Философские воззрения Гартмана (Philosophie des Unbewussten. Berlin, 1869. S. 583) сводятся к следующему. Любовь причиняет больше горя, чем радости. Отрада, ею доставляемая, не что иное, как чистая иллюзия. Разум повелевал бы избегать любви, если бы не роковое половое влечение; стало быть, самое лучшее – это подвергнуть себя кастрации. Те же взгляды, но без последовательности Гарт мана, мы встречаем уже у Шопенгауэра в его сочинении «Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung. 3 Aufl., Bd. 2. S. 586 ff.).
В оригинале цитируется на французском языке. – Ред.
В настоящем издании они приведены в переводе на русский язык. – Ред.
Lombroso. Der Verbrecher. Übers, von Fränkel. S. 38 ff.; Westermarck. Geschichte der menschlichen Ehe. Übers, von Katscher und Grazer. Jena, 1893; Плосс. Женщина в естествознании и народоведении. Перев. под ред. д-ра А. Г. Фейнберга. Спб., 1898 г.; Мюллер Й. Половая жизнь первобытных народов. Лейпциг, 1902.
По Вестермарку (указ. соч.): «Не чувство стыдливости породило появление одежды, но, наоборот, одежда вызвала возникновение чувства стыдливости. Первоначально, однако, прикрытие половых органов возникло из желания обоих полов понравиться друг другу».
Этот общий взгляд, установленный, между прочим, и многими историками культуры, требует, однако, известного ограничения, поскольку символический и освящающий характер брака впервые сформулирован был в определенной, ясной форме лишь Тридентским собором, хотя уже самый дух христианства делает понятным освобождение женщины от того низкого положения, какое она занимала в древнем мире и в Ветхом завете.
Такое позднее признание значения брака объясняется отчасти легендой о последовательном создании женщины из ребра мужчины, об ее роли в грехопадении и о постигшем ее заклятии: «а он (муж) будет господствовать над тобою». Так как грехопадение, ответственность за которое Ветхий завет возлагает на женщину, легло в основу церковного учения, то социальное положение женщины должно было оставаться приниженным до тех пор, пока дух христианства не взял верх над легендами и схоластикой.
Достойно внимания то, что в Евангелии, если исключить запрещение развода (Мф 19:9), не содержится ни одного места в защиту интересов женщины. Милосердие к прелюбодейке и к кающейся Магдалине само по себе не касается положения женщины. Напротив, Послания св. Павла прямо указывают на то, что в положении женщины не должно быть ничего изменено (1. Кор 11: 3–12; Еф 5:22: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» и 33: «а жена да боится своего мужа»).
Насколько вина Евы вооружила против женщин отцов церкви, видно хотя бы из следующих выдержек из Тертуллиана: «Женщина, ты должна всегда ходить в печальной одежде и тряпье, глаза твои должны быть всегда полны слез. Ты погубила род человеческий». Св. Иероним еще строже относится к женщине. По его словам «женщина есть врата дьявола, путь беззакония, жало скорпиона» (De cultu feminarum 1, 1).
Каноническое право говорит: «Только мужчина создан по образу и подобию Божьему, но не женщина; поэтому женщина должна служить ему и быть его слугой!»
На соборе в Маконе в VI веке серьезно дебатировался вопрос о том, имеется ли вообще у женщины душа.
Подобные взгляды церкви довольно сильно повлияли на народы, принявшие христианство. У германцев после принятия новой веры пеня за смертоубийство женщины – наивное выражение ценности последней – в силу указанных причин была понижена (Falke J. Die ritterliche Gesellschaft. Berlin, 1862. S. 49). Об оценке обоих полов у иудеев см. III книгу Моисея 27:3–4.
Полигамия, в Ветхом завете (Второзаконие 21:15: «если у кого будут две жены и т. д.») ясно признанная, в Новом нигде, по существу, не отменяется. Действительно, христианские князья (например, Меровинги – Хлотар I, Харибер I, Пипин I и многие знатные франки) жили в многобрачии, в то время церковь нисколько против этого не возражала (Weinhold. Die deutschen Frauen im Mittelalter II. S. 15; ср. также Unger. «Die Ehe» и сочинение Луи Бриделя «Женщина и право» – Bridel L. La femme et le droit. Paris, 1884).
