Архимандрит Гавриил – великий старец нашего времени. Он смиренно скрывал многочисленные дары Святого Духа и любовью приводил людей к Богу. Отец Гавриил часто ходил в рваной одежде, босиком, с медной диадемой на голове – он юродствовал, скрывая свою святость и намеренно унижая себя.
Старец говорил: «Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество».
Он еще говорил: «Всякое испытание мимо смиренного пройдет и не коснется».
Говорил также: «Милость – это золото, смирение – бриллиант».
Наставлял: «Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча!»
Преподобный Гавриил (Ургебадзе)
Один монах спросил старца, что такое пост. «Сейчас объясню», – ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди – ешь обед». – «Нет, отче, спасибо, я не хочу», – ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».
Отец Гавриил также наставлял: «Каяться надо больше сердцем, чем слезами».
Отца Гавриила спросили, как молиться о врагах. Старец ответил: «Сперва начинай молиться о тех, кого больше всего любишь, например, о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живешь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, – и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своем враге».
Отец Гавриил наставлял: «Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех».
Однажды старец спросил духовных чад: «Кто объяснит мне, что означает: вменил молитву в грех?» – «Наверное, неправильно молился», – был ответ. «Нет, правильно молился», – сказал старец. «Наверное, несердечно молился». – «Нет, сердечно молился». – «Наверное, невнимательно, рассеянно молился». – «Нет, сейчас я вам объясню», – сказал старец. В это время к нему зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил ее что-то сделать, а она ответила, что сейчас не может, а потом посмотрит. «Сейчас она пойдет и в течение пяти часов будет молиться. Но как Бог услышит ее молитву – она же не помогла просящему? Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех. Добрые дела открывают двери рая. Смирение введет туда, а любовь покажет Бога. Если за молитвой не следуют добрые дела – молитва мертва».
Старец говорил: «Бог не приемлет пустых слов, Бог любит дела. Добрые дела – это и есть любовь».
Отец Гавриил предупреждал: «Только по делам можно узнать настоящего христианина».
Еще говорил: «Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили – больше этого ничего нет».
Иногда отец Гавриил ходил с табличкой на груди, на которой было написано: «Человек без любви, как кувшин без дна». При этом он носил с собой дырявый кувшинчик, через который смотрел на людей, как в бинокль.
Подвижник наставлял: «Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать».
Старец пояснял: «Нет на земле человека, который мог бы полностью объяснить, что такое любовь. На земле ты это так и не поймешь».
Говорил также: «Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, – и ты, не раздумывая, отправляешься в путь ради спасения ближнего – это и есть любовь».
Он же говорил: «Как будет спокойна душа человека, когда ближний в опасности? Если у тебя дома больной и за ним некому ухаживать, лучше не ходить в церковь, остаться дома».
Отец Гавриил учил: «Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра».
Он предостерегал: «Если ненавидишь хотя бы одного человека – в его образе ненавидишь Самого Христа и далек от Царствия Небесного».
Старец наставлял: «Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его».
Он рассуждал: «Некоторые говорят: “На роду написано”. Но, если человеку было так “на роду написано”, тогда почему же судит Бог? Свою “судьбу” мы создаем сами. Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, он совершает грех, а судьба здесь ни при чем».
Делился: «Раньше я думал: зачем Господь посылает скорби на землю? А теперь я понял: камень разбивают молотом… Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу».
Старец предупреждал: «Тех, кто увлечется мирскими соблазнами, узнаете так: они будут ходить раздетыми. Христиане будут одеты прилично. По канонам Святой Церкви, женщина не должна носить мужскую одежду. По одежде человека видно его духовное состояние».
Он еще объяснял: «Раньше, до грехопадения, духу подчинялись и душа, и плоть. После грехопадения связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа передвигает, а дух разумеет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и все знает о совести. Разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. Не случайно, что, когда незнакомый человек проходит мимо тебя, ты то радуешься, то вздрагиваешь».
Отец Гавриил категорически запрещал кого-либо осуждать и говорил: «Если увидишь убийцу или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть».
Еще говорил: «Господь помиловал блудницу, спас разбойника. Мария Египетская была блудницей, но с помощью Божией она стала подвизаться в пустыне, постилась, молилась и победила страсти, очистилась и стала достойной Царствия Небесного. Господь умалит и возвысит».
Преподобная Мария Египетская
Старец замечал: «Чужие грехи – не твое дело. Ты сиди и плачь о своих грехах».
Говорил также: «Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека».
Наставлял также: «Ты не осуждай, судья – Сам Бог. Тот, кто осуждает, – как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз».
Отец Гавриил, в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси. Отец его рано умер. Мать его впоследствии стала монахиней Анной, скончалась 26 апреля 2000 года и была похоронена в монастыре Самтавро, во дворе обители.
