Предисловие

Преступность несовершеннолетних и вопросы организации их привлечения к уголовной ответственности на протяжении длительного периода времени являются серьезными проблемами для многих стран, включая Российскую Федерацию. Международное сообщество в этой связи занимает однозначную позицию: важно не только осуществлять активную борьбу с преступностью и предупреждать антиобщественные действия со стороны подростков, но и обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности.

Не случайно в этой связи Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)», которые должны учитываться в законодательстве каждой страны и применяться при расследовании и судебном разбирательстве дел указанной категории.

Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих немалое воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз), различных психотропных препаратов и алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних[1].

Ежегодно в России выявляется более 130 тыс. общественно опасных деяний, совершенных непосредственно подростками или при их участии; по стране на их долю приходится каждое девятое преступление. В среднем каждый третий правонарушитель-подросток не учится и не работает. Настораживает то обстоятельство, что на фоне сокращения численности несовершеннолетних, вызванного низким уровнем рождаемости в период 80-90-х гг. прошлого века, удельный вес подростков в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, стабилен на протяжении длительного периода времени. Он составляет 10–12% (2003 г. – 11,8%; 2004 г. – 12.4%; 2005 г. – 11,6%; 2006 г. 10,9%; 2007 г. – 10,0%)[2].

Принимая меры по активизации борьбы с преступностью, в то же время любое государство и общество должны реагировать на преступления подростков так, чтобы возвращать их к нормальной жизни после отбытия наказания полноценными личностями. В этой связи согласно ст. 5.1 Пекинских правил российская система правосудия в отношении несовершеннолетних призвана в первую очередь обеспечить благополучие подростка и такой порядок производства по делу, при котором любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности подростка. так и с обстоятельствами правонарушения.

Одним из инструментов реализации данных международных правил в нашей стране как раз и выступает институт прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия.

Обобщение практики производства по уголовным делам в отношении подростков показало, что в ходе применения норм уголовного (ст. ст. 90, 91 Уголовного кодекса Российской Федерации[3]) и уголовно-процессуального (ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[4]) права на практике возникает ряд вопросов, которые не получили четкой регламентации в законодательстве и неодинаково воспринимаются и разрешаются органами предварительного расследования и прокурорами. Наряду с этим, потребность в определении путей повышения эффективности работы следователей и дознавателей по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием, обусловлена рядом обстоятельств.

В частности, законодатель предъявляет повышенные требования к качеству предварительного расследования по делам названной категории, соблюдению специальных правил производства процессуальных действий, обеспечению прав и законных интересов подростков, применению к ним воспитательных и профилактических мер воздействия. В то же время действующий уголовно-процессуальный закон не содержит нормы, предписывающей обязательное производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, а также осуществление такого расследования лишь следователями, специализирующимися по делам в отношении подростков.

Между тем разрешение указанных вопросов, а также реализация назначения у головного судопроизводства в условиях обеспечения правовой защищенности подростков и с учетом их психических и возрастных особенностей обусловливают потребность осуществления производства расследования сотрудниками, обладающими большей процессуальной самостоятельностью и являющимися квалифицированными специалистами-правоведами.

Диспозиция ст. 427 УПК содержит в себе противоречие относительно процессуального статуса несовершеннолетнего, в отношении которого возможно прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Законодатель также допустил коллизию норм, регламентирующих вопросы реализации данного института в уголовном (ст. 90 УК РФ) и уголовно-процессуальном праве (ст. 427 УПК).

В деятельности практических сотрудников отсутствует единообразие при составлении постановления о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия.

Кроме того, законодателем не учтены интересы заинтересованных участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца и ответчика) в тех случаях, когда орган расследования прекращает производство по уголовному делу по указанному основанию.

Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы и содержания настоящего монографического исследования. Кроме того, его актуальность предопределена необходимостью поиска оптимальных путей и разработки вариантов формирования и совершенствования норм уголовно-процессуального закона, адекватно отражающих права и законные интересы несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве при прекращении производства по уголовному делу.

Загрузка...