Примечания

1

Дьяков С. В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М.: «Норма». 1999.

2

Термин «государственная преступность» введен для краткости изложения названия совокупности преступлений, предусмотренных главой 29 УК РФ – «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Есть в этом и известная историческая преемственность, используемая в трех изданиях учебника по криминологии (2001, 2005, 2008 гг., изд. «Норма») и указанной монографии.

3

См.: Дьяков С. В., Игнатьев А. А., Карпушин М. П. Ответственность за государственные преступления. М.: «Юридическая литература», 1988.

4

См.: Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (социальные и правовые основы). М: «Норма», 2005.

5

По данным госдепартамента США, в 2004 г. в мире совершено 3100 терактов, погибли, были ранены или похищены более 28 тыс. человек; в 2005 г., соответственно, 11 000 терактов с указанными последствиями в отношении более чем 75 тыс. человек; в 2006 г. – 14 500 терактов с потерпевшими – около 75 тыс. человек.

6

См.: Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003; Мохов Е. А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М.: «Вузовская книга», 2002.

7

См.: Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. СПб.: Фонд «Университет», 2000.

8

См.: Кудрявцев В. Н. Стратегия борьбы с преступностью. М.: «Юрист», 2003; Рябчук В. Н. Государственная измена и шпионаж. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2007; Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А. Н. Коробеева. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2008; Преступность, криминология, криминологическая защита. М., 2007; Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008; Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М.: МГЮА, 2004; Терроризм в современном мире. М.: «Наука», 2008; Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под общ. ред. М. А. Вуса и А. В. Федорова, 2-е изд. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005; Зажицкий В. И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006; Артамонов И. И. Методологические проблемы современной криминалистики: Перспективы и направления развития. М., 2008.

9

См.: Бушуев И. А. Основные проблемы наказания за особо опасные государственные преступления в законодательстве, в судебной и исправительно-трудовой практике (правовое и социологическое исследование). Дис… докт. юрид. наук. М.: ВКШ, 1973.

10

См.: Игнатьев А. А. Проблема эффективности уголовного закона об ответственности за особо опасные государственные преступления. М.: ВКШ, 1981.

11

См.: Смирнов Е. А. Особо опасные государственные преступления. Киев, 1974; Клягин B. C. Ответственность за особо опасные государственные преступления. Минск, 1973; Игнатьев А. А. Особо опасные государственные преступления. Киев, 1975; Клягин B. C. Некоторые вопросы теории и практики борьбы с особо опасными государственными преступлениями. Минск, 1976; Ермакова Л. Д. Особо опасные государственные преступления. М., 1982.

12

См.: Приложение 1.

13

Концепция Национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. (в ред. 2000 г.).

14

См.: Ахметшин Х. М., Тер-Акопов А. А. Комментарий ст. 80–82.1; Шмаров И. В. Комментарий ст. 77, 77.1, 88.2 // Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М.: «Вердикт», 1994; Никулин СИ. Комментарий ст. 78, 78.2, 87 (совместно с А. Е. Беляевым) // Комментарий с изменениями и дополнениями УК Российской Федерации. М.: «Вердикт», 1994; Лунеев В. В. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 7; Наумов А. В. 1) Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 327–341;2)Комментарийст.275–284 // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: «Юрист», 1997.

15

Брусницын Н. А. Открытость и шпионаж. М.: Военное издательство, 1991.

16

См.: Богатиков Д. И., Бушуев И. А., Игнатов А. Н., Курляндский В. И., Михайлов М. П., Смирнов Е. А. Особо опасные государственные преступления. М., 1963; Ответственность за государственные преступления. Часть вторая. М., 1965; Дьяков С. В., Игнатьев А. А., Карпушин М. П. Ответственность за государственные преступления. М.: «Юридическая литература», 1988; Комментарий к Уголовному кодексу / Под ред. С. В. Дьякова и Н. Г. Кадникова. М.: «Юрист», 2008.

17

См.: Анашкин Г. З. Ответственность за измену Родине и шпионаж. М., 1964; Клягин B. C. Ответственность за особо опасные государственные преступления. Минск, 1973; Смирнов Е. А. Особо опасные государственные преступления. Киев, 1974; Игнатьев А. А. Особо опасные государственные преступления. Киев, 1975; Клягин B. C. Некоторые вопросы теории и практики борьбы с особо опасными государственными преступлениями. Минск, 1976; Ермакова Л. Д. Особо опасные государственные преступления. М., 1982; Беляев А. Е. Уголовная ответственность за призывы, образующие преступления против государства. М., 1991; Обеспечение безопасности страны и права человека (Материалы Круглого стола). Новосибирск, 1992; Беляев А. Е. Комментарий ст. 275–284 // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: «Вердикт», 1996; Игнатьев А. А. Комментарий ст. 275–284 // Уголовный кодекс Российской Федерации (постатейный комментарий). М.: «Зерцало», 1997.

