Вместо предисловия: сколько лиц у эроса, или Homo Eroticus

Человек – единственное в природе существо, способное думать, рассуждать, анализировать свои чувства, желания и поступки, делать выводы и заключения. Но несмотря на это, в нем остается и по сей день много загадочного, непонятного и необъяснимого.

Даже личность с высокоразвитым интеллектом, целенаправленно анализируя свои действия, не всегда в состоянии понять, почему в душе появляются определенные чувства и эмоции, почему в одинаковых ситуациях, но с разными людьми возникают совершенно различные желания. Все это лежит глубоко в области подсознания (или бессознательного) и с большим трудом поддается анализу и пониманию, и, как следствие, очень трудно сделать по этому поводу однозначные и уверенные выводы.

Одной из самых необъяснимых областей человеческого подсознания является сфера эротических желаний и влечений. И это вполне закономерно, так как она сочетает в себе психические и физические аспекты жизни каждого из нас.

Эротика во все времена занимала и занимает по сей день одно из самых значительных мест в жизни людей. С античности и до наших дней философы в своих определениях человека по-разному трактовали данную тему, придавая различное значение эротике и ее влиянию на отдельного индивидуума.

ВЕЛИКИЕ ОБ ЭРОСЕ

Жизнь без любви не жизнь, а серое существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить.

М. Горький

Древнегреческий философ Платон определил человека как «двуногое без перьев», поставив его тем самым в один ряд с представителями животного мира и определив его основные биологические потребности: дыхание, питание, сон и т. д. Среди них он особо выделил потребность в размножении. Конечно, если смотреть на это с точки зрения физиологического процесса, все вроде бы правильно. Но если принимать во внимание особенности взаимоотношений между людьми, данное определение принимает не совсем корректную окраску.

Ведь говоря о размножении животных, никто не употребляет такие понятия, как любовь и эротичность. Половые отношения для человека – это не просто биологическая потребность в размножении, продолжении рода.

И здесь уместно привести высказывание Франца Боппа о том, что «человек – это существо биосоциальное», то есть человек стоит в одном порядке с животным миром, имеет биологические (природные) потребности в пище, сне, размножении, но при этом он испытывает общественное (социальное) влияние, и все эти потребности проявляются у него «по-человечески». Из этого следует вывод, что отношение человека к эротике сложилось в результате сложного процесса взаимодействия его биологических потребностей и социального воздействия. Последнее формирует и духовный мир человека, и его способность рассуждать и анализировать.

Откуда же возникли сами термины «эротика», «эротические желания», «эротическое удовлетворение» и т. д.?

Представления об эросе и эротичности появились еще во времена античности, в Древней Греции. Именно там была сложена легенда об Эросе.

Эрос (Эрот) в древнегреческой мифологии – бог любви и эротических наслаждений – сын прекрасной богини любви и красоты Афродиты и главного бога громовержца Зевса. В римской мифологии встречается под именем Амур.

Красота Амура божественна, он молод и очарователен, за спиной у него легкие белые крылья, а в его руках лук и стрелы. Стрелы, пущенные Эросом, пронзают сердца людей и порождают в них страсть. Человек, попавший в сети этой безумной страсти, уже не может из них вырваться, он влюблен. Эта любовь ярким пламенем горит в его сердце, это чувство его окрыляет и возносит до небес, ради любимого человека он готов совершать даже самые опрометчивые поступки. Чувство любви прекрасно и возвышенно, оно способно подарить влюбленным ни с чем не сравнимые ощущения.

У влюбленного человека возникают желания, которые характеризуются как эротическое влечение. Главный источник эротического наслаждения – это тело. Обладание телом любимого человека – вот суть эротических взаимоотношений людей.

От стрел Эроса не укрыться никому, рано или поздно они настигают каждого человека, и эротические фантазии сами собой возникают в воображении. Исключением не стал даже сам бог Эрос, рождающий любовь и желания, что свидетельствует о необыкновенной силе и возвышенности этой сферы взаимоотношений между людьми.

В древнегреческой мифологии существует прекрасная история об Амуре и Психее, описанная Апулеем в книге «Метаморфозы». Этот миф заключается в следующем. У одного царя была дочь Психея, настолько прекрасная, что люди стали звать ее новой Афродитой, поклонялись ей и приносили дары. Разгневалась на это богиня и попросила своего любимого сына Амура влюбить эту девушку в самого низкого и бедного человека на земле. Но Амур был так пленен красавицей, что ослушался просьбы матери и взял Психею в жены, но с условием, что она не должна знать, кто он, и видеть его лица.

