. Эстет/Любовник (Lover – Любящий).
8. Творец (Creator – Создатель).
9. Правитель (Ruler).
10. Маг (Magician – Волшебник).
11. Мудрец (Sage – Философ).
12. Шут (Fool).
Чтобы избежать путаницы, я буду использовать то название архетипа, которое вынесено за скобки.
В 2001 году Кэрол Пирсон вместе с маркетологом Маргарет Марк написала книгу «Герой и бунтарь», посвященную созданию брендов на основе архетипов. После этого теория архетипов нашла широкое применение в маркетинге. Авторы пишут: «Обращение к такому “опыту опытов” позволяет добиться однотипного реагирования на маркетинговые послания у широкой группы потенциальных потребителей и повлиять на формирование у них опыта регулярного взаимодействия с этим товаром и предпочтения его всем прочим… Каждому архетипу соответствует свой визуальный образ (стилистика изображения, особенности композиции, сочетание цветов, набор используемых предметов и т. п.), словесное описание (набор ключевых слов) и т. п.»[2].
Марка Nike: ты сможешь, ты справишься, просто делай и иди вперед! С нами архетип Воин.
Сок «Добрый»: бабушка и яблоки из летнего сада, детство, ощущение тепла, безопасности, радости и беззаботности. На связи архетип Простодушного.
Мотоциклы Harley Davidson: это прекрасное ощущение, когда можно бросить работу, ипотеку, скинуть с себя все обязательства и просто рвануть вперед, прочь от всего, сломать все шаблоны, пойти против всех устоев. Привет от Бунтаря!
Бренд Dolce&Gabbana: сицилийское солнце, краски лета, роскошь, виллы, сладкая жизнь, история богатых и успешных, сплошное наслаждение и удовольствие. С нами архетипы Правитель и Эстет/Любовник.
В этой книге я хочу пойти дальше и рассмотреть стиль человека через призму двенадцати архетипов. Ведь каждый человек – это тоже своеобразный бренд и носитель определенной информации. Наша внешность и типаж в целом производят определенное впечатление на окружающих. А значит, зная архетипы своей внешности и родные архетипические стратегии, мы можем влиять на это впечатление, можем усилить себя, звучать ярче и выглядеть гармоничнее.
В первой главе мы познакомимся с архетипами в разных сферах жизни, узнаем, как они проявляются в общении с другими людьми, в работе и при построении карьеры, а также увидим, как архетипы помогают повысить самооценку и лучше понять себя. Во второй главе вы узнаете, как выглядит внешность с разным архетипическим зарядом, каков типичный портрет всех двенадцати представителей классификации, увидите, какие знаменитости являются их яркими и наглядными примерами.
В третьей главе мы рассмотрим и примерим каждый архетип с точки зрения стиля и его визуального оформления: цветовая палитра, типичный силуэт, принты, фактуры, детали в образе, характерные аксессуары. Вы узнаете, какие предметы гардероба являются якорями и какие дизайнеры работают в тех или иных архетипах. Четвертая глава посвящена другим важным составляющим образа, неотъемлемым в трансляции индивидуального стиля: макияжу, прическе, голосу, речи и даже запаху. В этой же главе мы немного затронем тему микса архетипов. (Хотя эта тема настолько обширна, что нуждается в отдельной книге.) В пятой главе я поделюсь с вами практическими советами по применению архетипов в гардеробе, при составлении образов и на шопинге. В шестой главе вы узнаете еще чуть больше о себе, архетипах своих и окружающих – через шуточные тесты и тексты.
А в приложении вас ждет небольшой подарок – календарь на год с идеями по примерке всех двенадцати архетипов.
Архетипы есть не только в мифах, сказках, сновидениях или рекламе – они встречаются нам на каждом шагу в обычной жизни. Где же, где прячутся эти таинственные и волшебные понятия в нашей повседневности, на маршруте «семья – дорога – работа – спорт – ужин – сон»?
Осмотритесь вокруг. Иногда они скрываются за названием кофейни, в которой уютно и тепло, как у мамы на кухне (Опекун), или, наоборот, очень престижно и дорого (Правитель). А может быть, это книжный для своих, где есть удобные кресла и где приятно встречаться с единомышленниками (Славный малый).
Вашего старшего ребенка все время тянет в путешествия, ему вечно скучно в повседневной рутине (Искатель), а младший любит проводить время в одиночестве и читать днями и ночами, только успевай носить книги из библиотеки (Мудрец). В кого они такие разные?
Мы наслаждаемся вкусной и красивой едой в ресторане, испытываем удовольствие, слушая оперу в любимом театре, или погружаемся в мир картин и великих художников, радуя внутреннего Эстета/Любовника. А может быть, отправляемся в цирк или на стендап, чтобы от души посмеяться и побыть в архетипе Шута.
