Современная практика применения контент-анализа в психологических целях в значительной степени связана с тем подходом к исследованию личности, который был реализован в середине 1930-х годов группой под руководством Г. Мюррея.
Для того чтобы понять ограничения контент-анализа применительно к целям психодиагностики, а также сформулировать новые усовершенствованные подходы к разработке и применению проективных диагностических методик, нам необходимо проанализировать проект персонологии, как он мыслился Г. Мюрреем.
Группа Мюррея известна по диагностической методике ТАТ, однако эта же группа реализовала гораздо более масштабный проект, оказавший значительное, а в области психологического контент-анализа исключительное влияние на последующие работы. Малоизвестным для отечественного психолога является тот факт, что в группе Мюррея был разработан также и опросник из 600 пунктов, призванный измерять 20 манифестных потребностей. Это было сделано в середине 1930-х годов, до MMPI, до теста Кеттелла! В коллектив этой группы входил, например, С. Розенцвейг, и первый вариант теста фрустрации, ставшего известным позже, также был разработан в рамках этого проекта.
Подход, а также теоретические и практические результаты работы группы Мюррея с большой обстоятельностью изложены в более чем 700-страничной коллективной монографии «Explorations in Personality» (1938). К сожалению, эта работа не переведена на русский язык, а ее изложения в книгах Е. Т. Соколовой (1981), Д. А. Леонтьева (1998), С. Мадди (2002) и Д. Макклелланда (2007) слишком кратки.
Мюррей отмечал, что на формирование концептов их коллективного труда оказали влияние теории Фрейда, Макдугалла, Юнга, Ранка, Адлера, Левина и др. «Хотя психоаналитики и выделяют всего лишь два основных инстинкта, фактически они оперируют множеством движущих сил, которые тоже можно назвать инстинктивными – такими как пассивность, тревога и избегание, мазохизм, вуайеризм и др. Фрейдисты избегают их точного определения, что, может быть, и оправданно в самом начальном периоде становления науки, однако теперь пришла пора для более упорядоченного подхода. Помимо переменных, которые можно обозначить как движущие силы, они выделяли еще ряд других, которые могут быть описаны как измерения, функции, векторы, модусы или черты личности» (Murray, 1938 p. 24–25). Здесь они в основном ориентировались на работы Юнга, Штерна и Олпорта, а также других психологов, пробовавших себя в характерологическом описании.
Мюррей упоминает, что разработчики опирались на принципы условного рефлекса Павлова, работы гештальтистов и такие психоаналитические понятия, как «фиксация, замена, компенсация, сублимация и регрессия». Таким образом, распространенная трактовка Мюррея и Морган как фрейдистов не вполне корректна. Персонология – это самостоятельный, эклектичный в хорошем смысле слова проект, берущий «все, что работает», из разных источников и видящий свою задачу в отличие от предшественников не столько в построении некой теории или «метатеории», сколько в создании средств для тщательного описания и фиксации феноменов независимо от их последующей интерпретации.
Сами они психоанализа не проходили, за исключением нескольких обучающих и терапевтических встреч с К. Г. Юнгом. Общий же психоаналитический уклон был обусловлен популярностью теории Фрейда в те годы и, соответственно, количественным составом исследовательской группы, большинство участников которой были либо обучающимися, либо практикующими психоаналитиками.
Стимульные ситуации Мюррей предлагает классифицировать по эффекту (облегчающему или препятствующему), который они могут иметь на организм. Такая тенденция или возможность в среде названа «давлением», «прессом» (Murray, 1938, p. 40, 115).
Поведенческий тренд можно приписать некой гипотетической силе внутри организма. Хотя часто организм ищет определенный пресс, более часто пресс сам находит его и провоцирует потребность. Таким образом, простейшая формула для сложного поведения – это конкретная комбинация пресса (p) и нужды (n). Такая комбинация может быть названа темой. Тема определена как динамическая структура простого эпизода – отдельное взаимодействие организма со средой (Murray, 1938, p. 42).
Соответственно, первая задача персонологии – каталогизировать потребности с тем, чтобы найти те из них, которые будут проявляться в поведении наиболее часто и наиболее сильно. Надо заметить, что сам Мюррей вполне осознавал недостаточность подобного подхода. Выделить отдельные части – отнюдь не значит понять, по каким принципам они образуют целое. Однако он считал аналитический этап необходимым для всякой науки и полагал, что в любом случае этот этап должен быть реализован в «персонологии».
Мюррей следующим образом каталогизирует формы, в которых может проявляться активность, вызванная потребностями (Murray, 1938, p. 149–150).
a. Мотоны (Motones)
i. Система внешнего отреагирования (Exterofactive system). Потребности могут быть удовлетворены внешними физическими действиями: едой, отталкиванием, обниманием, удержанием и т. д. При этом они могут относиться к различным психосексуальным зонам (по Фрейду).
