Процедура регистрации предпринимателей без образования юридического лица существенно изменилась с 1 января 2004 года. Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в налоговых инспекциях по месту жительства граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью.
Это позволяет налоговым органам одновременно поставить предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика. К тому же, при регистрации налоговые инспекции самостоятельно передают сведения для постановки предпринимателя на учет в Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования.
Присвоение кодов статистики в части определения видов экономической деятельности отныне производится на стадии регистрации предпринимателя при подаче документов на регистрацию, поскольку эти данные являются необходимой частью единого государственного реестра.
Для регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в налоговую инспекцию должны быть представлены следующие документы:
– Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ.
– Подпись гражданина на заявлении должна быть удостоверена нотариусом.
– Копия паспорта (для граждан России). Для нерезидента страны, необходимы дополнительные документы.
– Квитанция об уплате государственной пошлины.
– Размер государственной пошлины при регистрации предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) необходимо уточнить в налоговой.
– Документы в налоговую инспекцию можно подать лично, направить почтой с уведомлением или через многофункциональные центры (далее – МФЦ). Там же можно получить бесплатно электронную подпись.
Самому процессу регистрации, как ПБОЮЛ, так и юридических лиц отводится единый общий срок – не более пяти рабочих дней с момента получения инспекцией надлежаще оформленных документов от заявителя.
Процедура регистрации юридического лица во много схожа с регистрацией индивидуального предпринимателя. Регистрация юридического лица осуществляется в налоговой инспекции по месту нахождения постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа юридического лица. При государственной регистрации, учредителями предоставляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации по форме Р11001 с указанием кодов ОКВЭД и нотариально заверенной подписью заявителя (заявитель сам присваивает коды ОКВЭД по справочнику;
– решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа (устава);
– пакет учредительных документов;
– квитанция об оплате государственной пошлины;
– 2 экземпляра расписок;
В том случае, если предприятие собирается применять упрощенную систему налогообложения, то одновременно с документами на регистрацию в качестве юридического лица или ПБОЮЛ необходимо подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Иначе, в текущем году нужно будет уплачивать налоги по общей системе налогообложения до периода, установленного для подачи заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения. Применять упрощенную систему налогообложения можно будет только с 1 января года, следующего за годом, в котором Вы подали заявление.
Отказ в регистрации. Общими основаниями для отказа в государственной регистрации являются отсутствие нужных документов и обращение не в надлежащую инспекцию. Помимо общих, в отношении предпринимателей предусмотрены особые основания, по которым им может быть отказано в регистрации.
Отрицательное решение принимается, когда:
а) гражданин уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и его регистрация не утратила силу;
б) не истек год:
– со дня принятия решения о признании предпринимателя банкротом;
– со дня принятия решения о прекращении его деятельности в принудительном порядке;
в) не истек срок, на который гражданин лишен права заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда.
Решение об отказе в регистрации принимается в течение пяти рабочих дней с момента получения документов и должно быть мотивированным.
Необоснованный отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
При изменении сведений об индивидуальном предпринимателе, внесенных в реестр (изменение фамилии, гражданства, местожительства, замене паспорта), предприниматель обязан в течение трех дней сообщить об этом в налоговую инспекцию.
Информацию об изменениях, касающихся приобретения или утраты лицензии, в налоговую инспекцию подавать не нужно: это сделает орган, который выдавал (отбирал) лицензию.
Изменения вносятся на основании заявления и нотариально заверенной копии документа, подтверждающего новые сведения (вместо нотариально заверенной можно принести обычную копию вместе с подлинником документа).
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в налоговую инспекцию предоставляются:
а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) квитанция об уплате государственной пошлины.
Если изменения не касаются учредительных документов, то подается только заявление по установленной форме.
В случае изменения места жительства ПБОЮЛ или места нахождения юридического лица, налоговая инспекция вносит соответствующие изменения в государственный реестр и пересылает регистрационное дело в налоговую инспекцию по новому месту жительства предпринимателя или месту нахождения юридического лица.