Введение

Что могло быть проще? Я был взрослый, сам уже отец, с адекватным пониманием игры, несмотря на то что никогда не играл в футбол. А передо мной стояли девятилетние мальчишки, ветераны от силы двух-трех сезонов футбольных битв на миниатюрных полях, где гол можно было забить перед самым их носом. Помимо цвета их футболок и бутс, они с готовностью принимали практически любые мои предложения относительно стратегии, тактики, упражнений и способов поднять мотивацию, чтобы обеспечить себе маленькую победу с утра в субботу и заслуженную бутылку красного Gatorade в завершение удачного матча.

Будучи начинающим тренером-добровольцем, я изучал со всех сторон наилучшую расстановку игроков, стиль атаки и стартовые составы. Стоит только загрузить мои планы и познания в их любознательные головы, и в конце сезона мы наверняка поднимем наши пластиковые кубки, уменьшенные в два раза трофеи настоящих чемпионов. Вооруженный папкой-планшетом с листком бумаги, где подробно описывалось каждое упражнение и отпущенное на него время, я засвистел в свисток, чтобы начать первую тренировку своей первой команды.

Полтора часа спустя я понял, что юные мозги отличаются от взрослых по многим параметрам. Все эти понятия, навыки и правила для моих будущих суперзвезд стали чем-то вроде урока иностранного языка. Когда я объяснял одному из них, что «ты был в положении вне игры, когда били по мячу», он смотрел на меня непонимающими глазами. Мой тренерский совет другому мальчишке, что «мы не должны все вместе бегать за мячом», звучал примерно как «не бегите за человеком, бесплатно раздающим мороженое».

Оставив в покое свою папку, я понял, что тренировку придется перестроить на ходу. Я пытался научить их интегралам, прежде чем они осилили сложение и вычитание. Несмотря на кажущиеся мне вполне логичными объяснения и указания, они продолжали делать все те же ошибки. Умственные усилия были прямо-таки написаны на их физиономиях, когда они изо всех сил пытались перейти от инструкций, полученных перед игрой, к принятию решений уже в игре.

Тем не менее, когда я выкатил мяч и просто дал им играть как заблагорассудится, появились проблески спортивной гениальности. Внезапно у нескольких игроков (но не у всех) проявилось то, что можно было принять за врожденные навыки антиципации, неуловимости, творческого подхода и умения забить красивый гол. Это распределение таланта было похоже на гауссову кривую: у некоторых ребят он явно был, у некоторых – нет, а остальное оказались где-то посередине.

Те, кто играл практически без усилий, буквально пропускали игру сквозь себя. Они с легкостью вели мяч, играючи обходя тех, кто пытался их остановить. Их движения были плавными, передачи четкими, а решения скорее соответствовали уровню взрослых игроков. Именно такие спортсмены могут быть плеймейкерами, теми, вокруг кого выстраивается команда. Тренеры ищут их, как потерянные лотерейные билеты. Родители мечтают, чтобы у их потомства было такое шестое чувство.

У меня же это вызывало множество вопросов. Что происходит в мозгах у каждого молодого спортсмена, особенно у плеймейкеров? Как в таком юном возрасте они овладевают принципами мышления, двигательными и эмоциональным навыками, необходимым для того, чтобы добиваться успехов и получать удовольствие от занятия спортом? Как со временем растет этот объем знаний? Почему большинство детей остаются на среднем уровне и лишь некоторые достигают высочайшего уровня в спорте?

За последнее десятилетие появилось несколько теорий, объясняющих разницу между элитой и новичками; генетика, 10 тыс. часов тренировок, неравный доступ к возможностям и просто удача, позволившая попасть к выдающемуся тренеру в нужное время, – и это лишь некоторые из возможных причин. Хотя эти факторы могут сочетаться, способствуя росту спортсмена, требуется намного больше информации, чтобы понять, почему эти факторы работают. Наследственностью можно объяснить потрясающую скорость, силу и рост, но влияет ли она на эффективность обучения, больший объем кратковременной памяти и перцептивную зрелость? Годы тренировок на развитие чистой силы могут улучшить навыки, но бывают исключения по обе стороны от знака равенства. Преимущества среды обеспечивают быстрый старт, но не все привилегированные дети добиваются исключительных успехов.