Психосексуальные зоны (Erogenous Zones) (по Фрейду). Например, оральное Получение помощи (succorance) – сосание, оральная Агрессия – кусание, оральное Отвержение – плевание и др. Анальное Удержание – запор, анальная Агрессия – загрязнение. Генитальное Унижение (мазохизм), генитальная Агрессия (садизм).
ii. Система внутреннего отреагирования (Enterofactive system). Потребности могут выражаться в виде наблюдаемых анатомических изменений и экспрессивных движений: страх, гнев, стыд, любовь и т. д.
b. Вербоны (Verbones). Потребности могут быть удовлетворены вербально: призыванием, убеждением, хвастовством, осуждением, допросом и т. д.
c. Идеи (Ideological). Потребности могут быть направлены не столько на людей, сколько на идеи. n ideo Dom – навязывать мнение другим, n ideo Rej – игнорировать идеи других, n ideo Aff – гармонизировать мнения.
d. Интровертированная реализация (Intravertive). Как таковые потребности рассматриваются направленными вовне, но они могут быть также направленными внутрь. Тогда мы имеем дело с интровертированными потребностями. Так extrAggression будет выражаться в критике или нанесении повреждений другим, в то время как intrAggression – в критике или повреждении самого себя (самообесцениевание, суицид).
e. Латентаная потребность субъективирована или полуобъективирована (Latent Subjectified and Semi-objectified) – это заторможенные желания, фантазии, сны, игра, произведения искусства и религиозные ритуалы.
f. Фокус (Focus). Потребность может манифестироваться лишь в отношении какого-то одного или очень специфичного вида объектов. Если фокус не явен, то предполагается, что потребность диффузная.
g. Эгоцентрическая или социоцентрическая направленность (Egocentric or Sociocentric). Потребность может быть чисто личной (нарцисcической) или возникает благодаря социальному давлению. Например, n socio Agg (сражаться в составе армии) или n socio Dom командовать, в интересах группы.
h. Инфравертивная и суправертивная направленость (Infravertive and Supravertive). Потребность может направляться на вышестоящие в социальной иерархии объекты или на нижестоящие. Например, infrAffiliation – заводить друзей среди подчиненных, supraAggression – нападать на авторитет, infraDef-erence – превозносить детей.
Разбор проявлений потребности на примере «Избегания ущерба»
Каждая потребность была разобрана по следующей схеме, которую можно рассмотреть на примере «Избегания ущерба».
1. Название полное и сокращенное. n Избегание ущерба (Harm-avoidance – n Harm).
2. Желания и эффекты: Избегать боли, физических повреждений болезни и смерти. Избегать опасных ситуаций. Предпринимать меры предосторожности.
3. Чувства и эмоции: Страх, тревога, предвосхищение. Испуг, ужас.
4. Выражение эмоции: Дрожь, потение, побледнение, прерывистость речи, несвязность речи.
5. Названия черт и установок
(a) предвосхищение, боязливый, тревожный, робкий, испуганный, паникующий, малодушный;
(b) осторожный, колеблющийся, настороженный, предусмотрительный, бдительный.
Пресс негативный: p Опасность: Физическая опасность, Инфекция; p Отсутствие поддержки.
Позитивный: p Бегство; p Оказание помощи.
Виды страха
(a) естественные угрозы: молнии, землетрясения, вулканы, штормы, наводнения, торнадо, пожары;
(b) животные: дикие животные, быки, сторожевые собаки, змеи, крысы и т. п.;
(c) несчастные случаи: в результате передвижения по железной дороге, на автомобиле, на самолете, а также падение с высоты, с лошади, утопление;
(d) брутальность: грубые игры, бокс, борьба, гангстеры, грабители, враги;
(e) физическое наказание: битье розгами, бичевание, мучительство, уродование;
(f) [симптомы] инфекции: общие: повышение температуры или специфические: гонорея, сифилис.
Инструменты действия: спасательная шлюпка, спасательный жилет, огнетушитель, пожарный выход, парашют, оружие защиты, медикаменты, противоядия, дезинфекция и т. п.
Действия
Общие: Избегать опасности. Быть осторожным и выжидающим в момент совершения действия, застревать в сомнениях, колебаться, отказываться или устраняться от рискованных ситуаций.
Бегство: Отступать, отстраняться, «давать задний ход» или убегать от опасности.
Мимикрия: Прятаться от врага. Замереть, не производить шума, чтобы невозможно было заметить. Реакция иммобилизации (притвориться мертвым).
Предотвращение: Эта форма может соединяться с Интровертированным Избеганием опасности (боязнь внутренней болезни). Избегать инфекции. Избегать контакта с зараженными объектами. Предпринимать меры для предотвращения заболеваний. Носить прорезиненную одежду или толстые пальто, воздерживаться от алкоголя и определенных видов пищи, прививаться. Принимать профилактические препараты.
ideo Избегание опасности: Боязнь и избегание возмутительных идей и доктрин. Опасаться высказывать убеждения по причине того, что их могут не одобрить или что предлагающий останется без убедительной поддержки.
