ЗНАКОМСТВО
Весь мир словно бы подёрнула какая-то туманная дымка. Такого Стёпа никогда раньше не видел. Как будто какая-то прозрачная плёнка окружила мальчишку. Так, что всё, что он до этого момента видел совершенно нормально, приобрело размытые очертания. Всё: берег пруда, кусты, на этих берегах растущие, лёгкая рябь на воде, мостик, перекинутый через пруд в самом узком его месте, коряга, которая плавает, сколько Стёпа себя помнит, всё это как-то размылось, став мутным.
А в следующую секунду мальчишка начал падать. Не просто упал на коленки в воду. А именно – падать. С большой высоты. Стёпа перепугался ещё сильнее. Тем более что падать ему пришлось в воду. Мелькнула мысль о том, что уж теперь-то мама ему обязательно «устроит». Что именно мама ему «устроит», Стёпа не стал гадать. Главное, что она обязательно расстроится, когда увидит, что сын пришёл домой в промокшей до нитки одежде. Точнее – придёт.
Ведь Стёпе ещё только предстоит вернуться домой, чтобы мама смогла расстроиться. А для этого ему придётся ещё выбраться из воды, в которую он продолжал стремительно падать.
Все эти мысли пронеслись в голове мальчишки стремительным роем. За какую-то мимолётную секунду. А в следующий миг он оказался в воде.
К счастью, Стёпа ещё прошлым летом научился плавать. Поэтому он начал заученно двигать руками и ногами. При этом его отчего-то стало сильно качать на волнах. Хотя до этого на воде мальчишка видел лишь лёгкую рябь от едва ощутимого тёплого ветерка.
Но обо всём этом Стёпа решил пока не думать. Сейчас для него главное – как можно быстрее добраться до берега. Чтобы постараться высушить одежду перед тем, как возвращаться домой.
Правда, берег отчего-то оказался слишком далеко. Мальчишка даже и не думал, что пруд может оказаться настолько большим. Но и эту загадку Стёпа решил оставить «на потом». И только ещё быстрее начал двигать руками и ногами.
И тут кто-то дотронулся до его голой коленки.
Это прикосновение заставило мальчишку остановиться. Продолжая активно двигать руками, он замер на месте и попытался рассмотреть того, кто только что до него дотронулся. И увидел!
В ответ на него с улыбкой смотрит мальчишка. Примерно его возраста. Он словно бы завис на месте, только слегка шевеля руками и ногами. Да ещё и приветливо помахал Стёпе, как бы пытаясь успокоить этим жестом мальчишку.
Стёпа не сразу заметил, что между пальцев у незнакомца находятся перепонки. Прозрачные. И ни капельки не противные. Не то, что у лягушек. А глаза у улыбающегося мальчишки какие-то мутные. Примерно такие же, как у рыбы. Но в них всё равно светится ум. Да ещё и какое-то озорство. Отчего-то показавшееся Стёпе странно знакомым. Мальчишке невдомёк, что точно такое же выражение он ежедневно видит в зеркале, когда умывается по утрам.
Мальчишка приветливо помахал Стёпе. Тот удивлённо приподнял брови. Видимо, незнакомец сообразил, что Стёпа не понял, что тот имеет в виду. Поэтому, чтобы не терять напрасно время, просто схватил его за ногу и потянул под воду.
Стёпа начал активно сопротивляться. Ведь ему не раз объясняли, что только рыбы и прочие подводные жители могут дышать при помощи жабр. У человека их просто напросто нет. Но, как сильно Стёпа ни бил ногами и руками, незнакомец легко утягивал его всё глубже и глубже.
Уже давно вода сомкнулась над головой мальчишки. И свет яркого солнца превратился в мутное, зеленовато-синее свечение. Только несколько ярких лучей пронзали воду, словно свет от прожекторов или фар машины. Но Стёпа не собирался сдаваться. Он продолжал изо всех сил бить ногами. А ещё мальчишка загребал воду руками в надежде снова оказаться на поверхности пруда.
Но незнакомец оказался силён настолько, что Стёпа погружался всё дальше и дальше. До тех пор, пока его ноги не коснулись песчаного дна.
Стёпа попытался оттолкнуться, чтобы вырваться, наконец-то, из цепких пальцев незнакомца. Когда тот, с силой тряхнув его за плечи, хмуро спросил:
–Чего ты всё дёргаешься-то? Думаешь, легко мне было тебя под воду утянуть? Стой спокойно!
Стоять спокойно? Да Стёпа готов хоть бежать по дну, чтобы выбраться из-под воды. Чтобы снова оказаться под тёплыми лучами яркого солнышка. Чтобы вернуться домой. Пусть и в мокрой одежде. Главное, чтобы мама увидела, что с ним всё в порядке. Что её сын жив и здоров.
Но сказать что-либо Стёпа побоялся. Так как опасался, что, если он откроет рот, то тут же захлебнётся. Ведь этот странный и злой мальчишка обязательно снова помешает ему выбраться из воды.
Не дождавшись ответа, незнакомец спросил:
–Чего молчишь-то? Говорить не умеешь, что ли?
Но и на этот раз Стёпа ничего не сказал. Он всё ещё думал о том, как же ему сбежать от этого глупого мальчишки, который отчего-то решил затеять разговор в таком странном месте, как дно пруда. Ведь всем известно, что говорить под водой невозможно. Стёпа, как и остальные мальчишки, не раз пробовал это сделать. Но, естественно, ни у него, ни у его друзей, это никогда не получалось. И всё, чего они смогли добиться, так это только бульканья и мычащих звуков. В которых лишь с большим трудом им самим удавалось угадывать то, что они старались произнести. Ну, ещё, правда, они громко смеялись. Поскольку всё это оказалось очень даже весело. Ну, до тех пор, пока вода не начинала затекать в рот.