Приходил он к ней только ночью, в темноте, и наслаждались они прекрасными минутами близости. Психея любила мужа, но однажды, испуганная разговорами завистливых сестер о том, что ее муж – страшное чудовище, не удержалась и зажгла ночью лампу. Амур разгневался и улетел от нее, но Психея, преодолев множество испытаний, нашла мужа. Амур простил ее, потому что за время разлуки воспылал к ней еще большей страстью. Простила ее и Афродита, а Зевс даровал ей бессмертие. Амур и Психея обрели счастье, соединив свои жизни, души и тела.

Эротика для человека естественна, она является неотъемлемой и очень важной частью его жизни. Человек, который не познал радости эротических отношений, не знает многого о жизни, о себе, о других людях. Он лишен возможности обрести счастье и душевный покой.

ВЕЛИКИЕ ОБ ЭРОСЕ

Высочайшее совершенство души проявляется в способности к наслаждению.

Люк де Клапье Вовенарг

Душа и тело – вот чем определяются эротические потребности человека. Некоторые cовременные психологи утверждают, что человека можно назвать существом эротическим, или HOMO EROTICUS. Подтверждения данной точки зрения можно легко найти в реальной жизни и в работах великих философов.

Эротичность начинает проявляться у человека в раннем возрасте. Как уже сказано, источником эротического наслаждения являются собственное тело и тело партнера.

Ребенок с интересом начинает рассматривать собственное тело, делает сравнения. Известно, что в возрасте 6—8 лет нередки случаи, когда дети одного пола, собравшись вдвоем-втроем, начинают показывать друг другу и рассматривать свои половые органы, делая сравнения, и приходят к выводу, что, в общем-то, все у них почти одинаковое, а вот у представителей другого пола есть существенные отличия. Но в этом возрасте подобный интерес вполне невинен и не имеет никаких последствий.

В дальнейшем, вместе с взрослением, интерес к собственному телу и к окружающим людям (их физическим особенностям) начинает возрастать, возникают неизвестные ранее чувства и желания. Но только достигнув физической и нравственной зрелости человек способен в полной мере познать радости эротических отношений.

Человек стремится к счастью, удовольствию, блаженству – это его естественная потребность. А что же, как не эротическое наслаждение, способно вознести его на вершину этого блаженства? Ответ на этот вопрос очевиден – физическое удовлетворение. Конечно, эротика не является основным компонентом, составляющим человеческое счастье, но без нее оно невозможно и немыслимо. Это чувство – это неотъемлемое проявление человечности, то, без чего представить человеческую жизнь просто невозможно.

Австрийского психолога Зигмунда Фрейда больше всего в его исследованиях волновал вопрос, что же лежит в основе поведения человека? И он пришел к выводу, что всеми его поступками человека управляет особый, эротический (по Фрейду – сексуальный) комплекс. Он создал «модель человеческой природы», которая нуждается в постоянном «удовольствии». Процесс «напряжение – разрядка» естественен и необходим человеку для полноценного существования.

Человек, как правило, вступает в половую связь не ради появления потомства, а ради получения удовольствия. Это удовольствие является не только физическим, но и эмоциональным. А поскольку эротическое влечение носит психофизический характер, он вступает в половую связь не с каждым, кто ему встретится (конечно, есть и исключения), а только с теми, кто отвечает его представлениям об эротической привлекательности (физической и духовной) и способах удовлетворения своих желаний.

Все люди очень разные. Их стремления, желания, представления о том, что такое наслаждение, значительно отличаются друг от друга. Это связано с физическими и психическими особенностями личности, с воспитанием, моральными принципами, степенью закомплексованности и тому подобными аспектами. Человек многолик в своих эротических стремлениях, и эту особенность он унаследовал от Эроса, который предоставил людям возможность не только практиковать традиционную эротику «мужчина – женщина», но и другие варианты – такие, как интервентированный эрос, истязающий эрос, десексуализация и т. д. Все эти виды эроса будут рассмотрены подробно в последующих главах.

В разные эпохи к эросу относились по-разному. Во времена античной культуры эротические отношения считались вполне нормальным бытовым явлением, эта тема свободно обсуждалась между людьми, о нем открыто писали в книгах. Такие явления, как гомосексуализм и садомазохизм, считались вполне приемлемыми. Затем в течение многих тысячелетий эта тема стала закрытой для широкого обсуждения, и только в XX веке произошли коренные изменения.

Но, естественно, эти изменения коснулись не самого процесса эротических отношений (хотя и его тоже, но эти изменения больше связаны с техническим прогрессом, появлением новых аксессуаров для эротических игр). Эротические отношения существовали и тогда, когда о них вслух не говорили (иначе человеческий род вымер бы). Изменения глубоко затронули восприятие людьми сексуальных вопросов.