Как вы уже могли догадаться, я считаю, что все начинается с мозга, как и мой соавтор, доктор Леонард (Лен) Зайчковски. Проработав в Бостонском университете в качестве профессора, научного работника и консультанта почти сорок лет, Лен стал первопроходцем в области психологии результативности, междисциплинарной науки, соединившей в себе изучение мозга с наблюдением за поведением. В то время как во мне разгорелось любопытство и как родителя, и как тренера, заинтересовавшегося работой растущих умов своих игроков, Лен задавал похожие, но более четкие научные вопросы в своих трехстах опубликованных научных докладах и выступлениях. Вместе мы хотели создать ресурс, основанный на результатах научных исследований, который был бы доступен миллионам спортсменов, их родителям и тренерам. Мы начали сотрудничать как писатель и ученый, стремясь обнаружить, прочесть и обобщить десятки исследовательских работ, побеседовать с учеными, которые написали эти работы, а затем проверить полученные результаты с помощью лучших на сегодняшний день тренеров, чтобы убедиться, что наша теория окажется жизнеспособной на практике. В начале каждого интервью для этой книги мы просили нашего эксперта-исследователя, писателя или тренера дать свое определение «плеймейкера». Хотя в их ответах были некоторые сходства, каждое определение обогащает это понятие своим уникальным контекстом, и мы четко осознали, что нам нужно поделиться этим с вами. Мы отобрали часть этих определений и добавили их в конце нескольких глав.

Наш коллективный голос будет звучать во всех главах, а также Лен даст свое уникальное видение проблемы, основанное на опыте всех его исследований и консультаций по этим вопросам, в разделах, с любовью к их автору озаглавленных «Мозговые волны Доктора Z».

Итак, что же происходит на самом деле?

Каждое наше действие на игровом поле, площадке или катке начинается с команды, которую центральная нервная система передает отдельным мышцам. Мозг посылает им миллионы сигналов, без малейшего усилия и практически бессознательно до того момента, пока что-нибудь пойдет не так. Неудачный пас, упущенная возможность перехватить мяч или забытая установка тренера вызывают у нас немедленное осознание ошибки, разумеется, вследствие немедленной реакции тренера и негодующего свиста болельщиков.

Спортивное соревнование сводится к сумме решений нашей нейронной сети, противопоставленной общей сумме решений нашего противника. Если физическая подготовка у игроков обеих команд примерно одинакова, то при выборе правильной передачи, броска и защиты мы обязательно одержим победу. Если их решения будут постоянно лучше наших, то уже не важно, можем ли мы выжать больший вес или быстрее пробежать стометровку: мы можем иметь преимущество по уровню общей физической подготовки, но игру мы проиграем.

Кроме того, существует огромная разница между простой физической готовностью и двигательными навыками профессионала. Идеальное телосложение не поможет провести шайбу мимо четырех защитников или забить мяч в верхний угол ворот без сложного набора команд, поступающих из мозга. Тем не менее мы тратим несоразмерно много времени, пытаясь нарастить мышцы и увеличить скорость, когда отдача могла бы быть намного выше, сосредоточь мы внимание на когнитивных задачах и быстроте принятия решений.

Несомненно, способы развития силы и совершенствования физической формы хорошо изучены и отражены в специальной литературе. Однако наука о мозге все еще находится на базовом уровне в плане того, как мы осваиваем навыки, как мы ориентируемся в конкретной обстановке и как принимаем мгновенные решения. Мы все еще пытаемся понять, почему некоторые из нас не могут овладеть тем или иным движением, почему мы пропускаем очевидные сигналы и почему мы в конечном итоге делаем неправильный выбор на поле. Проще говоря, когнитивная сторона спорта очень сложна.

