Бойко С. З.,
преподаватель высшей категории
ГБПОУ РО «ЗернПК»
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Цель преемственности – обеспечить полноценное развитие личности, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира дошкольного и начального образования.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников дошкольного учреждения и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности дошкольного учреждения и начальной школы.
Для непрерывного образования особенно важны следующие положения таких документов как:
– «Международная Конвенция о правах ребёнка», «Конституция РФ», «Закон об образовании»;
– конституционное право каждого ребёнка на охрану жизни и здоровья;
– получения образования, гуманистического по своему характеру, бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка;
– адаптивность системы образования к особенностям развития и воспитания обучающихся;
– бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка.
Следует обозначить проблемы, решение которых позволит обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования как основного средства достижения непрерывности образования.
Задача дошкольного образования – научить каждый день открывать что-то новое, развивать коммуникативные качества, социальные навыки и т. д.
Начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.
В первую очередь, не стоит забывать об адаптации детей к школьным условиям. Уже в подготовительных группах воспитатели должны активно продолжать работу, используя всевозможные методы и средства для всестороннего развития детей.
Следует определить основные условия преемственности дошкольного и начального школьного образования.
1 условие. Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, приводящих к эффективной реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования
(программа «Школа 2100» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
2 условие. Стимулирование административной поддержки стремления педагогов к совершенствованию профессионально – педагогического мышления; повышение личной ответственности за обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
В качестве критериев анализа состояния работы ДОУ по осуществлению взаимодействия со школой используются следующие условия:
– преемственность предметной среды;
– стиль взаимодействия детей и взрослых;
– преемственность в содержании процесса обучения.
Несомненно, взаимодействие является двусторонним процессом. С одной стороны дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства». С другой стороны школа как преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Взаимодействие обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Перечисленные условия способствуют успешному переходу к новым условиям школьного обучения с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Литература
1.Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2000. – №1.
2. Кудрявцев, В. Т. Личный рост ребенка в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразавалиева, И. Л. Кириллов. – М., 2003.