Если станция «Рижская» для электрички конечная, то прибывает поезд на сам вокзал. Если же дальше ехать надо, то уходит дорога далеко в сторону – так что и увидишь не сразу. Разветвляющийся подземный переход, в стороне знаменитый рынок – и вот словно иное «пространство», словно все главные пути за «гранью» какой-то остались – и словно идут поезда мимо далёкого полустанка, где между рельсами лютики растут…
Только на станции этой, что словно в стороне от «цивилизации», Образ Матери Божией, которым Сама Пречистая всех входящих, выходящих и проезжающих незримо благословляет. Рядом Родители Ея Святые. Образ Сей Ржевским именуется – оттого и второе название станции. (Кажется, раньше единственным было – да дело не в этом)…
А совсем неподалёку молитвенное пространство Храма, в честь одного из образов Пречистой возведённого, – Храма цвета огня с золотом соединённого. Святыни, что и в годы власти слуг антихриста служения своего не прекращала.
Здесь пред Образом Ея Чудотворным молебны совершаются – пред Образом Знаменским, в честь которого и Храм возведён. Потому всё это место небольшое от Святыни Православной до станции – зримое воплощение «пространства» Пречистой.
Только Удел Ея – вся Русь Святая – а в веке прошедшем о том забыть заставляли – да не вышло по Милости Божией. И здесь это как-то особенно ощутимо. Объяснить невозможно…
У входа Стражи Небесные встречают, а за дверями – в притворе Благая Вратарница Иверская и Святитель, из Мир Ликийских на Русь пришедший.
Тут же – ныне почти в каждом храме есть Образы «своих» Новомучеников – священнослужителей и мирян, от окаянных богоборцев смерть за веру православную принявших. Здесь Образ Священномученика Иоанна и прихожанки – сестры милосердия Аполлинарии. А ещё один образ их в самом Храме.
Новомученики Знаменской Святыни смерть на Бутовской голгофе приняли – отец Иоанн в День Главной Святыни Храма, а Святая Аполлинария накануне Покрова…
А Храм, как мы помним, не закрывался…
Образ Знамения Пресвятой Богородицы – многие, наверное, знают Его. Божественный младенец не рядом с Пречистой Матерью Своею, не щекою к Ней припал – а на груди Ея в круге. Такие образы самые символические, наверное, самую суть отражающие. Она Дева до Рождества, во время и после. И рассуждать о том разуму нашему несовершенному не пристало, не должно, не положено – иначе, это святотатством будет.
Образ Знамения напоминает о чудесном заступничестве Пречистой во время осады Новгорода, когда силы были неравными. Да сколько раз Милость Ея русским воинам явлена была …
А ещё вспоминается невольно, как Образ Ея в лесу, что рядом с Курском, на дереве явлен был – оттого и Курской Коренной именуется. После на месте том была возведена часовня. Это понятно и само собою разумеется – а вот на мысли некоторые наводит. На мысли о корнях христианских, корнях православных – и о том, что корни языческие, небольшие и неглубокие, давно засохли и отвалились. И попытка «возродить» их с «приставкой «нео» не просто безумна и несостоятельна, а реки невинной крови по стране разливают. Думаю, понятно…
Напротив свечного ящика огромный Образ, картину напоминающий. Но именно Образ, о Небе Благодатном напоминающий. Она в полный рост на фоне синего неба и белых облаков, только не держит Младенца на руках – Он на груди Ея, как на Образе Знаменском. Удивительное сочетание мыслей и чувств верующей души.
А сколько Образов Ея, то разуму человеческому неведомо – о том лишь Она Сама знает.
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби́ Твои́, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему́ даруй и душам нашим велию милость.
Храм в честь Пречистой возведён – потому про Образы Ея беседу продолжим.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго. Так пред Образом Казанским поют – да разве есть храм без иконы, чудом в Казани явленной?! Десятилетней отроковице – а после всему народу… Когда-то Казанскую от Владимирской не отличать позором было. А ныне…
Однако продолжим. Этот Образ, имя от названия села получивший, далеко не везде пребывает. Озерянская Икона Матери Божией. Какое красивое Имя – озеро напоминающее. Да и в самом деле – Образ сей рыболовам покровительствует. Только всё это – «условности» мирские – не лекарство же в самом деле, которое врач при конкретной болезни прописывает. Благодать, Милость Пречистой дарованная в самых разных жизненных ситуациях, в самых разных скорбях.
Рядом с Ней Избранные Святые, молитвы возносящие. Вспоминается невольно: «То, что свершилось на небе, свершилось и на земле; то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе и на земле, должно свершится и в тебе». Это – моление Святителя Николая Сербского на озере.
Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу
Снизошёл с небес на созерцающего гладь озера. Наверное, на самого автора – Н.М.Рубцова…
Кто-то однажды сказал, не подумав, что всё можно в интернете посмотреть. Можно, наверное, только что именно и ради чего?! Когда же с редким Образом Пречистой встречаешься, действительно идёшь и смотришь – и ради чего, знаешь…
Какое удивительное, всю глубину душевную сотрясающее Имя – Взыскание погибших. Взыскание погибающих душ – их ещё на самом краю пропасти, наверное, спасти можно. Мы об Образе этом уж как-то беседовали. (См. «Святость рядом с Вавилоном» часть третья и «Свершилось»).
Вспоминается невольно в разыгравшейся метели погибавший и по горячей молитве Пречистой спасённый. И храм Богородичный им по обетованию построенный.
Вспоминается, конечно, и Блаженная Матронушка, односельчане по просьбе её средства на написание Образа сего собравшие, и два брата неблагочестивых, чьи пожертвования Матерь Божия не приняла.
И как не вспомнить скорбный тракт каторжный, после октябрьского переворота «во имя» революционеров название своё получивший?! Там ныне белый Храм с серебряным куполом возвышается, бесов, в бессильной злобе завывающих, разгоняя. Храм в честь Образа Взыскания Погибших. (См. «Свершилось»).
А ещё вспоминается молитва нашего последнего Царя-Мученика:
Но ты, Милосердная Мати,
Детей Своих падших, заблудших
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.
И этот Взгляд, в душу проникающий…
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел
Богу и людям служить.
Эти некрасовские строки, почти «народными» ставшие, когда-то вся Россия – от крестьянина до генерала – пела. Песня о раскаявшемся разбойнике, у которого «совесть Господь пробудил». Отчего здесь её вспомнили?! Да оттого, что написал её поэт, судя по всему, вдохновленный историей, что на Образе Матери Божией Нечаянная Радость запечатлена. Может быть, Кудеяр – тот грешник, что в раскаянии пред Пречистой и Божественным Младенцем стоит, вдруг осознав, что он и ему подобные снова Христа распинают.
А при взгляде на этот Образ вспоминается духовный концерт В.П.Титова "Всем Скорбящим Радосте…". Она всех скорбящих Утешительница и Помощница. Всех Скорбящих Радость. Образ этот наиболее зримо, наверное, великое милосердие Ея, боль за всех страждущих отражает. Вот – все скорбящие вокруг Неё – больные и немощные. Вспоминается, конечно, пожар, от молнии разгоревшийся, в одном из петербургских храмов, когда копеечки с блюда к Образу прилипли.