Эта книга – наша попытка разведать эту незнакомую территорию между ушами. Чтобы как-то ограничить это, по сути, безграничное поле исследования, мы сосредоточимся на командных видах спорта, хотя в индивидуальных видах спорта имеются похожие проблемы. Допуская, что рассматриваемые здесь концепции могут помочь всем без исключения спортсменам, по большей части мы будем говорить о начинающих плеймейкерах в возрасте от десяти до двадцати двух лет. Их естественное развитие внутри колоссальной машины молодежного спорта дает все возможности для того, чтобы понаблюдать за использованием разных путей и подходов и оценить их эффективность.

Будь мы тренеры или родители, в первую очередь мы – учителя. Но прежде чем мы начнем кого-то учить, хорошо было бы понять наших учеников как обучающихся субъектов, чьи нейронные сети еще только формируются и поэтому легко уязвимы. Как только мы познакомимся со спецификой их когнитивной деятельности поближе, мы сможем сделать огромный скачок вперед в плане их обучения, поскольку это единственное, что остается неизученным в учебном плане спортсмена. Заимствуя идею у названия книги о тренере баскетбольной команды калифорнийского университета Джона Вудена, написанной Свеном Натером и Рональдом Галлимором, можно было бы сказать: «Ты никого ничему не научил, пока твои ученики не научились».

Наше путешествие по этому полю деятельности должно помочь ответить на два фундаментальных вопроса:

Что нужно для того, чтобы стать плеймейкером, и почему нынешние методы подготовки спортсменов, тысячи часов тренировки и унаследованные способности не всегда приводят к появлению необходимых базовых навыков?

Что такое «когнитивный навык спортсмена» и как его можно обнаружить, измерить и развить?

Часть первая. Фундамент плеймейкера

Несмотря на исследования, которые позволили выявить перцептуально-когнитивные преимущества плеймейкеров при прочих равных спортивных показателях, не все молодежные спортивные организации признают эти преимущества и соответствующее возрасту обучение, необходимое для поддержания интереса ребят. В то время как степень участия детей в некоторых видах спорта заметно снижается, ряд инновационных видов спорта обновили свои долгосрочные модели развития игроков и подготовку тренеров, добавив в качестве их ключевого компонента когнитивное развитие. Мы рассмотрим, как эти изменения помогли увеличить число участников, в то время как популярность других видов спорта продолжает снижаться.

Чтобы выйти на новый уровень спортивных достижений, характерных для спортивной элиты, мы должны сначала четко определить, что такое «элитный» плеймейкер. Хотя мы не все стремимся стать звездами мирового класса, нам нужно глубже понять, какие именно преимущества плеймейкер имеет перед средним игроком. В индивидуальных спортивных состязаниях, таких как плавание, легкая атлетика и велоспорт, выигрывает самый быстрый. Одерживая достаточное количество побед в соревнованиях все более и более высокого уровня, спортсмен утверждается в качестве звезды спорта мирового класса. Однако в командных видах спорта наши товарищи по команде, наши соперники и даже чиновники могут обусловить общий успех команды, который обеспечивает игроку индивидуальную славу. Чтобы выявить качества плеймейкера, необходимо провести сложные сравнительные исследования. Мы рассмотрим два подхода, получившие название «результативность профессионала» и «составляющие навыки», которые для выявления этих различий позволяют сопоставить характеристики профессионалов и новичков при решении спортивных и повседневных задач.

После того как мы определим параметры максимальной результативности, являющейся целью изучения, у современных методов подготовки все еще будут наблюдаться некоторые ограничения. Физическая подготовка действительно необходима, и часто именно она определяет разницу между спортсменами. Сила, выносливость, скорость и маневренность закладывают основу, на которой строятся навыки, востребованные в том или ином виде спорта. Тем не менее невысокий Лионель Месси столь же хорош, если не лучше, чем напоминающий Адониса Криштиану Роналду. Стивен Карри может завоевать титул «самого ценного игрока» наряду с Леброном Джеймсом, уступая ему 15 см роста и 27 кг веса.

Быстрота и сила очень важны в командных видах спорта, но не во всех. И, несмотря на более глубокое представление о правильной общей физической подготовке, питании и отдыхе, в Высшей лиге футбола, баскетбола или хоккея есть несколько спортсменов, которые обусловливают успех всей игры. Работа над телом, безусловно, необходима, однако для совершенства есть свои физиологические ограничения. Несмотря на грозящий затопить нас поток аналитических данных и физических показателей, по-прежнему необходимо оценивать когнитивную конкурентоспособность, которая в конечном итоге способствует наивысшим достижениям.