Соединяется с: n Защита (защищать себя от нападения), n Избегание унижения (избегать как повреждения, так и унижения), n Избегание обвинения (тормозить асоциальные тенденции, чтобы избежать физического наказания), n Уединение (уединяться, чтобы избегнуть ущерба).
Потребности, которые могут быть служебными для Избегания ущерба: n Просить помощь (SOS, обращаться к врачу), n Стяжание (приобрести оружие для защиты), n Строительство (построить убежище), n Унижение (сдаваться, чтобы избегнуть дальнейшего повреждения), n Почтение (следовать руководству, чтобы избегнуть опасности), n Аффилиация (заручиться поддержкой друга перед лицом опасности), n Агрессия (убить врага).
Потребности, для которых избегание вреда может быть служебным: n Достижения (быть в безопасности, чтобы что-то совершить), n Оказание помощи (быть в безопасности, чтобы ухаживать за ребенком), n Эксгибиционизм (быть в безопасности, чтобы хорошо выглядеть).
Конфликтует с: n Достижение, n Противодействие, n Отвержение, n Доминирование, n Агрессия, n Защита, n Аффилиация, n Оказание помощи.
Интра Избегание вреда: (a) Избегание и страх болезни и смерти. Ипохондрия. Телесные фобии: страх заболеваний сердца, рака, проблем с животом и т. п. Внимательное соблюдение диет. Избыточный сон и отдых. Боязнь некотролируемых асоциальных импульсов. Боязнь ментальной спутанности и хаоса. Боязнь сумасшествия.
Субъектификации и полуобъектификации[2]: Ночные кошмары. Иллюзорные страхи. Вера в ад и дьявола.
Патология: Бессознательные страхи: Автономные неврозы: тахикардия, гепертероидизм, астма, язва желудка, колиты и т. п. Свободная (флотирующая) тревога. Страх открытых или закрытых пространств. Специфические фобии.
К описаниям некоторых потребностей добавлялись еще и социальные институты, через которые они легально реализуются. Например, органы власти – для доминирования, армия и полиция – для агрессии, галереи и музеи – для потребности чувствовать (n Sentience) и т. п.
Всего группой Мюррея были выделены следующие основные и латентные потребности (ограничиваемся приведением только первых пунктов – «желания и действия»). Сокращенные обозначения очень важны для контент-анализа. Они ставятся в тексте после фрагмента, выражающего соответствующее содержание, а затем анализируются тем или иным способом.
1. n Aba = n Унижение (Abasement). Пассивно подчиняться внешней силе. Принимать обвинения, критику, наказание. Сдаваться.
Покоряться судьбе. Подчеркивать униженность, ошибки, неправильные действия или поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять, преуменьшать или повреждать себя. Искать и наслаждаться болью, болезнью и несчастьем. Хотя потребность Унижения, возможно, – почти всегда субпотрбеность, но ввиду ее важного значения получила статус отдельной потребности
2. n Ach = n Достижение (Achievement). Выполнить нечто сложное. Овладеть, манипулировать и организовывать физические объекты, людей или идеи. Делать это настолько быстро и независимо, насколько возможно. Преодолевать препятствия и придерживаться высоких стандартов. Превосходить самого себя. Соперничать и побеждать других. Повышать самооценку, успешно реализуя талант.
3. n Aff = n Аффилиация (Affiliation – Affiliative attitude). Становиться ближе к дружественному объекту, с удовольствием кооперироваться или взаимодействовать с ним. Объект, который напоминает субъекта или который нравится субъекту. Порадовать и вызвать аффектацию катекстированного объекта. Быть и оставаться верным другу.
4. n Agg = n Агрессия (Aggression – Aggressive attitude). С силой преодолевать сопротивление. Бороться. Причинять повреждения. Нападать, ранить, убивать. Сопротивляться силой или наказывать объект.
Вербальная: Преуменьшать, осуждать, ругать или злобно высмеивать объект. Обесценивать и злословить. Искомый результат этих действий болезненное унижение объекта.
5. n Auto = n Автономия (Autonomy – Autonomous attitude).
Освободиться. Сбросить ограничения. Вырваться из ограды. Сопротивляться принуждению и ограничению. Избегать или прекращать активность, предписанную доминирующими авторитетами. Быть независимым и свободным. Действовать в соответствии с импульсом желания. Быть несвязанным, необусловленным, безответственным. Бросать вызов соглашениям об общепринятом.
6. n Cnt = n Противодействие – контратака, отмщение (Counteraction – Counteractive attitude). Справиться с неудачей, начав действие снова. Устранить унижение, возобновив действие. Преодолеть слабость, подавить страх. Смыть позор действием. Искать препятствия и трудности, чтобы преодолевать их. Поддерживать самоуважение и гордость на высоком уровне.
Впоследствии данный мотив стал рассматриваться как составная часть мотива достижения или как мотив достижения на службе у мотива ненасильственности. Тем не менее Мюррей считает именно этот поведенческий паттерн весьма важным.