• Старец Иосиф Исихаст говорил: «Не считай себя человеком, если не получил благодати».
• Еще говорил: «Благодать потому и называется благодатью, что является даром, дарованием, зависящим от Бога и подаваемым соответственно теплоте веры, смирению и доброму произволению».
• Наставлял: «Стань для всех добрым примером в словах и делах, и Божия благодать всегда будет помогать тебе, будет тебя покрывать».
• Говорил также: «Имей любовь ко всем и смотри, чтобы не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы встанет препятствием скорбь твоего брата».
• Предостерегал: «Не негодуй на братьев. Переноси их ошибки, чтобы и они переносили твои. Люби, чтобы тебя любили, и терпи, чтобы тебя терпели. Стань добрым, и все станут добрыми с тобой».
• Предостерегал еще: «Никогда не пытайся доказать свою правоту, ибо тогда будешь неправ».
• Объяснял: «Боящийся познать себя пребывает далеко от знания и ничто другое не любит, как только видеть ошибки y других и их судить. Он не видит y других дарований, а видит только недостатки. Не видит в себе недостатков, а только дарования».
• Старец наставлял: «Так как человек создан разумным и кротким, исправляется он несравненно лучше любовью и кротким обращением, чем гневом и грубостью».
• Наставлял также: «Никогда не видел я, чтобы совершилось исправление с помощью гнева, но всегда – с помощью любви. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? От оскорблений? Или благодаря любви?»
• Старец объяснял ученикам: «Мост, по которому переходим мы все, – прощение виноватых, и если не прощаешь виновного – разрушаешь мост, по которому ты должен был пройти».
• Он замечал: «Правда – вещь дорогая, и не у каждого в словах ее найдешь. Каждый человек как живет, так и говорит. Узнавай истинность слов из образа жизни».
• Замечал еще: «У праведности нет колокольчика, чтоб, позвонив в него, узнать о ней. Колокольчик праведности – это терпимость, долготерпение, выдержка. Все это – украшения монаха и всякого христианина».
• Старец говорил ученикам: «Бог не просто какая-то формальность, Он прежде всего Личность, говори с Ним, полюби Его!»
• Учил начинать день с молитвы: «Ум сразу после сна – отдохнувший, чистый. И поскольку он находится в таком состоянии чистоты и покоя, это самое подходящее время сразу дать ему, как первую духовную пищу, имя Христово».
• Старец Иосиф Исихаст (Пещерник) – великий аскет и подвижник. Свою жизнь он посвятил подвигам ради стяжания Божественной благодати.
• Отец Иосиф был одним из тех редких монахов, кто за свою чистоту и ревность с самого начала своего отречения от мира получил полноту Божественной благодати. В первые же годы своего пребывания на Святой Горе он обрел бесценный дар – созерцание нетварного света и непрестанную Иисусову молитву.
Молодой монах Иосиф
• Будущий старец Иосиф родился в селе Левки на греческом острове Парос. Его родители Георгий и Мария нарекли младенца Франциском.
• Его мать Мария вспоминала позднее: «Когда я родила моего Франциска и лежала на постели, а рядом со мной был спеленутый младенец, то увидела, как кровля дома раскрылась и некий крылатый юноша, настолько прекрасный, что я едва могла взирать на его сияние, спустился вниз». По воспоминаниям Марии, ангел встал возле младенца и начал записывать его имя на дощечке. Мать спросила с беспокойством: «Что ты делаешь? Почему записываешь имя моего сына?» – «Он нужен Царю. И теперь он записан». – «Нет! Ты не можешь его забрать, этот младенец мой!» – «Я тебе сказал, что он уже записан».
• Мать испугалась, что младенец скоро умрет. Но он не умер, и тогда Мария поняла: запись на дощечке означала, что Небесный Царь призовет Франциска в Свое монашеское воинство.
• Мальчик рос послушным и разумным. Когда ему случалось шалить, то, бывало, отец собирался его выпороть. Но Франциск кротко подходил к сидящему в кресле отцу и, показывая полное послушание, говорил: «Раз уж ты хочешь меня выпороть, то пори». И его добросердечный отец отвечал: «Ладно, беги отсюда. Даже выпороть тебя не могу из-за твоего смирения».
Молодой Франциск
• Семья Франциска была благочестивой, родители говорили: «Дети, сейчас Великий пост, не балуйтесь слишком много, не шумите, не смейтесь. Сейчас – святое время».
• Семья Франциска была очень бедной. Отец мальчика умер рано, и Франциску пришлось много трудиться, чтобы помогать матери.
• В 1914 году, когда Франциску исполнилось шестнадцать лет, мать отослала его в Афины на постоянную работу. Он работал пекарем и поваром в богатых домах, посылал домой деньги и мечтал разбогатеть.
• Некоторое время юноша работал кондуктором на городской железной дороге. В поезд заходило много пассажиров, и некоторые из них, заплатив за проезд, торопясь, проходили в салон, не дожидаясь, пока кондуктор оторвет им билет. Франциск тем не менее отрывал и выбрасывал билеты. Он легко мог оставить эти деньги себе, поскольку никто не смог бы об этом узнать. Но, как он рассказывал много лет спустя, уже став старцем, юноша думал тогда: «Не могу я пойти против совести, ведь вся компания зависит от этого билета. Как же я плату за него положу к себе в карман?» Несмотря на это, в конце дня Франциск часто обнаруживал излишек денег – пятьдесят или шестьдесят драхм. Это была довольно внушительная сумма для бедного юноши, равная его месячной зарплате. Так Бог вознаграждал честность Франциска.
• После службы в Королевском флоте Франциск начал работать лавочником. Он преуспел в этом деле и приобрел некоторое состояние.
• Сам старец впоследствии писал о своих молодых годах: «Когда я был в миру, мог подраться с кучей народа, сердце у меня было львиное».
• Став монахом, он употребил свою отвагу и крепость на то, чтобы подвизаться на иноческом поприще. Он сказал себе: «Каким я был в миру, таким буду теперь с бесами».
• Юноша унаследовал многие добродетели своей матери, он был чистым, разумным, справедливым, честным, милосердным. (По прошествии лет Мария под влиянием светлого примера сына сама приняла монашество с именем Агафангела. Иосиф присутствовал при ее постриге.)