Если, конечно, мозг не будет нас тормозить. Исследование, проведенное Самуэле Маркорой и другими, в качестве фактора, мешающего достичь новых стандартов физического совершенства, выделяет стремление к психологическому самосохранению. Этот автоматический выключатель в голове защищает нас от самих себя, прежде чем тело полностью исчерпает свои ресурсы. Тем не менее Маркора утверждает, что этот регулятор можно со временем настроить так, чтобы можно было выйти за пределы текущего плато.

Часть вторая. Когнитивная деятельность плеймейкера

Будь то благодаря приобретенным навыкам или унаследованным способностям, должно быть нечто большее, а именно – интеллект, способный неразрывно связать правила, тактику, эмоции и действия во время реальных соревнований. Мы часто называем это шестым чувством, видением поля, автоматизмом или даже интуицией, но мы не можем полностью описать этот комплекс знаний, который становится основой действий. Когда молодые игроки перескакивают на следующий уровень, они могут быть полностью поглощены скоростью игры. Но со временем, когда они наделают немало ошибок, все начинает замедляться, и это становится верным признаком, что оперативность их мышления, понимание игры и процесс принятия решений поднялись на новый уровень.

Преодолевая разрыв между декларативными знаниями о спорте («что делать») и процедурными знаниями («как это сделать»), когнитивная деятельность спортсмена становится основой самосознания или метапознания, слияния знаний и опыта спортсмена. Детальный анализ когнитивной деятельности спортсмена является целью второй части книги, где мы погрузимся в изучение трех видов действий – поиска, принятия решения и его реализации, описывая процессы восприятия, принятия решений и приобретения навыков.

Разумеется, если бы тренеры могли приготовить экстракт когнитивной деятельности спортсмена, они бы добавляли его в спортивные напитки своей команды перед игрой. Это часто называют божьим даром: способность постоянно обнаруживать «правильный» пас, прочитывая действия игроков и на несколько шагов опережая соперника. Когда это срабатывает, это признают все. Это таинственное видение должно начинаться где-то в мозге, за счет мгновенного анализа воспоминаний о тысячах до странности схожих ситуаций.

Называемая общим термином «восприятие», эта способность постоянно следить за местонахождением и перемещениями членов как своей команды, так и команды противника, требует тренированных глаз, включая периферийное зрение, умение отслеживать множество объектов, переключаться с ближнего фокуса на дальний и использовать пространственное зрение. Хотя зрение обеспечивает нам около 70 % данных для анализа, мозг также использует слуховые и тактильные ощущения, чтобы заполнить лакуны там, где глаза уже не могут дать нам необходимую информацию. Способность услышать приближающегося защитника или ощутить давление сзади требует проприоцептивного восприятия, которое развивается в течение многих сезонов.

Прежде чем сделать идеальный пас или технически совершенно перехватить мяч, требуется за долю секунды принять правильное решение. Как игрок рассчитал и выбрал вот этого конкретного товарища по команде для передачи мяча? Какие психические процессы лежали в основе прогнозирования и расчета траектории игрока, владеющего мячом, до принятия решения, перехватывать или не перехватывать мяч? Как теннисист понимает, куда послать мяч и с какой скоростью, чтобы соперник не смог его отбить?

Принимая каждое из тысяч решений во время игры, спортсмен должен проделать повторный анализ сотен предыдущих ситуаций. Этот процесс начинается с антиципации и узнавания алгоритмов, спортсмен опережает соперника на один шаг, правильно угадывая его намерения и движения. Конечно, эти догадки быстро подтверждаются, поскольку органы чувств приносят мозгу зрительные, слуховые и тактильные данные.

