Вера, как мы уже установили, – это осознанная модель представления о мире и роли каждого человека на его жизненном пути. Вера может быть авторитарной, догматической или индивидуальной, творческой, если она формируется на основе собственного опыта и духовности. Под духовностью будем традиционно понимать некоторое совокупное свойство сознания и подсознания, объединяющее интуицию, интеллект, таланты, способности, а также нравственность личности.
Вера, как форма существования и развития духовности, нацеленная на будущее, определяет жизненную стратегию, которая реализуется в зависимости от природных талантов человека. Вера первична и не требует доказательства своей достоверности в отличие от знаний. Можно сказать, что в ней заложен изначальный источник свободы и демократичности, связанный с возможностью отречения либо ее развития в зависимости от особых обстоятельств жизненного пути, осознания и принятия новой информации.
Человеку не дано абсолютного знания мира, но он может и должен постоянно стремиться к его познанию на уровне данной ему духовности. Вера как раз и определяет дорогу познания, которая может быть истинной, то есть шаг за шагом приближать к раскрытию самосознания, а может быть ложной, направляющей процесс познания по неверному и даже гибельному пути.
Каждый здравомыслящий человек обязательно во что-то верит, то есть моделирует свою жизнь хотя бы на один час вперед. Вера всегда устремлена в будущее, поскольку то, что с нами уже произошло или происходит сейчас, в той или иной мере, можно отнести к категории знания. Именно такой взгляд на веру определяет ее важнейшую роль для каждого из нас.
Творческая вера открывает будущее, поскольку определяет его в материализации сознательных идей – в наших надеждах, а такие надежды порождают любовь, как единственный количественный критерий, определяющий ценность жизненного пути человека, наполненного смыслом и содержанием. Если вера ошибочна, то она вступает в противоречие с Высшим Планом эволюции и наше будущее закрывается.
С системной точки зрения, вера, как модель, должна в той или иной мере соответствовать действительной картине мироздания, возможно, и со знаком минус. Но если каждый имеет свою веру и она бездоказательна, то где же критерий, определяющий ее адекватность действительности?
В мире есть люди, которым доступна информация будущего, но большинство из нас творит свою веру двумя способами.
Одни моделируют мир и строят веру, исходя из своих жизненных представлений, причем среди них есть незаурядные личности, которым удается интуитивно нащупать истинную тропу жизни. Это, как правило, люди высоконравственные, жизненный опыт которых не противоречит Высшей Стратегии эволюции, а сознание не принимает канонических церковных догм. Такая ситуация сродни врожденной грамотности, когда человек, не зная правил орфографии, пишет без ошибок.
Другие, не мудрствуя, строят свою веру на основе традиционных догматических религий. Для большинства народов запада это христианская религия, которая существует как надстройка общества, канонизированная в IV веке на Никейском Соборе.
Человек не обязан воспринимать веру, которую ему навязывают извне, и это вполне естественно. У каждого из нас имеется индивидуальный запас знаний, определенный уровень развития абстрактного мышления, интеллект и, конечно же, жизненный опыт.
Церковь не может творить личную веру в условиях широкого диапазона духовности ее прихожан. Такое творчество – дело каждого, но сверять его результаты всегда важно с более высокой моделью диалектики – христианской философией, суть которой изложена в Евангелии Нового Завета.
Всякая философия, и христианская в том числе, является тоже верой, пусть высшего порядка, высшей плотности информации, но верой, то есть моделью мира, которую общество должно воспринять, если оно того пожелает, без доказательств. Такая установка позволяет выдвинуть две альтернативные гипотезы. Либо Новый Завет придуман людьми и представляет собой хоть и прекрасную, но все же часть человеческой культуры, либо он дан людям извне, с более высокого, нежели само человечество, системного уровня. Тогда он содержит свод неукоснительных законов и правил, согласно которым человечество должно жить и развиваться.
Трудно было ответить на этот вопрос две тысячи лет назад – тогда действительно можно было только верить, но сегодня другие обстоятельства, позволяющие совсем по-иному взглянуть на столь серьезную проблему.
Во-первых, прошло время, и немалое – две тысячи лет. Но и сегодня нельзя вычеркнуть ни единого слова из текстов Евангелия. Информация Нового Завета в начале XXI столетия так же современна, как и тогда, на заре эпохи христианства.
Во-вторых, общество накопило огромный багаж знаний и приобрело опыт жизни по законам Евангелия Нового Завета и вне их, получив трагические, но яркие впечатления. Все это позволяет другими глазами, более внимательно, прочесть древние, но вполне современные тексты, осмыслив многое, относящееся не только к настоящему времени, но и к нашему ближайшему будущему.
Сегодня необходимо взглянуть на христианство глазами современного, эрудированного человека, способного трезво разобраться в сути важнейших процессов, протекающих в обществе, и ответить на главный вопрос – какова была и есть роль христианской диалектической философии в жизни людей?
Мы должны разобраться и понять – почему все попытки обособления земной жизни, вопреки Плану Вселенной, заканчивались крахом не только для отдельных людей, но и для целых государств, которые, как им казалось, жили по законам христианства. Мы также должны понять, почему самые лучшие начинания и проекты гуманистической направленности так трудно, а порой невозможно реализовать людям, верящим в «торжество человеческого гения» на земле. Неужели все дело в ней – в Вере?