История современного периода развития отечественного предпринимательства начинается с конца 1980-х гг. с появлением кооперативов, совместных предприятий, с запуском приватизационных процессов. К особенностям предпринимательства того времени относится концентрация на посреднических операциях, собственном обогащении и, как следствие, малая инновационная активность. В докризисные годы предпринимательство активно развивалось как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Малым предпринимательством в настоящее время признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации) [14].
Критериями отнесения предприятий к малым выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала, средняя численность персонала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия могут быть признаны субъектами малого предпринимательства, превышает пятьдесят единиц.
Европейская Комиссия приняла новые критерии выделения микро-, малого и среднего бизнеса. Они были введены в действие с 1 января 2005 г.:
– для средних предприятий – 50 – 249 работников, при ежегодном обороте, не превышающем 50 млн. евро, и балансе предприятия до 43 млн. евро;
– для малых предприятий – 10–49 работников, предел объема оборота и баланса – 10 млн. евро;
– для микропредприятий – менее 10 работников, предел объема оборота и баланса – 2 млн. евро [65].
В Японии в таких отраслях, как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь, обрабатывающая промышленность, коммунальное хозяйство, финансы и страхование, операции с недвижимостью, численность работающих не должна превышать 300 человек. В оптовой торговле она составляет менее 100 чел., в розничной – до 50, в производстве – до 20, в сфере коммерции и услуг – до 5 чел. [41].
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу [1].
Согласно данному документу, к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям:
– доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % (для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 %);
– число постоянных работников не должно превышать определенных рамок.
По закону средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек [1].
С 1 января 2008 г. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
– средние предприятия – 1000 млн. рублей;
– малые предприятия – 400 млн. рублей;
– микропредприятия – 60 млн. рублей.
Принятие данного закона связано с пониманием роли малого предпринимательства для национальной экономики, его отличительных особенностей.
Вклад малого и среднего предпринимательства в национальную экономику определяется следующими показателями:
• численностью малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей по отношению к общей численности субъектов рыночной экономики;
• вкладом предприятий в ВВП, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
• вкладом в формирование федерального и региональных бюджетов;
• численностью занятого на малых и средних предприятиях трудоспособного населения;
• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения.
Развитие предпринимательства оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, увеличения за счет этого спроса на рабочую силу. Малый бизнес открывает вакансии для молодежи, женщин с детьми, пенсионеров, инвалидов. Занятость на малых предприятиях дает населению источник к существованию. По мере стабилизации экономики рост спроса на труд в малом бизнесе будет более устойчивым.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, товары производят часто по заказу конкретных потребителей.
Необходимо отметить ряд особенностей малого и среднего бизнеса России по сравнению с экономическими развитыми странами [46].
1. Низкий процент инновационного бизнеса.
В развитых странах малый бизнес играет важную роль в инновационной экономике. В России основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство. Важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса на сегодняшний день – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
2. Низкая легитимность малого предпринимательства.
В настоящее время в России широко используются «серые схемы» работы, что позволяет искусственно занижать прибыль малых предприятий и уменьшать налоговые выплаты.
3. Нехватка финансовых ресурсов.
Для малого бизнеса в России может быть характерна нехватка финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Возможности малого бизнеса в получении кредитов ограничены высокими процентными ставками и короткими сроками.
4. Нестабильное развитие малого бизнеса.
Нестабильность малого бизнеса обусловлена нехваткой
финансовых ресурсов, жесткой конкурентной борьбой и зачастую негативным воздействием внешних факторов.
Несмотря на различия ведения малого бизнеса в России и за рубежом, сходной чертой является простота его организации по сравнению с крупным и средним бизнесом. Для этого необходимо зарегистрировать предприятие в какой-либо организационно-правовой форме. Наиболее популярной из них является общество с ограниченной ответственностью, порядок регистрации которого включает:
● определение состава участников и органов управления ООО;
● избрание исполнительного органа;
● определение юридического адреса регистрации ООО;
● выбор наименования;
● выбор суммы, формы оплаты уставного капитала;
● утверждение и распределение уставного капитала;
● определение видов деятельности юридического лица по классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
● подготовка учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор);
● подготовка решения о создании ООО;
● открытие временного (накопительного) счета для внесения уставного капитала;
● подготовка заявления о государственной регистрации юридического лица;
● нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении;
● оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица;
● подача документов в регистрирующий орган;
● получение свидетельства о государственной регистрации ООО;
● получение копий учредительных документов юридического лица;
● получение информационного письма о присвоении кодов Федеральной службы госстатистики РФ;
● изготовление печати юридического лица;
● нотариальное удостоверение подписей на банковской карточке;
● открытие расчетного счета;
● уведомление территориальной ИФНС об открытии расчетного счета.