Незнакомый мальчишка, расстроенно махнув рукой, сказал:
–Ну, как хочешь. А я-то хотел с тобой поговорить. Думал, что хоть один из мальчишек оказался не таким, как все. А ты, получается, тоже какой-то странный.
И тут Стёпа не выдержал. Недовольно сведя брови, мальчишка хмуро спросил:
–Это кто это странный? Это я странный? Да я знаешь, что с тобой…
И тут Стёпа замолчал. Поскольку понял, что все его слова ни капельки не искажаются, как всегда случалось, когда он или его друзья пытались говорить под водой. Да что там слова! Мальчишка сообразил, что вода по какой-то непонятной причине не затекает ему в рот. И он, оказывается, может совершенно спокойно дышать под водой. Точно так же, как на поверхности. Так же, как он привык делать это с рождения.
Стёпа удивлённо осмотрелся по сторонам. Да, он точно находится под водой! Но при этом по какой-то непонятной причине чувствует себя совсем неплохо. Да что там неплохо! Он чувствует себя просто великолепно!
Во всём теле появилась какая-то странная лёгкость. Появилось ощущение, что он готов в любую секунду взлететь.
Стёпа посмотрел под ноги и увидел, что песок-то, оказывается, уже вовсе и не песок. Точнее, не так. Он, естественно, так и остался песком. Во всяком случае, его цвет почти не изменился. Только в массе жёлтых песчинок стали хорошо различимы коричневые, белые и серые кристаллы. И всё это мальчишка увидел потому, что песок стал значительно крупнее. Размером примерно с кирпич.
А когда Стёпа посмотрел вверх, то у него от удивления и вовсе рот открылся. Да и как ему было бы не открыться от удивления, когда над головой мальчишка увидел такое!
Да, он и раньше смотрел на небо. Видел там облака и солнце. И даже не раз делал это, находясь под водой. Но того, что он увидел на этот раз, Стёпа ещё никогда не имел возможности наблюдать.
Лёгкая рябь на воде превратилась в медленные, огромные валы на поверхности пруда. При этом каждый раз, когда такой вал проходил между Стёпой и солнцем, яркие лучи преломлялись и больно били по глазам. Но, не смотря на эти, не слишком приятные ощущения, мальчишка продолжал смотреть на то, как лучи солнца, попадая в создаваемые водой и ветром линзы, начинают вести себя не совсем привычно.
Заметив, что мальчишка постоянно жмурится, незнакомец спросил:
–Глазам больно?
Не отрывая взора от завораживающей картины над головой, Стёпа кивнул:
–Да, немного.
Больше ни о чём не спрашивая, незнакомец снова прикоснулся к руке Стёпы. И сразу же солнечный свет стал причинять заметно меньше неприятных ощущений. Мальчишка даже смог спокойно смотреть вверх, прямо на солнышко. И глаза при этом не приходилось щурить.
Только после этого Стёпа посмотрел на того, кто и затащил его в подводные глубины:
–Ты кто? Что происходит? Что ты со мной вообще сделал?
Весело усмехнувшись, незнакомец представился:
–Меня зовут Бурлиньк. Я здесь живу. – Он повёл вокруг рукой, как бы указывая, где именно он живёт. – Я тебя пригласил к себе в гости. И я сделал так, что ты сможешь дышать под водой, Степан.
На какое-то время Стёпа потерял дар речи. Ему пришлось сосредоточиться, чтобы поддержать разговор. Но и после этого мальчишка не сразу смог прийти в себя. Потому-то он и ответил не совсем по делу. Да и не ответил даже, а наоборот – спросил:
–А откуда ты моё имя-то знаешь?
Бурлиньк весело рассмеялся:
–Ну, я же не глухой! Слышал, как тебя твои друзья называли!
Стёпа вынужденно признал, что в словах этого подводного человечка есть определённый смысл. Но, видимо, оттого, что всё, что с ним только что произошло, мозг ещё не успел осмыслить в полной мере, мальчишка задал новый вопрос:
–А что это за имя такое странное – Бурлиньк? Какое-то китайское, что ли?
Бурлиньк обидчиво надул губы и недовольно насупил брови:
–А что тебе не нравится? Или ты хотел, чтобы меня Андреем или Сергеем звали? Так у нас таких имён нету. А Бурлиньк у нас – вполне обычное имя. Такое же, как у вас – Степан.
Только после этого Стёпа сообразил, что его слова и не совсем приличные вопросы и в самом деле могут быть поняты неправильно. Поэтому он торопливо попросил извинения:
–Я не хотел тебя оскорбить или обидеть. Просто растерялся от всего этого. – Он, как недавно сам Бурлиньк, повёл вокруг рукой. – Извини.
На что Бурлиньк, совсем как старые знакомые Степана, беспечно махнул рукой:
–Да ничего! Я даже не обиделся ни капельки! Ну что, ещё вопросы есть?
Хоть Стёпе и показалось, что его новый знакомый слегка лукавит, утверждая, что тот на него совсем не обиделся, он всё же сделал вид, что поверил его заверениям. И, отвечая на заданный им вопрос, кивнул:
–Естественно! Я хочу о многом тебя расспросить.
На что Бурлиньк, снова начав улыбаться, также кивнул:
–Ну, тогда поговорим по дороге. Идёт?