Эта повторяющаяся петля «восприятие – действие» всегда заканчивается принятием решения, будь оно правильное или нет. Одни решения спортсменам принять нетрудно, в то время как подавляющее большинство решений лежит в области неопределенности. Что такое правильное решение в сложной последовательности передач или ударов с лету? Если в результате будет забит гол, то игрока хвалят за вклад в успех команды. Если мяч будет перехвачен, то передача оценивается как ошибка. Если наша задача заключается в совершенствовании процесса принятия решений во время игры, то нам нужна статистика принятия решений для оценки прогресса. Мы рассмотрим текущие исследования в области спорта и в других динамичных условиях, где требуется быстро выбрать из огромного множества идей только верные решения.

Затем мы погрузимся в темную область приобретения моторных навыков, совершенствование которых часто требует многолетних тренировок. Несмотря на специфические требования каждого вида спорта, в них часто требуются общие, универсальные навыки. Передача в футболе, удар по мячу, подача мяча в бейсболе, бросок баскетбольного мяча, удар по теннисному мячику – все это включает в себя выбор цели, будь она подвижной или неподвижной, и направление объекта точно в цель. Защита ворот в футболе, хоккее и лакроссе имеет общую цель – не допустить попадания этого объекта в цель. Обход защитника и преследование игрока с мячом – это две стороны одной и той же медали.

Когда у спортсменов не отработан какой-либо из этих навыков, мы можем винить в этом те моторные команды, которые отдает мозг. Мышцы, связки и кости следуют указаниям, так же как аппаратная часть компьютера слушается инструкций программного обеспечения. Конечно, человеческий мозг гораздо сложнее компьютера, но эта метафора все же верна.

Тренеры часто сосредоточиваются на тактических элементах своего вида спорта, исправляя только очевидные недостатки, которые они видят в проявлении моторных навыков. Тем не менее некоторые игроки делают броски и передачи точнее других, в то время как другие лучше обходят защитников на поле. Чтобы повысить средний уровень игроков до элитного, во время тренировок необходимо использовать понимание процессов обучения, связанных с применением таких навыков. Занятие несколькими видами спорта дает возможность мозгу объединить и обобщить эти моторные навыки, чтобы адаптироваться к различным условиям, и это же служит аргументом против ранней специализации в одном виде спорта.

Часть третья. Самоотдача плеймейкера

Спортсмены, особенно молодые, – вовсе не бездушные роботы. У них есть чувства, собственное достоинство, гордость и эмоции, которые постоянно влияют на их действия. Почему большинство игроков сдаются, когда другие идут до конца во время критических игровых ситуаций? Может быть, у лучших спортсменов другое отношение к игре, поддерживающее их на протяжении долгих и тяжелых лет тренировок? Психологические исследования подростков указывают на существование определенных поведенческих черт, являющихся ключом к успеху. Поможет ли это тренерам отслеживать подобные черты личности, развивать их так же внимательно, как и показатели физической формы?

Именно потому, что они не роботы, а развивающиеся спортсмены (будь то в начальной школе, в средней школе или в университете), они не могут жить в вакууме. Родители, тренеры, товарищи по команде и соперники оказывают огромное влияние на личность спортсмена и его стремление добиться успеха. Благонамеренное «поощрение» со стороны, как положительное, так и отрицательное, нарушает автоматизированный процесс познания игрока, создавая в нем ту неуверенность, из-за которой он может упустить подходящий момент. У тренеров даже есть ярлык «хороший игрок для тренировок», обозначающий тех, на кого они не могут рассчитывать в важных игровых ситуациях.

Со всех сторон на родителей сыплются новые понятия нейропсихологии – например, ментальная установка, твердость характера, поток и стрессовая неудача, которые лежат в основе стремления победить в критических ситуациях и стойкости, позволяющих преуспеть в тяжелые моменты соревнования. Мы рассмотрим, как эти идеи связаны с когнитивной деятельностью для создания психологического портрета плеймейкера.

Плеймейкер рождается на тренировочной площадке. Но у родителей и тренеров имеются ошибочные представления относительно наилучшего формата и длительности тренировки, которую молодые спортсмены должны осилить. Мы поговорим с исследователями и тренерами о том, каковы последние научные представления о правильных условиях обучения. Потом наступит время понять, как справиться с тем стрессом, который несет в себе игра. Будет ли плеймейкер способен на форсаж или его ждет кошмар торможения?

