Священник Андрей Винник, Электроугли
Всюду жизнь…
У нас на приходе она своя, и весьма насыщенная. Кто-то устраивает концерты необычных музыкальных команд, кто-то организует встречи с известными писателями и учеными, кто-то занимается детским спортивным клубом, а кто-то, приняв в качестве девиза повеление Спасителя: «Идите и научите…», беседует о христианской жизни с людьми, пришедшими в храм, чтобы крестить своих детей или креститься самим. Опыт этих бесед, которые проводят как священники, так и миряне, указывает на один довольно тревожный факт: великое множество людей имеет искаженное представление о христианстве.
Молодая пара ждет священника после службы.
– Здравствуйте, батюшка. Вот хотим ребеночка покрестить.
– Здравствуйте. А зачем?..
Переглядываются с недоумением.
– Ну… мы же христиане…
(Бывают и другие варианты ответа: «Чтоб не кричал», «Чтоб не болел» или «Потому что мы русские»).
– Здорово, что христиане. Но я вас почему-то не знаю. Вы, наверное, в другой храм ходите? Не местные?
Выясняется, что местные, просто в храм заходят очень редко – поставить свечи.
– А что вас делает христианами?
– Мы крещены!
– Гитлер тоже был крещен. Он христианин?
– Наверное, нет…
– Значит, крещение христианином не делает. А что делает? Есть слова Самого Господа: «Верующий в меня заповеди мои соблюдет».
– Правильно, вот мы и соблюдаем! – радостно находятся молодые люди.
– А какие, позвольте полюбопытствовать?
Стандартный ответ включает в себя «не убий» и «не укради». Мало кто вспомнит остальные заповеди, а уж каково узнать, что они, равно как и любовь к Богу и ближнему, были провозглашены еще в Ветхом Завете. Чему же учил сам Христос? Ведь мы как-никак пришли в православный храм, где поклоняются Христу, а не в синагогу… А может, мы все-таки ошиблись дверью?..
В общем, выясняется, что люди, уверенные в своей религиозной принадлежности, не понимают самых основ христианства. Вместо этого – куча мифов, нагромождение штампов и стереотипов. Взять хотя бы известный миф о «Боге в душе», когда человек путает свои доморощенные представления о Боге с Самим Богом. Или стереотипный взгляд на Церковь как на «поповскую корпорацию». Или твердое убеждение во всемогуществе православных старцев и бесполезности всех остальных людей духовного звания.
Задача наших миссионеров – объяснять, к чему обязывает и что дает человеку присяга Христу, опровергать мифы, разрушать стереотипы – словом, показывать ту дверь, в которую надо стучаться и о которой сам Спаситель говорит: «Стучите, и отворят вам» (Мф 7:7). Ответит ли на стук и войдет ли в жизнь Христос, зависит уже от самого стучащегося и от Господа Бога. Главное, чтобы дверь была настоящей, а не нарисованной.
В какой-то момент мы почувствовали, что фронт работ можно и нужно расширять. Возникла идея создать газету апологетической направленности. Слово «апологетика» происходит от слова «апология», которое в переводе с греческого означает «оправдание», «защита». Какого же рода защитой мы хотим заниматься?
Чтобы лучше это объяснить, воспользуемся простой аналогией. Человек приобрел автомобиль. При этом он совершенно не знает, как им управлять, да и правила дорожного движения для него темный лес. Что произойдет, если он вдруг воскликнет: «Да что тут сложного!» – и, сев за руль, примется нажимать и крутить все, что попадется под руку? В лучшем случае – он не тронется с места, в худшем – покалечится сам и покалечит других, а какой-нибудь сторонний наблюдатель, глядя на последствия его «вождения», скажет: «Никогда в жизни я не сяду за руль! Автомобиль – дьявольское изобретение!»
Полностью защитить общество от таких водителей невозможно. Но каждый знает, что курсы вождения с практическими и теоретическими занятиями открыты для всех желающих; никто не прячет от нас за семью замками учебную литературу; наконец, перед глазами многочисленные примеры людей, которые хорошо и уверенно водят машину (чаще всего они охотно делятся своим опытом с начинающими). Все это вместе ясно доказывает, что при разумном и правильном использовании автомобиль может быть не бесполезной роскошью и не орудием убийства, а прекрасным средством передвижения из точки А в точку Б. Таким образом, знание способно защитить и репутацию автовождения, и жизнь человека, садящегося за руль, и жизни окружающих его людей. Только надо не лениться, а узнавать.