Ср. Friedländer. Sittengeschichte Roms; Wiedemeister. Der Сaesarenwahnsinn; Светоний; Moreau. Des aberrations du sens génésique.
Указания эти, однако, стоят в противоречии с мнением Фридрай-ха («Учебник по судебно-врачебной практике» – Friedreich. Handbuch der gerichtsärztlichen Praxis, 1843, I. S. 271), согласно которому педерастия наблюдается очень часто у дикарей Америки, далее с взглядами Ломброзо (указ. соч. S. 42) и Блоха («Статьи по этиологии сексуальной психопатии») – Block. Beiträge zur aetiologie der Psychopathie sexualis. 2 t. 1903.
Ср. Friedreich. Gerichtliche Psychologie. S. 389, где собраны многочисленные примеры. Так, монахиню Бланбекен неустанно преследовала мысль, что могло стать из части тела, утраченной при обрезании Спасителя.
Вероника Джулиани, причисленная по воле папы Пия II к лику святых, из благоговения к божественному ягненку брала земного ягненка к себе в постель, осыпала его поцелуями, прикладывала к грудям и даже давала ему несколько капель своего молока.
Св. Екатерина Генуэзская часто страдала столь сильным внутренним жаром, что для того, чтобы умерить этот жар, она ложилась на землю, восклицая при этом: «Любовь, любовь, я не в состоянии больше терпеть». В такие минуты она испытывала особое влечение к своему духовнику. Однажды она подняла его руку к своему носу и ощутила при этом запах, проникший ей в сердце, «небесный запах, сладость которого могла бы разбудить мертвых».
Подобной же страстью обуреваемы были св. Армелла и св. Елизавета к ребенку Иисусу. Известны искушения св. Антония Падуанского. Характерна старая протестантская молитва: «О если бы я обрела тебя, прелестный Эммануил, о если бы ты был у меня в постели, как это возрадовало бы тело мое и душу; о приди ко мне и да будет мое сердце твоей кельей».
Ср. Friedreich. Diagnostik der psychischen Krankheiten. S. 247 ff.; Neumann. Lehrbuch der Psychiatrie. S. 80.
Эта триада находит выражение не только в вышеописанных явлениях действительной жизни, но и в религиозной литературе и даже в изящных искусствах времен упадка. Знаменита в этом отношении, например, группа Бернини, изображающая св. Терезу, «которая в истерическом изнеможении опускается на мраморное облако, в то время как влюбленный ангел вонзает ей в сердце стрелу божественной любви» (Любке).
Макс Мюллер выводит этимологию слов «фетиш» от лат. faotitus – искусственная, незначительная вещь.
Deutsches Montagsblatt. Berlin, 20, 8, 88.
Человек, принадлежащий, по Маньяну, к категории «позднейших спинно-мозговых», довольный и удовлетворяющийся всякой женщиной, может только найти исход своему сладострастию. Купленная или вынужденная любовь не есть любовь (Мантегацца). Тот, кто придумал поговорку: «в темноте все женщины одинаковы», был, наверно, большим циником. Способность мужчины к совершению полового акта вообще не служит еще доказательством, что последнее действительно доставляет ему высшее любовное наслаждение.
Ведь бывают мужчины, не любящие своих жен и все же могущие выполнить свои супружеские обязанности. В большинстве случаев, однако, при таких условиях отсутствует чувство сладострастия; здесь имеет место по преимуществу своего рода онанистический акт, часто выполнимый только при помощи фантазии, рисующей мужчине в это время образ другой, любимой женщины. Подобным обманом может быть даже вызвано чувство сладострастия, но в основании этого зачаточного психического удовлетворения лежит психический искусственный прием, совершенно так же, как при одиночном онанизме, когда для получения сладострастного ощущения приходится не раз прибегать к помощи воображения. Вообще та степень оргазма, с помощью которого дело доходит до появления сладострастного ощущения, мыслима, по-видимому, только при участии психики. Там, где существуют психические препятствия (равнодушие, отвращение, боязнь заражения, опасение беременности и т. п.), чувство сладострастия при совершении полового акта, как представляется, вообще отсутствует.