Таблица 1.1. Информация, необходимая для создания фирмы в организационно-правовой форме ООО
Для открытия ООО необходима следующая информация (табл. 1.1) [2].
Малые фирмы могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Административные барьеры, бюрократические затруднения затягивают время, необходимое для открытия предприятия. Для решения таких проблем предприниматели обращаются в специализированные фирмы-посредники, которые за определенную сумму предлагают услуги по оформлению и регистрации документов. Процесс открытия собственного дела сопряжен с финансовыми и временными затратами, требует от предпринимателей определенных знаний в области законодательства.
Подводя итог вышесказанного, отметим, что малое предпринимательство – самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование предпринимательства на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация, относительно малый стартовый капитал – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Роль малого и среднего бизнеса в экономике определяется целым рядом факторов. Малое предпринимательство, являясь основой формирования «среднего класса», способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Развитие предпринимательства оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, увеличения за счет этого спроса на рабочую силу. Налоговые и прочие поступления от малого и среднего бизнеса составляют значительную часть бюджета регионов и муниципальных образований и пр.
Малый и средний бизнес обладает определенными преимуществами перед крупным, основные из которых представлены в таблице 1.2.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, обладают высоким уровнем личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия лучше реагируют на изменение спроса на местных рынках, товары зачастую производят по заказу конкретных потребителей.
Быстрое реагирование малого и среднего предпринимательства на изменение условий функционирования делает его не только более мобильным и приспосабливаемым, но и зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.
Таблица 1.2. Преимущества малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным бизнесом
Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т. д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество работников обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Малые и средние предприятия способствуют преодолению монополизма в экономике, развитию конкуренции, внедрению достижений науки и техники в производство.
Развитие сети малых предприятий позволит избежать социальной напряженности в обществе, создаст реальную основу развития региона.
Есть еще один важный довод в пользу малого и среднего бизнеса: сравнительно небольшие размеры производства благоприятствуют нормализации экологической обстановки в регионах. Немаловажным является и то, что на таких предприятиях устанавливаются неформальные отношения в трудовом коллективе, проще подобрать психологически совместимых работников, люди реально ощущают свою причастность к управлению предприятием, теснее связь оплаты труда с его результатами.
История развития малого предпринимательства в РФ не является продолжительной по сравнению с развитыми странами. Становление бизнеса в рамках новейшей истории России можно условно разделить на несколько этапов (табл. 1.3).
В настоящее время малое и среднее предпринимательство имеет большое значение для экономики региона, что подтверждается данными статистики. Так, в 2010 г. число малых и средних предприятий в Вологодской области составило около 18 % от общего числа организаций региона.
На начало 2011 года в Вологодской области насчитывалось 44,2 тыс. индивидуальных предпринимателей или чуть более 7 % от числа занятых в экономике региона. Почти половина предпринимателей (42 %) сосредоточена в торговле, 12 % – на транспорте и связи, 10 % занимались предоставлением персональных услуг. Из общего числа индивидуальных предпринимателей 436 являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, 57 – нотариусами, занимающимися частной практикой, и 171 – адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально. По-прежнему большинство индивидуальных предпринимателей (60 %) проживают в городах Вологде и Череповце.
Таблица 1.3. Этапы становления бизнеса в России
В структуре распределения малых предприятий Вологодской области по видам деятельности в 2009 г. преобладали предприятия оптовой и розничной торговли; предприятия, занимавшиеся операциями с недвижимым имуществом, а также строительством (табл. 1.4). Наименьшее число предприятий малого бизнеса занято в сферах добычи полезных ископаемых, образования и рыболовства. Большинство средних предприятий области задействованы в оптовой и розничной торговле, обрабатывающих производствах и строительстве.
Таблица 1.4. Число малых и средних предприятий Вологодской области по видам деятельности в 2009 г., ед. [49]
Оборот малых предприятий области в 2009 г. равнялся 77,5 млрд. руб. (16,6 % оборота всех организаций области). Оборот средних предприятий составил всего 21,0 млрд. руб. (4,5 % соответственно).
В 2009 г. наблюдался спад объемов отгруженных товаров, выполненных малыми и средними предприятиями работ, услуг.
Значение данного показателя для малых предприятий составило 36,0 млн. руб., для средних – 10,0 млн. руб. Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составили 1099,3 млн. руб. и 973 млн. руб. соответственно. Это равно 2 и 1,8 % от общего объема инвестиций в основной капитал по региону.