Уверовал Годердзи еще в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и Кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Женя Кобелашвили вспоминала о детстве Годердзи в детском саду: «Он постоянно сидел в углу и из спичек строил церкви. Для него это было любимым занятием. Не помню, в какие точно дни он не ел молочной каши. Был голод, и все удивлялись, что он отказывается от еды. Он вообще мало ел, часто даже не притрагивался к еде».
Уже в детстве мальчик полюбил пост и молитву в уединении. Став постарше, он устроил во дворе дома себе келью, вмещавшую только одного человека. Там Годердзи подвизался и старался жить как аскет. Когда любящая его мать принесла в келью подушку, сын не взял ее и сказал: «Мама, зачем мне подушка? Господь наш Иисус Христос был таким бедным, что даже не имел места, где приклонить голову».
Позднее, став уже старцем, отец Гавриил говорил: «Вера – это талант, данный Богом». Господь даровал ему самому этот талант в полной мере.
Будучи отроком, Годердзи уже хорошо знал Евангелие. В двенадцать лет он впервые пришел в Самтаврийский монастырь. Монахини накормили мальчика, но ночевать не оставили, и он всю ночь молился у ворот, чтобы Пресвятая Богородица позволила ему жить в монастыре. Молитва его исполнилась через много лет – последние годы своей жизни старец подвизался именно в этой обители. Он часто говорил, что живет в Самтаврийском монастыре по благословению Пресвятой Богородицы.
Монастырь Самтавро, кладбище
Старец рассказывал об одном случае из его детства: «Когда я был маленьким, мне захотелось побывать на могиле преподобного Антония Марткопского. По дороге я очень проголодался. Валясь с ног от усталости, я заснул прямо на земле, а когда открыл глаза, увидел мужчину. Он дал мне хлеб и воду и исчез. Когда я добрался до монастыря и увидел икону Антония Марткопского, то понял, что человеком, спасшим меня от голода, и был сам преподобный Антоний».
Когда юноша служил в армии в городе Батуми, он очень хотел посещать храм. Как-то ему удалось попасть в церковь, где он усердно помолился, чтобы у него получалось бывать на службах. На следующий день пришел ответ на его молитву – юношу назначили разносчиком и у него появилась возможность после окончания поручения заходить в храм Божий. Там священник давал ему читать церковные книги и тайком причащал в алтаре. Даже в армии Годердзи строго держал пост, постился по средам и пятницам, делая вид, что у него болит живот от мяса.
Монахиня Пелагия (Ксоврели) вспоминала: «Я знала батюшку с детства. Он был другом моего брата, они вместе служили в армии в Батуми. Годердзи рассказывал, как Господь повелел ему: “Иди разбирай руины церкви святого Георгия, потому что твой отец разрушал церкви”. Однажды Годердзи, расчищая руины храма, поднимал большую глыбу. В это время мимо проходил мой дядя-спортсмен. Юноша попросил его о помощи. Дядя, как ни старался, не смог поднять ни одного камня. Он вспоминал: “Я едва сумел сдвинуть одну глыбу, а этот мальчик их как камушки разбрасывал”. Для моего дяди, как и для многих других людей, отец Гавриил так и остался загадкой».
После армии молодой человек решил посвятить себя Богу. Родственники не понимали его и предлагали женитьбу, пытались познакомить его с красивой девушкой. Но избранник Божий даже не взглянул на нее.
В те времена верующих и проповедующих свою веру часто отправляли в психиатрические больницы. Не избежал этой участи и Годердзи. Выписка из истории его болезни гласила: «Диагноз: психопатическая личность со склонностью к возникновению шизофреноподобных состояний. Разговаривает сам с собой, что-то тихо шепчет. Верит в Бога, в ангелов. Постоянно повторяет слова: “Все от Бога”. С окружающими не общается. При обращении к нему говорит о Боге, ангелах, иконах…»
25 января 1955 года в двадцать шесть лет Годердзи написал прошение священноначалию: «С детства имею твердое намерение быть служителем нашей Святой Матери-Церкви, поэтому прошу вас назначить меня внештатным (так как являюсь инвалидом второй группы) дьяконом вашего кафедрального собора. Также довожу до вашего сведения, что под присмотром Его Святейшества два года служил алтарником и смотрителем храма, помогал во время богослужений». Через несколько дней Годердзи рукоположили в дьяконы.
Вскоре он обратился к епископу Кутаисско-Гаенатскому Гавриилу с новым прошением: «С детства имею тягу к монашеству, поэтому смиренно прошу вас постричь меня в малую схиму и наречь именем святого Гавриила Афонского».
Молодой человек выбрал себе имя преподобного Гавриила, подвижника из Грузии, который ревностно подвизался на Афоне, в Иверской обители. За высоту своей жизни преподобный удостоился пройти по воде и принести на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Владыка ответил на прошение так: «Благословите схиму, исповедуйте дьякона и дайте ему, по его же просьбе, имя преподобного Гавриила Афонского».