В оригинале цитируется на французском языке. – Ред.
Эстетическое воздействие при этих условиях не играет никакой роли, так как чувственная красота – понятие относительное, совершенно индивидуальное. Скорее, здесь может быть речь о бессознательном стремлении, так сказать, к самодополнению, об инстинктивном выборе сотоварища, который может создать наилучшие условия в целях продолжения рода. Хэвлок Эллис указывает, по-видимому, правильно, что женщина прежде всего обращает внимание на физические свойства мужчины.
Он ссылается при этом на Шатобриана, который однажды высказался следующим образом: «Известно, что женщина чувствует большее влечение к высокому, сильному мужчине, чем к малорослому, слабому, и я где-то читал, что девушка, которой бы предложили выбор между Геркулесом и Адонисом, отдала бы предпочтение Геркулесу».
Феррир («Функции мозга») предполагает существование обонятельного центра в области gyrj uncinati (крючок гиппокампальной извилины). Цукеркандль («О центре обоняния», 1887), опираясь на сравнительно-анатомические исследования, думает, что аммонов рог принадлежит к обонятельным центрам.
Новейшие исследования Мюллера (Klinische und expérimentale Studien…, Deutsche Zeitschrift für Nervenheilkunde, xxI) делают весьма вероятным, что центр эрекции находится не в conus medullaris (нижний отдел, мозговой конус) спинного мозга, но в симпатических ганглиозных клетках у основания таза; таким образом, эрекция является рефлексом симпатического нерва.
См. монографию Альберта Хагена об отношениях обоняния к половой деятельности (Hagen A. Die sexuelle osphresiologie. Charlottenburg, 1901), далее работу Молля «Исследования полового влечения» (Moll A. Untersuchungen über die libido sexualis. S. 377). См. литературу об исследованиях влияния обонятельных впечатлений на пробуждение полового влечения.
Интересные, кроме того, наблюдения над любовным действием пота у обоих полов имеются у Фере (Féré. L’instinct sexuel. Paris, 1899. P. 127).
Лейкок (Nervous diseases of women, 1840) находил связь между пристрастием к мускусу и ему подобным запахам и половым возбуждением дам; см. также: Bernard L. Les odeurs dans les romans de Zola. Montpellier, 1889.
Следующее наблюдение, сообщаемое Бине, по-видимому, противоречит этому воззрению, но, к сожалению, автор ничего не говорит о самом человеке, бывшем предметом наблюдения, а между тем при всех обстоятельствах это имеет решающее значение для связи между обонянием и половым чувством. Студент-медик Д. сидит на скамье в общественном саду, глубоко погруженный в чтение медицинской книги. Внезапно он чувствует сильную эрекцию. Он озирается и замечает, что другой конец скамьи занят раздушенной дамой. Д. мог объяснить себе появление эрекции только бессознательно до него дошедшим обонятельным впечатлением.
Fliess. Die Beziehungen zwischen Nase und weiblichen Geschlechtsorganen. Wien, 1897; Cerviset. Contribution à l’étude du tissu erectile des fosses nasales. Thèse de Lyon, 1887; Peyer. – Münchener medizinische Wochenschrift, 4; Endriss. Dissertation. Würzburg, 1892.
Meibomius. De flagiorum usu in re medica. London, 1765; Boileau. The history of the flagellants. London, 1783; Doppet. Aphrodisiaque externe. Paris, 1788.
Cooper. Der Flagellantismus und die Flagellanten; Hansen. Stock und Peitsche im XIX Jahrhundart (Dohrn, Dresden), 2 Bde.; Corvin. Histo-rische Denkmale des christlichen Fanatismus. Leipzig, 1847; Förslemann. Die christlichen Geisslergesellschaften. Halle, 1828.
Луперки – в Древнем Риме участники луперкалий, праздника плодородия, которые стегали ремнем из козлиной кожи встречных женщин, чтобы сделать их плодовитыми. – Ред.
