Часть вторая «Педагоги»
Я помню, как мне однажды фантастически повезло на экзамене по изобразительному искусству.
ИЗО у нас преподавал очень забавный персонаж.
Во первых он был меленького роста, не лилипут, но и не намного выше. И когда он заходил за кафедру, нам была видна только его голова. Но это ни чуть его не смущало.
Во вторых он говорил очень тонким голосом, как драматург Радзинский, только с непредсказуемыми ударными словами. Невозможно было предугадать, какое слово он выкрикнет, так как акцент этот никак не был связан с логикой повествования. От этого спать на его лекциях было практически не возможно.
В третьих его звали Владимир Ильич, как дедушку Ленина. Но каким-то непостижимым образом, ни кто его так не называл. Называли как угодно Василий Иванович, Иван Васильевич, Владимир Иванович, Пётр Ильич даже Леонид Ильич, но только не Владимир Ильич. И это получалось не специально, а как-то само собой. Что естественно его сильно раздражало.
Когда же его терпение иссякало, он выходил перед кафедрой и обращался к аудитории:
– Неужели так сложно запомнить? Меня зовут Владимиг Ильич! – при этом он очень старательно картавил. Но и это не помогало.
Зато предмет свой он знал блестяще и очень любил его. И лекции у него были очень интересные и изобретательные. Он часто таскал нас по выставкам и приучал иметь своё мнение. За что я очень благодарен ему и до сих пор вспоминаю его с теплом.
У нас вообще все педагоги по общеобразовательным предметам были яркими и необычными. Сейчас бы их назвали фриками, а в наше время их называли оригиналами.
Например историю музыки у нас преподавал бывший оперный певец, огромного роста с треугольным животом, и блестящий лысиной, которую он прикрывал жидкими волосиками зачёсанными с одной стороны на другую, плюс щедро залитыми лаком, чтобы как то держались в заданной им форме.
Он был мягким, добрым, очень смешливым и удивительно увлечённым человеком. Его обожали все!
А он обожал свой предмет и студентов. Его лекции были настолько увлекательны, интересны и эмоциональны, что их посещали даже студенты других вузов города.
Он взахлёб рассказывал нам о композиторах, музыкантах, исполнителях так, как будто знал их лично и дружил с ними.
. А когда он ставил нам пластинку с каким-то исполнителем, настолько погружался в музыку, что походил к окну и закрыв глаза, тёрся об него своим лицом. При этом волосы его откидывались в сторону, как крышка на чайнике.
Представьте себе картинку: пузатый гигант, с откинутыми крышкой волосами, трётся под музыку о стекло.
Ведь очень смешно, а нас это умиляло.
И Владимир Ильич тоже был человеком добродушным и очень азартным, только вот на экзаменах его как будто подменяли. Он становился суровым, несговорчивым и очень дотошным. И получить у него хорошую оценку было практически не возможно, а вот улететь на пересдачу легко. Изо всего этого предмет его все знали очень хорошо. И я тоже, но не всё. Несколько последних билетов, я оставил без внимания, и как позже выяснилось зря.
Именно последний билет я и вытащил на экзамене по ИЗО. И там был вопрос про древнеегипетскую живопись. А я её терпеть не мог, так как она была частью культа смерти. Я и сейчас не очень люблю эту тему, даже не смотрю фильмы про зомби и ужастики. А к архитектуре древнего Египта наоборот, относился с глубоким уважением. Там всё было просто и понятно: грандиозность, основательность и жёсткая симметрия. Есть о чём поговорить и порассуждать.
Но мне попала живопись!
Стою я с билетом и думаю:
– Вот какой смысл садиться и готовиться. Всё равно ничего, кроме того что они любили изображать людей и животных в профиль, я вспомнить не смогу. Не проще ли просто развернуться и без унижений уйти на пересдачу?
И тут мои размышления прервал Владимир Иванович:
– Что, думаете, не ответить ли без подготовки?
– Ага – проиронизировал я.
– Замечательно! – обрадовался он
Я было подумал, что он издевается, но его счастливое лицо и активность с которой он стал прибирать бумаги на столе, очищая его поверхность, ясно давали понять, что он не куражится, а действительно обрадован моим решением. Это меня немного успокоило, а вот то, что он для чего-то освобождал стол, меня пугало.
– Ну что молодой человек присаживайтесь и пожалуй начнём? – он показал мне на стул возле своего стола а сам встал возле доски.
– Давайте – обреченно согласился я.
– Но прежде чем мы начнём, ответьте мне на один вопрос! – продолжал он мучить меня. – Вам нравится живопись древнего Египта?
И его лицо очень близко приблизилось к моему, а в глазах у него прыгали бесенята. Менее поэтично мне сложно описать его состояние. Такое ощущение было, что он весь искрился. Хотя может у меня все эти картинки от страха рисовались, не знаю, но я в тот момент подумал:
– Если скажу, что нравится, то мне прийдётся рассказывать чем. А если скажу, что не нравится, огребусь конечно, но зато закончится эта пытка.
– Нет! – максимально смело заявил я. И для усиления эффекта добавил: – Я её вообще терпеть не могу!
– Как?!?! – выскочило у Владимира Васильевича.
И после этого сразу, возникла драматическая пауза. Я то молчал, потому что понятия не имел, что теперь делать. А почему он молчал, для меня было тайной.
Пауза эта длилась долго. Очень долго! И вдруг он ожил.
– Хорошо! – выпалил искуствовед и резко схватив мел, стал что–то рисовать на доске. А я лихорадочно пытался понять что?
– Эта живопись память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на всю мировую культуру! – страстно вещал он, продолжая рисовать не пойми что на доске – И мы не видим ничего подобного у других народов.
И тут до меня дошло, что гадать, что он рисует, бессмыленно. Нужно запоминать, что он говорит, что бы, когда он остановится, можно было бы всё это рассказать ему в ответ, при ответе на билет.
Сначала я честно всё пытался запомнить, но информации было столько, что я просто в наглую стал её конспектировать.
Позже выяснилось, что он пытался воспроизвести на доске копию знаменитой фрески с садом и бассейном.
И уже апеллируя к ней, продолжал читать мне лекцию. Мне одному. И длилось это почти академический час. Закончив свою пламенную речь он снова приблизил своё лицо ко мне и прищурив глазки заговорщицки спросил:
– Ну что, убедил я вас, что древнеегипетская живопись одна из самых уникальных? И она сильнее других оказывает влияние на современную культуру. Мода, стиль, цветовая палитра, архитектура, дизайн интерьеров. Она даже на современные фильмы и литературу влияет.
Я понял, что тянуть с ответом больше нельзя и чуть не со слезами на глазах сознался ему:
– Да, меня всё это очень впечатлило и я однозначно поменяю своё отношение к ней!
– ВОТ! – обрадовано резюмировал он – Давайте свою зачётку. Отлично!
И он поставил мне пятёрку по ИЗО. Я был потрясён.
– Теперь вы запомните меня и древнеегипетскую живопись надолго – расхохотался он и вернул мне зачётку.
И я действительно до сих пор помню и его и ту импровизированную лекцию.
Вот и в этот раз я очень надеялся, что мне так же повезёт, как и с ИЗО. Но день и правда был не мой!