Эротичность во многих ситуациях определяет поведение человека, его действия. Эротическое возбуждение заставляет совершать необдуманные поступки, которые часто приводят к самым непредвиденным, порой даже печальным результатам.

ВЕЛИКИЕ ОБ ЭРОСЕ

Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась.

Д. Свифт

В романе Н. Карамзина «Бедная Лиза» невинная девушка из бедной семьи поддается страсти, которая зародилась в ее душе к амбициозному юноше из высшего общества, и безрассудно отдается ему в порыве эротического возбуждения. После этого она чувствует себя грешной и недостойной женщиной (ведь действие романа происходят в XVIII веке), но по-прежнему готова ради любимого на все. Но молодой человек не в силах противостоять светскому обществу, он уходит от нее и женится на другой, равной себе по положению. Лиза не в силах вынести позора и предательства и бросается в реку. Вполне возможно, если бы девушка не поддалась этой страсти, ее сердце не было бы разбито и жизнь ее не оборвалась бы так трагично.

Известны многочисленные случаи, когда великие полководцы и государственные деятели забывали о своих важных делах и предавались эротической страсти, принося тем самым существенный вред своему государству.

Говоря об эросе, можно разделить его на реальный и воображаемый. Реальный эрос воплощается в действительности в половых взаимоотношениях с партнером. Воображаемый эрос существует в воображении человека, но не практикуется в жизни.

Эротические взаимоотношения способствуют полному раскрытию человеческой личности, ее потребностей и склонностей. Эротические контакты могут обнаружить в человеке как его положительные, так и отрицательные качества.

Одним из свойств человеческой природы является постоянный поиск чего-то нового. Если жизнь однообразна, она становится скучной, человек начинает испытывать душевный и физический дискомфорт. Эротические наслаждения позволяют ему внести в свою жизнь что-то новое, ранее неизведанное, что помогает избежать скуки и однообразия. Причем эротика может вносить в жизнь элементы новизны не только с разными партнерами, но и с одним и тем же. Полноценные эротические отношения с постоянным партнером способны вывести человека из состояния депрессии, придать ему силу и желание жить дальше.

Человек стремится к эротике, она ему нужна для эмоциональной и физической разрядки. После эротической близости с любимым у него появляется ощущение легкости и удовлетворенности, а это необходимо для того, чтобы чувствовать себя вполне счастливым и спокойно заниматься повседневными делами.

Пародируя слова классика, можно сказать, что человек – существо эротическое, и это будет правдой. Но какое огромное множество людей сознательно пытается забыть об этом! Многие люди, разочаровавшись по каким-то причинам в эротических отношениях, пытаются заменить их работой, спортом, различными увлечениями, воспитанием детей и т. д. Но это не помогает им избавиться от чувства неудовлетворенности, невостребованности, от осознания, что какие-то взаимоотношения в жизни складываются не так и можно было бы получить от нее намного больше. Но что-то мешает этому.

На всем протяжении истории человечества существовала тенденция не совсем верного понимания слова «эротика», некоторого извращения его смысла и значения.

В памятниках древнегреческой литературы, в которых впервые упоминается об Эросе, понятие эротики неразрывно связано со словами «любовь», «глубокая привязанность» и «душа». Даже гомосексуальные и педофильные отношения рассматриваются как проявления искренней любви. Если в понятии «эротические отношения» изначально душевная привязанность занимает первое место, а потом уже следует половая связь как таковая, то с течением времени отношение людей к эротике в значительной степени меняется.

Так, уже в более поздней греческой литературе, например в романе Петрония «Сатирикон», половые отношения представляются как способ удовлетворения физических потребностей. В современном мире многие люди ставят знак равенства между понятиями «эротика», «секс», «физическое удовлетворение», не принимая во внимание любовь и душевную привязанность. И, как следствие, происходит общее снижение духовных и моральных ценностей, снижение уровня культуры, упрощение отношений между людьми. Человеку становится все труднее отличить настоящие чувства от увлечений.

В этой главе приведено множество фактов, на основании которых можно сделать вывод о том, что человек – действительно существо эротическое – и эротика играет очень важную роль в его жизни. Человек стремится к эротике, и в этом нет ничего предосудительного. Эротичность естественна и объясняется психологическими и физическими особенностями. Все отклонения в эротических пристрастиях имеют глубокие, обоснованные психологические причины, и к ним нужно относиться с пониманием.

ВЕЛИКИЕ ОБ ЭРОСЕ

Единственный способ избавиться от искушения – это поддаться ему.

О. Уайльд

Эротические отношения существуют, для того чтобы человек удовлетворял не только свои физические потребности, но и духовные. Не случайно многие психологи определяют эрос как слияние тела и души одного человека с телом и душой другого для обретения высшего блаженства и достижения гармонии.

Загрузка...