Zeig. für Literatur… der Hamburge. Korrespondenten, 1889, N 21.
Сp. Garnier. Anomalies sexuelles. Paris. P. 514; Moll A.. Die kon-träre Sexualempfindung. 2 Aufl. S. 222; Frigerio. – Archivio di psichiatria, 1893; Cristiani. – Archivio delle psicopatia sessuali. P. 182: «автопедерастия у одного душевнобольного, подверженного приступам безумия».
Ср. Roubaud. Traité de l’impuissance et de la stérilité. Paris, 1878.
Bardach. Die Physiologie als Erfahrungswissenschaft, 1826–1840; Ploss. Das Weib, 1891, 3 Aufl; Ellis H. Mann und Weib (übers, von Kurella), 1894; Moll A. Die konträre Sexualempfindung, 3 Aufl. S. 3; Idem. Untersuchungen über die Libido sexualis, 1891–1898.
Laurent. Les bisexués. Paris, 1894; Idem. De l’hérédité des gynécomastie. – Annales d’hygiène publique, 1890.
См. Moll А. Untersuchungen über die Libido sexualis. S. 335–350, где приведены многочисленные примеры извращенных половых особенностей в сфере как физической, так и психической, вплоть до извращения полового чувства.
Литература. Parent-Duchâtekt. Prostitution dans la ville de Paris, 1837; Rosenbaum. Entstehung der Syphilis. Halle, 1839; Idem. Die Lustseu-che im Alterthum. Halle, 1889; Descuret. La médecine des passions. Paris, 1860; Casper. Klinische, Novellen, 1860; Bastian. Der Mensch in der Ge-schichte; Friedländer. Sittengeschichte Roms; Wiedemeister. Caesarenwahn-sinn; Sehen. Deutsche Cultur- und Sittengeschichte. Bd. I. Kap. 9; Jeannel. Die Prostitution. Übers, von Müller. Erlangen, 1869; v. Krafft-Ebing. Neue Forschungen auf dem Gebiete der Psychopathia sexualis. 2 Aufl. Stuttgart, 1891; Taxil. La prostitution contemporaine. Paris, 1884; Frank Lydston. Philadelph. med. and surg. reports, 1889; Urquhardt. – Journal of Mental Science, 1891, January; Antonini. – Archivio di psichiatria, XII, 1, 2; Can-tarano. – La Psichiatria, V, 2, 3; Krams. Psychologie des Verbrechens, 1884; Kiernan. – The Medical Standard, 1889, November; Delcourt. Le vice à Paris, 1889; Lombroso. L’uomo delinquente. 2 ed., 1878; Toulmouche. – Annal, d’hygiène, 1868; Giraldès et Horteloup. Ibid. 1876 P. 419; Eulenburg. Klinisches Handbuch der Harn- und Sexualorgane, 1894. 4 Abt. S. 36; Moll. Untersuchungen über die Libido sexualis, 1897; Archivio delle psicopatie sessuali. Napoli (1896), volume unico; Tardieu. Des attentats aux moeurs. 7 éd., 1878; Emminghaus. Psychopathologie. S. 98, 225, 230 232; Schule. Handbuch der Geisteskrankheiten. S. 114; Marc. Die Geisteskrankheiten. Übers, von Ideler. II. S. 128; v. Krafft-Ebing. Lehrbuch der Psychiatrie. VII, 2; Moreau. Des aberrations du sens génésique. Paris, 1880; Kirn. – All-gemeine Zeitschrift für Psychiatrie, 39. H. 2–3; Lombroso. Geschlechtstrieb und Verbrechen in ihren gegenseitigen Beziehungen (Coltdammer’s Archiv. Bd. 30); Tarnowsky. Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin, 1886; Ball. La folie erotique. Paris, 1888; Sérieux. Recherches clini-ques sur les anomalies de l’instinct sexuel. Paris, 1888; Hammond. Половое бессилие Перев. д-ра А. Г. Фейаберга. Спб., 1897; v. Krafft-Ebing. Ueber sexuale Perversionen – Leydens deutsche Klinik, 1901. VI; Schrenk-Notzing. Die Suggestionstherapie, 1892; Idem. – Zeitschrift für Hypnotismus, VII. H. 1 и 2, VIII. H. I; Moll. Die konträre Sexualempfindung. 3 Aufl., 1899; Idem. Untersuchungen über die Libido sexualis, 1897–1898; Hirschfela. -Jahrb. für sexuelle Zwischenstuben, Jahrg. I–IV; Bloch. Beiträge zur Aetiologie der Psychopathia sexualis, II t., 1903.