Мы делаем в доме ремонт и выбираем дизайн в темных глубоких цветах, в бархатистых фактурах, на стенах оказываются сложные переплетения рисунков, в комнатах вечерами полумрак… Ощущение волшебства вокруг транслирует архетип Мага.
Или вам близок мир запахов и ароматов, и вот уже легкие лимонные нотки новых летних духов уносят вас в мир Простодушного, а тяжелые ноты пороха и металла навевают истории о Воинах и Героях из старых книг.
Впереди отпуск, что же выбрать: море или горы, отдых в палатке или дорожное приключение с друзьями в большой машине? Как приятно побыть спонтанным, легким, как облако, свободным, как ветер! Распустим волосы, расправим плечи – вперед, навстречу архетипу Искателя.
А вот вы выбираете новое увлечение – в магазине пахнет масляными красками, акварелью, приятно мять в руках мягкую и податливую глину. А может, все же выбрать фотографию или танцы? Или написать рассказ, роман или целый трехтомник. Как самовыражается ваш Творец, расскажите!
Мама ждет в гости с горячими пирожками, на столе малиновое варенье, пахнет дачей, смородиновым листом, за долгими разговорами клонит в сон. Тепло, уютно, безопасно, можно выговориться и забрать с собой порцию пирога и поддерживающей энергии архетипа Опекуна.
Но расслабляться некогда, ведь завтра на работе отчеты, встречи, клиенты, план на месяц, год, десятилетие, продвижение, карьера, вопросы, проблемы, которые надо решить, все организовать, спланировать, разрулить. Архетипы Воина и Правителя в семь утра с укоризной поглядывают на вас с экрана телефона: медлить некогда, пора действовать, пора заявить о себе в этом мире.
Но как приятнее заявить о себе именно вам? По стратегии каких архетипов вам легче и радостнее идти вперед? От каких архетипических историй становится теплее у вас на душе? Кто добавляет вам еще больше энергии, от чего бегут приятные мурашки?
По ходу чтения этой книги вы примерите на себя разные истории, образы и стили, чтобы понять, какие отзываются именно вам, разобраться, что за архетипы ведут вас по жизни, созвучны вам не только внутренне, но и внешне. Когда вы определите свой уникальный микс, вы наконец-то разрешите себе быть собой и одеваться без оглядки на мнение окружающих. Вы увидите и проявите свою суперсилу.
Мы уже выяснили, что существует двенадцать архетипических сценариев. В жизни мы можем проигрывать любые из них в зависимости от настроения, задач и целей. Какие-то стратегии и сценарии даются нам легче, мы воспроизводим их снова и снова, они словно родные. Другие же мы примеряем только в случае острой необходимости, под давлением, в силу обстоятельств. И вы точно знаете, что тут же от них откажетесь, как только представится такая возможность. Посмотрим, как можно проживать тот или иной архетип, чем они могут быть нам полезны, в чем их сила и преимущество. Вы можете представлять себя в похожих ситуациях и отмечать те сценарии, которые вам ближе всего, и те, какие кажутся чужеродными.
Архетип Простодушный (Дитя): включаем его на детских и взрослых днях рождения, а также в солнечный день в отпуске, когда впереди целое лето, еще не построен на пляже замок из песка и не съедено все мороженое. Простодушный дарит нам радость здесь и сейчас, учит радоваться мелочам, помогает отключиться от сложных взрослых проблем, настроиться на одну волну со своим внутренним ребенком, довериться миру, позволяет побыть слабым и беззащитным, учит просить и принимать помощь от других, давать место спонтанности и импровизации.
Архетип Славный малый: проявляется в новой компании, где нам хочется побыстрее стать своим. Этот архетип поможет найти друзей, слиться с толпой или, если нужно, приглушить яркость своих личных архетипов. С его помощью легче начать разговор с незнакомцем и расположить к себе людей. Он весь про контакты, про умение знакомить людей между собой и силу человеческих связей. Как часто вас тянет поговорить с людьми или позвонить им в час ночи, чтобы побеседовать по душам?
Архетип Славный малый
Архетип Эстет/Любовник: курсы соблазнения – вот стезя данного архетипа. Именно Эстет помогает найти вторую половинку, открывает в нас самых обаятельных и привлекательных, манит и завлекает. Он также учит наслаждаться жизнью и всем прекрасным, что в ней есть: едой, музыкой, искусством, ванной с душистой пеной, бокалом шампанского… Включите Эстета и побалуйте себя, влюбитесь в свое отражение, побудьте в моменте только для себя, разбудите внутреннего гедониста.