Исследования в обеих областях, вдохновленные концепциями потока и автоматизма, объясняют нам, как можно управлять игроками в разгар битвы.

Даже достаточное количество тренировок не всегда может объяснить великолепие игрока. Некоторые спортсмены могут войти в элиту спорта раньше, чем в среднем их сверстники, в то время как усилия длиной в жизнь не гарантируют достижения вершины результативности. Действительно, недавние исследования Дэвида З. (Зака) Хамбрика и других показали, что общее количество часов, потраченных на тренировку, объясняет лишь часть возможностей спортсмена, но не все.

Традиционные стили коучинга также могут затормозить прогресс отдельного спортсмена. Коучинг «с чужого плеча» (то есть повторение того, что делается в силу традиции) помогает обеспечить приемлемые результаты команды, но редко помогает выиграть чемпионат. Разумеется, мозг двенадцатилетнего ребенка отличается от мозга семнадцатилетнего подростка, который, в свою очередь, отличается от мозга взрослого. Понимание специфики когнитивного развития молодых спортсменов помогает тренерам точнее выбирать соответствующие их возрасту методы подготовки, обеспечивая наибольшую отдачу на каждом занятии. Потребности в обучении юниорской футбольной команды (U‑10) резко отличаются от того, что им понадобится в качестве игроков университетской сборной, однако многие тренеры используют те же методы, что и тренеры школьных команд.

Точно так же при обучении детей многим моментам в спорте требуется использование уникальных методов, соответствующих их стилям обучения. Если вы просто выстроите их в ряд и заставите делать дополнительные упражнения, покрикивая на них, когда они делают ошибки, то вы едва ли получите те результаты, которые ожидаете. Без понимания того, что происходит в их мозгах, крайне трудно проводить «когнитивную тренировку» так, чтобы от нее был толк.

Если есть лучший способ обучения навыкам или внедрения тактики в сознание игрока, почему тренеры не используют эти методы? Может быть, проблема заключается как раз в отсутствии у тренера соответствующего образования? Так же как доказательная медицина помогает врачам внедрять в практику новейшие протоколы, опирающиеся на научные исследования, коучинг, опирающийся на эмпирические данные, располагает новыми и более эффективными способами воспитания спортсменов с помощью когнитивных методов обучения.

Тем не менее инерция и глубинное отвращение к затруднительным ситуациям в основном мешают тренеру использовать творческие идеи и технологии. Невежество или простая неосведомленность о лучших способах обучения также может сыграть свою роль. Сама возможность повторить опыт успешных тренеров-новаторов часто позволяет достичь переломного момента в процессе смены парадигм. Под этим углом зрения мы рассмотрим опыт некоторых «вольнодумцев» в мире тренерства, осмелившихся экспериментировать с новыми методами, которые приносят свои плоды.

Для кого эта книга?

Эта книга не обязательна для спортсменов, которые уже вошли в группу «А». Скорее она предназначена для всех игроков группы «Б», чьи стремления не менее амбициозны. Мы надеемся, что они смогут научиться, как в кратчайшие сроки приобрести необходимые навыки и усовершенствовать свою когнитивную деятельность в качестве спортсмена. А тренеры, у которых на скамейке полно игроков группы «Б», мы уверены, обнаружат здесь идеи, стоящие того, чтобы вложить их в головы этих спортсменов: они позволят им как наслаждаться игрой, так и добиваться успехов.

И не забудем про родителей, являющихся нашими соратниками: мы все очень хорошо знаем ваше желание дать своему юному спортсмену все возможности для роста. Мы все хотим, чтобы наши дети добились успеха, даже если это отчасти позволяет удовлетворить наши собственные амбиции. Идеи, изложенные в этой книге, не обязательно окажутся коротким путем к достижению желаемого, они скорее служат ориентиром для нахождения наиболее эффективных путей к совершенству. Нет никакого смысла обрекать вашего сына или дочь на сотни часов упражнений, говорить им «иди-ка тренируйся» или отправлять их еще в один дорогой спортивный лагерь, не понимая особенностей их процесса обучения на высших и низших уровнях когнитивной деятельности.