Весьма велико число французских романистов, посвящавших свое внимание извращению полового чувства; так, укажем на Катюла Мендеса, Пеладана, Лемонье, Дюбю де ла Фореста, Гюисманса, Золя.
Интересный пример влияния, какое может оказать и (насильственное) представление неполового содержания, приводится Маньяном (Annales médico-psychologiques, 1885). Студенту, 21 года, с сильным наследственным отягощением, в прошлом онанисту, постоянно приходилось бороться с навязчивым представлением цифры 13. Каждый раз, когда он предпринимал попытку полового сношения, это навязчивое представление парализовало у него эрекцию и делало невозможным акт совокупления.
Луйе-Виллерме также наблюдал мастурбацию у девочки 3–4 лет, а Моро (Aberrations du sens génésique. 2 éd. P. 209) – даже у девочки 2 лет. См. далее: Maudsley. Physiologie und Pathologie der Seele. Übers von Böhm. S. 218; Hirschsprung (Копенгаген). – Berliner klinische Wochenschrift, 1886, N 38; Lombroso. Der Verbrecher. Übers, von Fränkel. S. 119 ff.
Marc. Die Geisteskrankheiten… Übers, von Ideler, I. S. 66.
В оригинале на латинском языке. – Ред.
Magnan. Psychiatrische Vorlesungen. Übers, von Möbius. H. 2, 3. S. 27.
См. Kirn. – Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie. Bd. 39; Legrand du Saulle. – Annales d’hygiène, 1868, Octobre.
Maschka. Handbuch der gerichtlichen Medizin, III. S. 18.
Lasègue. Les exhibitionistes. – Union médicale, 1871, 1 Mai.
Legrand du Saulle. La folie devant les tribunaux. P. 530.
Kirn. – Maschkas Handbuch der gerichtliche Medizin. S. 373, 374. Idem – Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie. Bd. 39. S. 220.
Tarnowsky. Die krankhaften Erscheinungen des Geschlechtssinnes. Berlin, 1886. S. 77.
В оригинале на латинском языке. – Ред.
В оригинале на латинском языке. – Ред.
В оригинале на латинском языке. – Ред.
Schopenhauer. Die Welt als Wille und Vorstellung, 1859. Bd. II.
В оригинале на латинском языке. – Ред.
Ср. Krafft-Ebing R. Arbeiten aus dem Gesamtgebiet der Psychiatrie und Neuropathologie, 1899. IV. S. 389.
Другие случаи см. Krafft-Ebing R. Op. cit., IV. S. 178, 179.
Как на пример сексуальной анастезии можно указать, между прочим, и на великого английского сатирика Свифта. Адольф Стерн («Восемнадцатое столетие. Биографические картины и этюды», 1874) говорит в написанной им биографии Свифта следующее (с. 34): «Чувственный элемент любви, по-видимому, совершенно отсутствовал в нем; доказательство – непринужденный цинизм, проглядывающий во многих местах его писем. Тот, кто внимательно вдумается в некоторые страницы, посвященные позднейшим путешествиям Гулливера, и в особенности в описание брака и потомства гуигнгнмов, благородных коней из последней главы, едва ли усомнится в том, что знаменитый сатирик питал своего рода отвращение к браку, и во всяком случае не испытывал чувства, притягивающего один пол к другому». Действительно, наиболее загадочные стороны характера Свифта, равно как и отдельные его произведения, как, например, «Дневник для Стеллы» и «Путешествия Гулливера», становятся понятными, только если признать Свифта половым анестетиком.