Церковь – это тоже своего рода средство передвижения. Недаром ведь одним из ее древнейших символов является корабль. Только точка А, в данном случае, – наша земная жизнь, а точка Б – вечное Царство Христа. И человек, севший на корабль, управляемый Христом, тоже должен быть защищен знанием. Вот для этого мы и создаем нашу газету. Нас не смущает, а только радует, что уже существуют такие прекрасные интернет-ресурсы, как «Православие и мир». Пускай их будет еще больше. Мы не претендуем на что-то небывалое и гениальное. Но нужно делать, что можешь, и пусть цветут все цветы.
Запись фрагмента передачи «Временно Доступен» телеканала ТВЦ, показанной в конце ноября. Ведущие Дмитрий Дибров и Александр Карлов.
Гость: Андрей Кураев
Дмитрий Дибров: Когда человек крестится, во многих популярных брошюрах о значении крещения говорят о том, что он становится маленькой клеткой живого организма, каким много веков является Русская Православная Церковь. Хотелось бы подумать, как живет этот организм. Хотелось бы думать, что между вами, священнослужителями, существуют свои параллельные формы коммуникации: вы знаете батюшек благочестивых, батюшек-подвижников и вы знаете друг друга. И может быть, вы так корпоративно и делитесь на тех, кто исповедует одну доктрину и другую. Между вами какие-нибудь семинары бы происходили или например, вы бы знали, что в Архангельске достойный есть диакон, а тот, ну, скажем, Кураеву бы писал. А какой-нибудь батюшка в Новосибирске вас бы критиковал. И вот так бы жила эта Церковь, как организм. Да или нет – такое есть?
Андрей Кураев: Есть, но все, что называется, как у людей. Чего у нас нет, и мне этого очень жаль: первое, нет чувства корпоративно-сословной солидарности и единства, которое было раскатано советским катком, прежде всего. Когда люди, священники боялись друг друга, когда все знали, что могут быть и стукачи, и поэтому – молчи, скрывайся и таи мысли и мечты свои. Даже в небольшой внешней черте это проявляется: предположим, еду я в рясе в московском метро, вижу, священник идет навстречу, и крайне редко священники в Москве здороваются друг с другом, этого нет. Второе, у нас нет курсов повышения квалификации, и это совершенно возмутительная вещь. Понимаете, у журналистов, врачей, педагогов, юристов, бухгалтеров есть постоянное обновление знаний. У нас считается, что если ты закончил семинарию, дальше учиться уже нечему. А ведь проходят годы, меняются поколения, эпохи, культуры… Пусть ты в одном и том же городе служишь, на одном приходе, но мир-то вокруг меняется. Да и православие само – целая вселенная, до конца жизни ее все равно не познать, не говоря уже о коммуникации с другими людьми, которые в этом нецерковном мире живут и к твоему порогу подходят. Нет такого рода обучения и подготовки, к сожалению.
Дмитрий Дибров: Но есть же какие-то подобия социальных лифтов. Как мы все радуемся, что есть владыка Иларион, ведь он так продвинулся в области композиторства, даже его кантаты все слушают. Он становится все популярнее и популярнее среди светской интеллигенции, и кто-то его из Вены хвать-похвать – и в Москву. Наверное, значит, работают ведь лифты-то эти. И таких достойных служителей, видимо, много.
Андрей Кураев: Эти лифты работают не для нас, не для священников, они работают для монахов, то есть для тех людей, которым эти лифты, казалось бы, вообще не нужны. Сознательное решение Церкви когда-то в древности – к власти допускать тех, кто боится этой власти, кто плевать на нее хотел. Есть такой человек, который однажды плюнул в лицо современности, карьеризму и ушел от нас куда-то далеко. Со временем мы можем погнаться за ним и понудить вернуться, но вот именно потому, что он стал «иностранцем», отшельником, чужим, иноком, иным среди нас. Поэтому вернись к нам, и мы будем уверены в том, что ты не член какой-то из противоборствующих партий, кланов, и ты как чистый «иностранец» будешь здесь нами править. Поэтому вот такая парадоксальная структура в Церкви, которая поднимает людей, отрекшихся от высоты.