18

Кользеев А. Г. Выступление на «Круглом столе» // Обеспечение безопасности страны и права человека. Новосибирск, 1992. С. 55.

19

См.: Дьяков С. В., Игнатьев А. А., Карпушин М. П. Ответственность за государственные преступления. М.: «Юридическая литература», 1988. С. 85.

20

См.: Ляпунов Ю. И., Мшвениерадзе П. Я. Основа систематизации норм Особенной части уголовного права // Правоведение, 1985. С. 30.

21

Дьяков С. В., Игнатьев А. А., Карпушин М. П. Указ. соч. С. 11.

22

См.: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: «Норма», 2006.

23

См.: Дьяков С., Самойленко П. Изменения и дополнения Закона от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления» // Социалистическая законность. 1984. № 11.

24

См.: Приложение 2.

25

Подробнее см.: Беляев А. Е., Воронцов В. М. Уголовная ответственность за призывы, образующие преступления против государства. М., 1991; Лунеев В. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 7.

26

См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 44. Ст. 2470.

27

См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 22. С. 789.

28

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10.

29

См.: Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008. С. 216.

30

См.: Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008. С. 216.

31

Побегайло Э. Ф. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности // Российский криминологический взгляд. 2007. № 3. С. 86.

32

См.: Преступность, криминология, криминологическая защита. М., 2007. С. 11–12.

33

Лунеев В. В. Объективизация криминологических показателей в системе контроля над преступностью // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 1996. С. 35.

34

См.: Концепция Национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. (в ред. 2000 г.).

35

См.: Приложение 1.

36

Уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы Польской Народной Республики. М., 1973. С. 54–56.

37

См.: Уголовный кодекс Республики Куба. М., 1983. С. 92–103.

38

См.: Уголовный кодекс Италии. М., 1991. С. 128–151.

39

См.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993. С. 143–163.

40

В цитируемой монографии 1999 г. автор в качестве родового объекта рассматриваемых преступлений рассматривал государственную безопасность (с. 13). Новые исследования в области конституционного и уголовного права, а также анализ практики привели к пересмотру авторской позиции. С. А. Воронцов обоснованно утверждает, что «составными элементами безопасности государства являются военная, государственная, информационная, политическая, экономическая, общественная и экологическая безопасность» (Воронцов С. А. Спецслужбы России. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. С. 11).

41

«Безопасность государства представляет собой систему таких свойств государства, которые обеспечивают ему возможность для развития и процветания в условиях конфликтов, неопределенности и рисков. Данные свойства охватывают все сферы жизнедеятельности государства: духовную, политическую, экономическую, военную, национальную, общественную, экологическую» (Воронцов С. А. Указ. соч. С. 11).

42

УККНР рассматриваетв качестве родового объекта государственных преступлений, – государственную безопасность (глава 1, ст. 102–113) (см.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А. И. Коробеева. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. С. 59).

43

См.: Приложение 4.

44

См.: Уголовное право России. Особенная часть, М.: ИМП, 1996. С. 329; Уголовное право. Часть Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М.: «Проспект», 2003. С. 591.

45

Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1979. С. 281.

46

Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: «Аспект пресс», 1995. С. 313.

47

В дальнейшем дается нумерация статей по УК Украинской ССР, поскольку работа была опубликована в г. Киеве.

48

Игнатьев А. А. Особо опасные государственные преступления. Киев, 1975. С. 9-Ю.

49

А. И. Рарог обоснованно подчеркивает, что «определение непосредственного объекта как квалификационного критерия не является абсолютным» (Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: «Инфра-М-Контракт», 2009. С. 565).

50

См. статьи 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 150, 213, 214, 244 УК РФ.

51

См.: Приложение 5.

52

См.: Долгова А. И. Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008. С. 21.

53

См.: Предисловие к книге С. А. Воронцова «Спецслужбы России» (Ростов н/Д: «Феникс», 2006. С. 4).

54

«Специальные законы о борьбе с тем или иным антиобщественным явлением принимаются в случае актуализации проблемы, при превращении ее в угрозу национальной безопасности» (Голик Ю. В., Карасев В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005. С. 270).

55

Подробнее см.: Дьяков С. В. Унификация уголовного законодательства об ответственности за преступления против государства // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1995. № 4. С. 37–46.

56

В связи с этим их отнесение в главу 32 «Преступления против порядка управления» вряд ли обоснованно.

Загрузка...