Архетип Шут: именно Шут возвратит нас к жизни, когда больше ничего не помогает, ведь иногда смех затягивает самые тяжелые раны. Моменты безудержного веселья без оглядки на других, яркие эмоции, готовность отпустить все и расхохотаться в голос. Разрешайте себе хотя бы изредка по-настоящему дурачиться, куролесить и не смотреть на мир слишком уж серьезно.
Архетип Правитель: мы включаем его, когда нужно достичь высот, быть лучшим, стать первым, когда нужно вести за собой людей и команды, оказаться хозяином своей жизни и своего клана. Вы сможете!
Архетип Воин: через тернии к звездам, стиснув зубы и набросив плащ супергероя. Прорваться, перепрыгнуть, преодолеть, предварительно оценив, стоит ли игра свеч. Вижу цель, не вижу препятствий. Воин поможет собраться с силами и победить. Дает ли вам эта стратегия заряд бодрости или же, наоборот, забирает последние силы?
Архетип Воин
Архетип Искатель: он тянет нас в дорогу, к переменам, заставляет уйти в поля с небольшим рюкзаком, не дает засидеться в любимом уютном болоте. Это внутренняя ищейка, которая помогает найти не только отели в новом городе, но и свой путь, собственный маршрут в жизни, составляет вместе с нами уникальную карту настоящего и будущего. Как часто вы выходите за хлебом и оказываетесь в соседнем городе?
Архетип Бунтарь: поможет сломать и выбросить все, что уже давно пора убрать из вашей жизни. В порыве рубит сплеча, оставляя за собой выжженное поле, но иногда только так и нужно. Стоит дойти до точки кипения, как Бунтарь быстро включится в процесс разрушения и очистки пространства вокруг – будь то люди или надоевшая работа. Все еще боитесь, что подумают другие, или уже давно пользуетесь силой этого архетипа?
Архетип Опекун: дает нам силы заботиться о других, оказывать поддержку, быть надежным для близких. Но также это наш внутренний родитель, который может позаботиться о внутреннем ребенке, ведь ему иногда очень нужно на ручки.
Архетип Мудрец: голос разума, рациональная составляющая. Включается, когда надо все взвесить и принять решение, оценить важную и серьезную задачу, разложить по полочкам сложную информацию, просчитать, продумать, прописать план А и план Б. Мудрец поможет освоить большие пласты новых знаний.
Архетип Маг: голос интуиции, ваша иррациональная часть. Используйте ее, когда не помогают инструкции, учитесь слушать себя и свой внутренний голос, свое тело, полагайтесь на чуйку. Сейчас она нужна, как никогда раньше. Вы за рацио или интуицию? Давно изучали свою натальную карту?
Архетип Творец: творчество, креативность, вечный генератор идей, муза и вдохновитель. Включайте этот архетип, когда хочется петь, танцевать, рисовать, сочинять стихи, когда нужно стать настоящим творцом своей жизни и создать свой личный жизненный сценарий.
Берите ручку, кисточку, смычок – у вас в руках целая палитра увлекательных архетипических стратегий и сценариев. Какой вы выберете сегодня? А может, их будет несколько? Выпишите те, которые сильнее отозвались вам и повторяются в вашей жизни снова и снова.
_____________
Архетипы полезны не только в общении с людьми, но также в работе и построении карьеры. Мы всегда оставляем первое впечатление о себе на собеседовании. От нашего образа, от тех архетипов, которые мы транслируем, очень сильно зависит, примут ли нас на работу, понравимся ли мы работодателю.
Важны архетипы и при создании собственного бизнеса, особенно когда вы работаете на себя и сами являетесь брендом, то есть лицом своего дела.
Когда вы знаете собственные архетипы и понимаете, как проявить их в своем имидже, вы излучаете уверенность, выглядите ярче, а значит, больше шансов, что вас «увидят» при найме на работу или запомнят в соцсетях, если вы позиционируете себя как эксперт. Транслируя себя настоящего, вы выглядите гармонично, вы полны той самой харизмой, которая привлекает людей. А значит, есть все шансы попасть в компанию мечты или привлечь больше клиентов. Главное – вы понимаете, стратегии каких архетипов в работе вам близки и не вызовут выгорания уже через пару месяцев на новом месте. Вы знаете свои сильные стороны, понимает, что выгодно отличает вас от других.
Если вы Правитель, то даже на начальных позициях проявляете качества лидера, умеете увлечь за собой людей, контролируете ситуацию, берете на себя ответственность. Если вам близок архетип Воина, то вы однозначно человек дела: вижу цель – иду к ней, не замечаю преград. И чем их больше на пути, тем лучше, так интереснее! Если вы Искатель, то всегда будете выбирать новые маршруты, альтернативные решения, ведь именно процесс поиска увлекает вас больше всего: сама дорога и есть ваша цель как в жизни, так и в работе. А вот Бунтаря могут не особо жаловать коллеги и начальники, ведь он найдет недочеты и дыры в системе, так что вся эта хлипкая конструкция завалится. Зато из него выйдет прекрасный тестировщик структур на прочность.