Наша конечная цель – не позволить молодежным спортивным командам отказаться от развития потенциала девятилетних спортсменов, повесив на них ярлык игроков группы «Б», обрекая их на пополнение рядов посредственности. Вместо этого тренеры и родители получат новое понимание того, почему эти дети имеют сейчас именно такие результаты. Также они узнают о способах и приемах, которые улучшат когнитивную деятельность спортсменов, повысят их результативность в игре, дадут им возможность наслаждаться спортом и сформируют у них на всю жизнь любовь к здоровой физической деятельности. Мы надеемся, что вы сможете лучше понять, являются ли ваши усилия в качестве родителя или тренера причиной того, что основоположник учения о стрессе доктор Ганс Селье называл «эустресс» (хороший, здоровый стресс, заставляющий мобилизоваться) или, напротив, «дистресс» (отрицательный стресс, недовольство и отсутствие мотивации).

Мы сосредоточились на командных видах спорта, в которых заняты юные спортсмены. Но, помимо этого, если вы сами, будучи родителем, по выходным выходите на поле в качестве игрока группы «Б» и хотите улучшить свою собственную игру, знание основ когнитивной деятельности спортсмена сослужит и вам хорошую службу. Когнитивные навыки спортсмена могут пригодиться даже за пределами спорта. Когнитивные навыки, приобретенные юными спортсменами, можно также применять в повседневной академической и социальной жизни. И это не пустяк. Ускоренное восприятие и переработка информации приносят свои плоды в любой области, связанной с обучением. Когнитивные навыки, которые позволят вашему ребенку побеждать на поле, помогут получать высшие баллы на контрольных, легче заводить друзей и более осознанно принимать решения. С помощью описанных здесь примеров родители поймут, что мощь когнитивных навыков спортсмена поможет как на поле, так и дома и в школе.


Кто такой плеймейкер?

Дэвид Эпштейн, автор бестселлера по версии New York Times «Спортивный ген» и репортер некоммерческой организации журналистских расследований ProPublica:


«Я думаю, что понятие “плеймейкер” отличается от любого другого термина, означающего высшую результативность. Во-первых, это тот, кто имеет более полное представление о том, что происходит, и поэтому он создает возможности не только для себя, но и для товарищей по команде или создает ситуации, в которых его товарищи по команде смогут показать лучший результат. Неслучайно в индивидуальных видах спорта мы никого не стали бы называть плеймейкером. Я также думаю, что это понятие обозначает игрока, который становится лучше или, по крайней мере, не теряется в стрессовой ситуации, что очень сложно. Один из плеймейкеров, о котором я думаю, – это бывший игрок “Чикаго Буллз” Деннис Родман. Если отвлечься от того, что люди думают о его выходках за пределами площадки, я считаю его невероятно интересным игроком. Когда Деннис Родман был включен в баскетбольный Зал славы, было много разговоров о том, заслуживает ли он этого, ведь, как они говорили, он не универсальный игрок. Он просто не набрал столько очков, сколько большинство парней в Зале славы. В Зале славы были игроки меньше ростом, чем он, но очков они набрали немало. Бен Моррис провел поразительный анализ его достижений. Для своего времени Родман стал рекордсменом по количеству подборов, опередив в этом многих. Родман – это явное исключение из всех правил.

Когда он был в игре, даже если он и не улучшал статистику, он был способен нейтрализовать лучшего “подборщика” команды противника и часто их лучшего бомбардира, а ребята из его команды в конечном счете забивали много мячей с близкой дистанции. То, что он делал, даже когда не забрасывал мяч в корзину, часто было нейтрализацией одного из лучших бомбардиров и “подборщиков” команды соперника, он отвлекал их внимание или бесил их, так что у его товарищей по команде появлялось больше возможностей пробиться в трехсекундную зону. Так что можно назвать этого парня плеймейкером, пусть он даже и не был звездой – то есть он явно не был Майклом Джорданом или Скотти Пиппеном. Он обладает двумя качествами: не теряется в стрессовых условиях и создает ситуации, которые меняют ход игры, – как для себя, так и для своих товарищей по команде».

Загрузка...