Если вы Простодушный, то с вами легко и радостно, даже в работе. И пусть первые четыре архетипа посматривают на вас косо, не переживайте – у них другой путь. Вам крайне важно для мотивации, чтобы работа была в радость, и всегда найдутся люди, которые вам в этом помогут. А если у вас отлично получается создавать команды, организовывать людей в сообщества, вы прекрасно ладите с людьми и даже в роли начальника умудряетесь быть со всеми на «ты» и на равных, значит, вам стоит присмотреться к архетипу Славного малого. Он идеальный игрок в командах. Эстет/Любовник создает красоту вокруг и видит ее во всем: даже если это бухгалтерия и финансовый отчет за год, должно быть красиво! Шут умеет создать атмосферу, тоскливо в вашем офисе не будет никогда: дни рождения, праздники – это все он. Да и кто сказал, что на совещании должно быть скучно, разве это годится? С огоньком и улыбкой работается быстрее и эффективнее, проверено Шутом!
Архетип Правитель
Опекун идеален в работе с персоналом, но и на других позициях он умеет поддержать тех, кто без сил, сошел с дистанции или всхлипывает на рабочем месте. Именно Опекуны отлично распознают потенциал в других, прекрасно умеют обучать и являются идеальными наставниками для молодых кадров. Мудрец – мастер таблиц и графиков, разложит по полочкам любую сложную информацию и докопается до самой сути. Творцы обязательно найдут пару нестандартных решений, подойдут творчески к любой, даже самой технической теме. Если намечается мозговой штурм, зовите Творца. А если намечается шторм со стороны начальника, то зовите Мага! Есть шанс, что он успеет утихомирить ветер раньше, чем тот перейдет в ураган. Возможно, серый кардинал у вас в офисе и есть тот самый архетипический Маг.
Узнали своих коллег? А себя?
Есть разные способы исследовать себя и свой личный стиль, архетипы – лишь одна теория из множества других. Я не могу дать вам стопроцентной гарантии, что она решит все ваши проблемы в стиле и в шкафу, но точно станет одним из ключевых кусочков вашего пазла о самом себе.
С тех пор как я узнала свои архетипы и позволила себе быть собой, слышу только комплименты. Ах, какое классное платье! Какая ты красивая, какая сильная, умная, уверенная в себе! И да, появилась опора на себя, а не на чужое мнение.
У меня за плечами более семи лет работы с архетипами в стиле, и могу с уверенностью сказать: они помогают вернуться к себе. Мы не придумываем в имидже ничего нового, не навязываем что-то извне. Все уже внутри нас, нужно только суметь это увидеть, распознать, присвоить себе собственную уникальность и силу. С помощью архетипов мы снова находим дорогу к себе и к своему стилю.
Стиль начинается с понимания, кто я вне социальных ролей, вне сценариев, придуманных и навязанных обществом и семьей, директив наподобие «с вашей фигурой можно только такой силуэт в одежде, а с вашим носом – только такую прическу». Архетипические истории дают нам подсказки, словно маячки и навигатор, они выстраивают маршрут, порой тернистый путь, а иногда – широкую светлую дорогу, по которой мы начинаем движение к себе. И это путешествие может быть очень увлекательным и, что невероятно важно и ценно, индивидуальным!
Знание своих архетипов дает разрешение быть собой. Как будто в очень важном ведомстве вам выдали документ с печатью, в котором указано: вы уже достаточно хороши со всеми своими особенностями и странностями. Проживайте свою историю, будьте собой! Печать и подпись.
Чем больше вы понимаете себя самого, тем увереннее проявляетесь в мире, в общении с людьми, на работе. Ваш голос становится громче. Я нередко слышу этот громкий вздох облегчения и вижу улыбку на лицах клиенток, когда они узнают, например, что в них есть архетип Воина, Искателя или Мудреца. Значит, можно не носить каблуки и платья в цветочек, можно выбросить рюши, сорвать с плеча рукава-фонарики и больше не соответствовать навязанному клише «ты же девочка». Я вижу счастливых клиентов-мужчин, которым разрешаю не ходить в удушающих галстуках и костюмах, потому что в них ярко проявлены Славный малый или Шут. Мы находим альтернативы, в которых клиенту комфортно, радостно и легко. Мы возвращаем эстетскую женственность или водружаем корону, даем на вырост Бунтаря и разрешаем проявлять Мага, легализуя все то «странное», что старались спрятать от всех.